"Северстали" по-флотски троекратно: "Ура!"

news

"Я всегда относился с огромным уважением к профессии военного моряка, и тем более подводника, и тем более на Северном флоте. Но после того, что нам довелось увидеть - это и крейсер "Петр Великий", и подводная лодка, которая носит имя нашего клуба и комбината, я низко кланяюсь этим людям. Нам очень повезло - удалось соприкоснуться с этой мощью, честью, гордостью нашей страны. Мне как гражданскому человеку не сразу суждено даже просто осознать пережитое за этот день. И, конечно же, далеко не каждому доведется в своей жизни увидеть то, что увидели мы".

Эти слова главного тренера "Северстали" Сергея Михалева, произнесенные в то время, когда усталые, довольные, еще не в силах переварить все свои впечатления от этого поистине фантастического дня, череповчане возвращались домой, в комментарии не нуждаются. 26 апреля делегация хоккейного клуба, в минувшем сезоне впервые в своей истории завоевавшего медали чемпионата России и металлургического комбината, одного из крупнейших в стране, побывала на одной из баз Северного флота. Хоккеистов, тренеров, руководителей клуба и работников комбината сопровождали корреспонденты "Советского спорта". "Уверен, что те игроки, которые могли, но не захотели поехать с нами, будут жалеть об этом", - добавил Михалев. Вратарю Виктору Чистову, защитнику Константину Маслюкову, нападающим Владиславу Лучкину, Андрею Шеферу, Игорю Никулину, Владимиру Воробьеву, Владимиру Кочину, Сергею Шитковскому и капитану команды Андрею Пчелякову жалеть не придется.

РУССКИМ ЛУЧШЕ ВСЕГО УДАЕТСЯ НЕВЫПОЛНИМОЕ

Заполярье, суровый Мурман, Военно-Морской Флот, атомный, стратегического назначения - такое увидишь только раз в жизни. Это не сравнить ни с чем. Это на всю жизнь.

Легендарная лунинская К-21, "Катюша", как звали в годы Великой Отечественной подлодки класса "К", что означает "крейсерские", стоит сейчас на вечном приколе у пирса Североморска. Внутри нее размещается музей. Это она в одиночку (!) "пошла наводить хандру на Гитлера", как сказал в тот момент ее командир, атаковав целую эскадру во главе с линкором "Тирпитц", флагманом фашистского флота. "Русским морякам лучше всего удаются предприятия невыполнимые", - сказал в начале века легендарный русский флотоводец адмирал Степан Осипович Макаров, погибший в русско-японскую войну 1904 года, и его слова стали пророческими. Шел тяжелый 1942 год: враг рвался в это время к Мурманску, стоял на подступах к Сталинграду, в блокаде сражался Ленинград. Лучший линкор нацистов, следовавший в составе мощного эскорта, все-таки получил в борт торпеду. В боевых действиях "Тирпитц" больше участия не принимал. Капитан "Катюши" Лунин был объявлен личным врагом бесноватого фюрера и всего рейха, победу над которым подводники-североморцы, как и все советские люди, "приближали, как могли".

Это атомный ракетный крейсер "Петр Великий", флагман сегодняшнего Северного флота. Самый большой из боевых российских кораблей, не считая авианосца "Адмирал Кузнецов". Экипаж "Петра" - более тысячи человек. И, как отметил командир крейсера капитан первого ранга Юрий Касатонов, от действий каждого, в большей или меньшей степени, зависит судьба корабля, выполнение боевой задачи. "Это роднит вашу команду с нашим экипажем", - сказал каперанг хоккеистам. Насчет его, прямо скажем, хоккейной фамилии игроки не преминули тут же спросить, командир широко улыбнулся: "Мы, Касатоновы - все одна семья". На прошедших недавно маневрах крейсер отразил все учебные воздушные атаки, используя уникальные зенитно-ракетные комплексы. "А что было бы, если бы сбили не все мишени?" - живо поинтересовался Чистов. Моряки лишь недоуменно пожали плечами. "Но ты же, Витя, - под общий хохот ответил вратарю Михалев, - тоже не все шайбы ловишь".

Наконец мы ступили на борт тяжелого атомного подводного ракетного крейсера "Северсталь" - самой большой субмарины в мире! У нас такие называют "Акулами". А наиболее вероятные противники - "Тайфунами". Только представьте: 50 тысяч тонн (!) водоизмещения, высотой, если считать от киля, самой нижней точки колоссального прорезиненного корпуса до вершины рубки - с десятиэтажный, как минимум, дом. Шириной - внутри того объема, который вбирает в себя корпус подлодки, вполне поместится целая станция метро. В шахтах - два десятка баллистических ракет с боеголовками, начиненными ядерным зарядом. Дальность плавания - не ограничена. В хитросплетении, на наш, дилетантский во флотских делах взгляд, отсеков не составит труда заблудиться. Ладно бы только мы, журналисты, но и хоккеисты, люди, привыкшие к приличным физическим нагрузкам, после экскурсии по бесчисленным, казалось, отсекам гигантской субмарины, после лазания в круглые герметичные люки в переборках между ними, просто-напросто взмокли. Потрясающая воображение техника.

