Путь для России
Минувший чемпионат мира особых неожиданностей не принес. В отличие от предыдущего, в котором до финала впервые добрались словаки, а россияне, скатившись на 11-е место, установили свой антирекорд. Чехи и финны вышли в финал во второй раз за три последних года, утвердив себя в качестве законодателей мировой моды.
После того как мировую элиту расширили с восьми до двенадцати, а затем до шестнадцати команд, образцовым по интриге и интересу публики принято было считать мировое первенство-97 в Финляндии. Тогда во дворцах Хельсинки, Тампере и Турку побывало более полумиллиона человек - 526 тысяч. И это при том, что хозяева в четверку сильнейших не попали. Рекорд был обусловлен не только беспредельной любовью финнов к нашему виду спорта, но и, пожалуй, лучшей формулой турнира за последние годы. После матчей в двух шестерках по три лучшие сборные образовали новый секстет, где играли с учетом набранных очков, а затем шли матчи за золото и бронзу. Любопытно, что на том первенстве в первую шестерку попали ее исконные члены - Канада, Швеция, Чехия, Россия, Финляндия, США, что и обеспечило накал в каждой встрече. К сожалению, столь успешная формула просуществовала всего год, ибо из-за нашествия сборных экс-советских республик ИИХФ еще задолго до ЧМ-97 решила расширить класс "А" до 16 участников. Финальные раунды двух следующих ЧМ, в которых четыре команды целую неделю, мучая себя и зрителей, определяли призеров, получились полностью провальными. Рекорд абсурда совместными усилиями шведы и финны установили в финале ЧМ-98, в котором за два матча забросили лишь одну шайбу. Естественно, посещаемость как на ЧМ-98 в Швейцарии, так и на ЧМ-99 в Норвегии оставляла желать лучшего. Даже на финальных поединках на трибунах зияли пустоты.
В прошлом сезоне ИИХФ вернулась к классической кубковой системе, апробированной еще на ЧМ-92, при которой плей-офф начинается с четвертьфиналов, и во всех раундах победитель выявляется в одной встрече. Поразительно, несмотря на то, что ЧМ впервые за четыре года проводился в одном городе, несмотря на фантастическую по российским меркам цену билетов и провальное выступление хозяев, по посещаемости питерское первенство оказалось четвертым в истории ЧМ - 318 449 зрителей. Помимо ЧМ-97 впереди два мировых чемпионата, прошедшие в Швеции в 1989 и 1995 годах, - соответственно 388 563 и 326 571 человек. Новая старая схема, исключив право на осечку, вернула турниру динамизм, бескомпромиссность. Все решается в одном матче - выходи и доказывай, что сегодня ты сильнее. Конечно, скептики скажут, что это за соревнование, где все решается в одной встрече? Но ведь так, к примеру, играют на ЧМ футболисты, весь год - теннисисты. Да и вообще спорт - штука жестокая, а идеальных формул, что тоже давно известно, не бывает.
Но не только изменение формулы вдохнуло жизнь в ЧМ. В сторону агрессивности, атаки резко преобразился сам хоккей в исполнении ведущих сборных мира - Чехии, Финляндии, Канады, США, а в этом сезоне особенно Швеции. Подтянулись и команды второго плана - Словакии, Швейцарии, Германии и даже Японии, которая на ЧМ-2001 добыла первое очко в мировой элите в своей новейшей истории. Все меньше и меньше становится проходных матчей - в любом из них, несмотря на титулы соперника, все бьются "от ножа". А что еще нужно зрителю? Именно за такой хоккей, за такую систему ЧМ проголосовал ногами болельщик в этом году на аренах Ганновера, Кельна и Нюрнберга. На "Кельн-Арене" на игре Германия - Чехия был установлен рекорд посещаемости ЧМ в закрытых помещениях - 18 539 зрителей. А уже после полуфиналов стало ясно, что ЧМ-2001 в Германии выйдет на второе место в истории ЧМ по суммарной посещаемости. Без двух заключительных встреч турнира дворцы посетили 386 514 поклонников хоккея. При вместимости "Пройссаг-Арены" 10 513 человек еще в воскресенье утром можно было не сомневаться: рубеж 400 тысяч падет во второй раз в истории ЧМ.
Как только наши, уступив в четвертьфинале шведам, выбыли из турнира, мои коллеги стали жаловаться, что теперь ЧМ для них утратил всякий смысл - жаль, мол, нельзя поменять авиабилеты и побыстрее вернуться домой. Еще года два назад я бы с ними, наверное, согласился. Однако нынешний ЧМ предложил нам совершенно иной хоккей. Образцом его стал поединок второго этапа Финляндия - Швеция. Этому северному дерби много-много лет, и я помню, какую скуку, несмотря на всю их бескомпромиссность, навевали матчи соседей в 70-х, 80-х годах, а о финале ЧМ-98 здесь уже упоминалось. Синхронно играя от обороны, скандинавы весь матч занимались разрушением, выжидая ошибки друг друга. Кого же заинтересует столь закрытый, тусклый хоккей?
На этот раз все было иначе. Всю игру противники провели в высочайшем темпе. Действовали предельно активно, пытались овладеть шайбой сразу же после ее потери, на каждом сантиметре поля шла жесточайшая борьба. Никто не собирался подстраиваться под соперника. Наоборот, каждый утверждал свое право играть первым номером. Обе команды искали счастья только у ворот противника. Потому, может быть, излишне оголяли оборону, но зато в атаке были неудержимы. Виданное ли дело: на двоих финны и шведы совершили 72 броска за одну встречу! Очевидно, что за подобным хоккеем будущее. К сожалению, россияне в такой игре чувствуют себя пока не совсем уютно. Здесь есть, пожалуй, о чем задуматься тренерам российских клубов.