Время поколения Ковальчука
Перед началом чемпионата мира мы говорили о том, что именно итоги этого соревнования станут основным ориентиром для оценки состояния дел в российском хоккее. И тут же пришлось услышать возражения: это, мол, неправильно, результата выступления одной команды, пусть и главной в стране, явно недостаточно для столь глобальных выводов.
Между тем речь шла не о том, как должно быть, а о том, как будет на самом деле. Правильно это или нет — другой вопрос, тут можно спорить бесконечно. Только факт остается фактом: место, занятое национальной сборной в самом престижном турнире сезона, — едва ли не единственный критерий развития любого вида спорта для подавляющего числа людей: руководителей разного уровня, спонсоров, простых болельщиков, а тем более для тех, кто интересуется игрой постольку-поскольку. Никому из них не объяснишь, что в нашем хоккее порядок, если нет побед на высшем уровне.
В 1962 году в мировом хоккее появился первый в истории трехкратный чемпион мира — шведский нападающий Свен "Тумба" Юханссон. Это имя казалось тогда магическим, символизирующим один из популярнейших видов спорта, а достижения "Тумбы" — уникальными. Мировые первенства проводились к тому времени 42 года, и никому, кроме знаменитого шведа, за все это время не удавалось трижды становиться на верхнюю ступень пьедестала почета. Однако уже в 1966-м его достижение превзошли сразу несколько игроков, представлявших сборную СССР, — Виктор Коноваленко, Александр Рагулин, Виталий Давыдов, Вячеслав Старшинов, Виктор Кузькин, Вениамин Александров, Борис Майоров, Александр Альметов, Виктор Якушев. Еще через год все они стали пятикратными чемпионами. Затем они потихоньку стали заканчивать выступления в сборной, но трое из них — Рагулин, Давыдов и Старшинов — не пропустили ни одного чемпионата вплоть до 1971 года, завоевывая золотые медали девять лет подряд. А еще через два года Рагулин установил и вовсе феноменальный рекорд, повторенный впоследствии только Владиславом Третьяком, — 10 чемпионских титулов!
Три чемпионства "Тумбы" Юханссона давно не считаются чем-то из ряда вон выходящим. На сегодня этот показатель перекрыли сразу 47 хоккеистов. До этого года их было 43, и все они — наши соотечественники, и вот в их ряды вклинились четверо чехов — Франтишек Каберле, Давид Выборны, Павел Патера и Мартин Прохазка. Причем Патера с Прохазкой к тому же олимпийские чемпионы Нагано. Теперь именно они — самые титулованные после Игоря Ларионова из действующих хоккеистов планеты, если иметь в виду крупнейшие соревнования на уровне сборных. Пока впереди россиянин, но ему идет уже пятый десяток, и можно предположить, что уже вскоре 29-летние Прохазка и Патера перехватят лидерство, чего наши не позволяли никому из представителей других стран в течение долгого времени. Традиция, заложенная в далекие годы, таким образом, нарушится.
Уступаем мы позиции и по другим показателям. Если сборная СССР за все время своего существования ни разу не возвращалась с чемпионата мира без призового места, то российская команда уже 8 лет подряд не может завоевать хотя бы какие-то медали. Для сравнения — у шведов худшая в этом смысле серия была зафиксирована в 30-е годы (5 чемпионатов без медалей), у чехов (тогда — чехословаков) — в 20-30-е (4), канадцы установили собственный антирекорд только что, в Германии (тоже 4). То, что родоначальники хоккея приближаются к нам, — слабое утешение. Тем более что до нас им еще далеко (или, может быть, вернее сказать, наоборот — нам до них?).
По сравнению с прошлым годом мы сделали шаг вперед, переместившись с одиннадцатого места на шестое. Но с другой стороны, ниже пятой позиции до питерского чемпионата не опускались никогда. Так что прогресс не такой уж и значительный. Тем не менее он есть, и подтверждение тому — не только формальное восхождение в табели о рангах. По итогам Евротура мы впервые стали вторыми, а на чемпионате мира игру продемонстрировали пусть и далекую от идеальной, но совсем не столь удручающую, как год назад. После шокирующего поражения от канадцев команда от матча к матчу прибавляла и во встрече со Швецией в четвертьфинале заслуживала как минимум ничьей. Однако в плей-офф ничьих не бывает, и в овертайме соперник взял-таки верх.
Ничего не поделаешь. Хотим мы этого или нет, но надо смириться с мыслью, что поколение Павла Буре и Алексея Яшина никогда не достигнет высот не только Третьяка с Рагулиным, но и Патеры с Прохазкой. Во всяком случае, если говорить о достижениях на уровне сборных. Разумеется, это поколение нельзя считать потерянным. Оно проявило себя достаточно ярко, вот только радость доставляло и продолжает доставлять, увы, не нашим зрителям. Всегда приятно узнавать об успехах наших соотечественников в НХЛ, но куда лучше было бы, приноси они реальную пользу команде, представляющей на международной арене свою страну. Может быть, это под силу другому поколению — поколению Ильи Ковальчука и его партнеров по юниорской сборной России, совсем недавно с блеском выигравшей чемпионат мира среди 18-летних? Эти ребята оказались на голову выше своих ровесников из других стран. Их время приближается.