С СЕВЕРНОГО ПОЛЮСА - ПО КОЛЫШКУ НА КАМЧАТКЕ

Но еще больше потрясли люди, которые этой техникой управляют и выводят в океан эту мощь. Жизнь военных моряков - по сути своей подвиг. Живой пример патриотизма, готовности к самопожертвованию и любви к нелегкому ратному труду. Рискуют они не деньгами или репутацией - рискуют жизнью. Как бы ни развивалась техника, человеку в море всегда приходится бросать вызов стихии и быть с ней один на один. И этот риск, смертельный для них, привычен. Он - часть жизни. Трагедия "Курска" вечной занозой засела в сердцах моряков, а ответ капитана второго ранга на вопрос, что могло там произойти, был философски спокоен и по-флотски мужественен: "Точно никто никогда не узнает. Поймите, это стихия".

В этом году весна в Заполярье запоздала. Североморск встретил белизной сопок и пронизывающим ветром. Типовые пяти- и семиэтажные дома на скалистых, припорошенных снегом склонах. Громады боевых и вспомогательных кораблей у причалов, опоясывающих практически всю бухту. Совсем не курорт. Служат здесь не ради денег, а по зову сердца. Командир атомного ракетоносца, капитан первого ранга Александр Богачев получает по десять с небольшим тысяч в месяц. Рублей. Считайте сами, в достаточной ли мере оплачен тяжелый, крайне опасный труд кадрового подводника. В Америке, для сравнения, военные, а моряки-подводники тем более - одни из самых высокооплачиваемых госслужащих. "Северсталь" под командованием Богачева шесть лет назад провела, по оценке специалистов, самую блестящую операцию Российского военно-морского флота за последнее десятилетие. Она прошла подо льдами около шести с половиной тысяч километров и произвела учебный, разумеется, пуск баллистической ракеты. Из района Северного полюса по полигону, располагающемуся на Камчатке. По простому деревянному колышку, вбитому в землю. Отклонение от цели составило всего два десятка (!) сантиметров. Американцы, хоть и заранее, по международным нормам, оповещенные о планирующихся учениях, не смогли уследить за нашей субмариной и были просто в шоке!

… Вот так, мелькнула мысль, вопреки всему и служат североморцы. И большинство, если не каждый, местных мальчишек стремятся стать… военными моряками. И непременно на Северном флоте.

С ним у череповчан дружба давняя. Комбинат шефствует (читай - помогает, в наше то неспокойное, тяжелое для всей страны и особенно для людей в погонах время, чем только может) над дивизией тяжелых подводных крейсеров, в состав которого входит "Северсталь". Подлодка, уникальная хотя бы тем, что она, единственная, носит имя металлургического гиганта. Как только оно было присвоено, вышел президентский указ о том, что боевые корабли нарекаются или в честь заслуженных людей или в честь городов и регионов.

В марте, перед плей-офф, североморцы вручили хоккейному клубу в Череповце боевой военно-морской Андреевский флаг. Под этим стягом "Северсталь" завоевала первые в своей истории медали, а подводники в это время перед экранами телевизоров переживали за команду. Что могли привезти в ответ череповчане? Конечно же, клюшки с автографами всех бронзовых призеров. Весь командный состав "Северстали"-крейсера, дивизии на один тот вечер окрасился в черно-желтые, соцветные военно-морской форме, цвета клуба - шарфы, шапочки с символикой "Северстали"-клуба. И, главное - чистоту искренних дружеских чувств, принятую и оцененную мужественными моряками.

Хоккеистов встречали и провожали на берегах Кольского залива как хороших друзей. Не обошлось, как водится у нас, русских людей, без, по-военному спартанского, но от того не менее, а куда более душевного, чем в любом самом фешенебельном ресторане, стола в кают-компании атомохода, без традиционной стопки. По старинному обычаю моряков подводного флота, существующему, наверное, столько же, сколько бороздят глубины морей и океанов субмарины, за "то, чтобы всегда количество погружений равнялось количеству всплытий. По-флотски троекратно, два коротких, один - с раскатом: "Ура! Ура! Уррра-а-а!".

Новости. Архив