Александр Королюк: Равнение на магнитогорцев
На нынешнем чемпионате мира в нашей сборной пока всего пять энхаэловцев. На сей раз в нее приглашали только тех, в ком были уверены тренеры, тех, кто готов выложиться на все сто. Александр Королюк никогда не отказывается выступать за национальную команду. И пусть у него по ходу дела возникали организационные проблемы, он бросил все и по первому зову примчался в Москву — на базу сборной России.
— Наши сухие победы над итальянцами и норвежцами, в принципе, легко объяснимы, — говорит Александр Королюк. — Эти команды слабее, чем мы и сборная Канады. Те же канадцы играли с ними, словно на разминке. А вот на нас они собрались уже как следует.
— Разве наша сборная была не готова к игре?
— Ну, канадцы нас чисто физически переиграли. Можно сказать, избили. Мы к тому же довольно много ошибались. Конечно, на собрании команды нам говорили, что будет тяжело, канадцы не станут стесняться бить при первом же удобном случае. Не могу объяснить, почему мы не собрались.
— А что сказал вам Борис Михайлов в первом перерыве игры?
— Подбодрил. Говорил, мол, давайте, постарайтесь, еще целых 40 минут матча есть. Можно не только счет сравнять, но и вперед выйти.
— Во втором перерыве вас тоже подбадривали?
— Нет, в раздевалке уже гробовая тишина стояла. Счет-то 4:1 был в пользу сборной Канады. И каждый из нас прекрасно понимал, что по такой игре шансов у нас нет. Тем более что Саша Прокопьев травму получил, тренерам пришлось в его звено Пашу Дацюка переводить. Кроме того, они перешли на игру в три звена. Это, на мой взгляд, и было ошибкой. Стоило все-таки в четыре пятерки матч продолжать, ведь было заметно, что ребята устали.
— А вас перебрасывали из одного звена в другое?
— Поэтому-то мне и тяжело было. Я выпал из игрового ритма. То на лавке какое-то время сидел, когда четвертую тройку на лед не выпускали, а то вдруг меня в первое звено ставят. А я человек такой, что мне нужно давать играть с первой минуты до последней. Иными словами, давать полную нагрузку.
— Непросто, наверное, играть с разными партнерами?
— Еще бы! Паша Дацюк и Антон Бут хотя бы пасик отдать могут, а Леша Яшин в первом звене все больше на себя играет.
— С кем, интересно, будете в следующем матче против чехов играть?
— Последнюю тренировку проводил с Яшиным и Карповым. Думаю, так и начнем. Правда, пока друг друга на площадке по-настоящему не почувствовали.
— Вот вы сказали, будто Яшин заигрывается, а между тем сами вместо паса частенько по воротам норовите бросить.
— Я так в НХЛ привык играть. С канадцами именно так и надо было. Сперва бросаешь, а потом на добивание идешь. Мы же хотели их техникой взять. Что получилось — вы видели.
— Самое интересное, что канадцы временами сами играли в пас, причем им это удавалось здорово.
— Для меня это тоже открытие.
— С одноклубниками из "Сан-Хосе" встретились — Стюартом и Марло?
— А как же! Прямо после матча к Марло подкатил. Это же он нам пятую шайбу забросил. Спрашиваю: "Какая по счету-то она у тебя на чемпионате мира?" Тот улыбается: "Первая".
Транзитом через Москву
— Это ведь ваш второй чемпионат мира?
— Совершенно верно. Первый был в Финляндии в 1997 году, еще при Игоре Дмитриеве. Но, признаться, у меня в памяти ничего о нем не отложилось. Все-таки четыре года пролетело.
— А в этот раз как в сборную попали?
— Как обычно в нее энхаэловцы попадают? Клуб вылетает из плей-офф или просто туда не попадает — и сезон для тебя на этом за океаном заканчивается. Мы проиграли "Сент-Луису", после чего мне в Сан-Хосе сразу позвонили руководители сборной России. Я ответил, что готов поехать на чемпионат мира.
— Они предупредили вас, что непосредственно на немецкой границе по новым законам Германии у вас могут возникнуть проблемы с визой?
— Естественно. Поэтому я сначала и полетел в Москву. Меня встретили и повезли на базу в Новогорск. Там я отдал свой паспорт, визу сделали буквально на следующий день. А еще через день я вылетел в Германию вместе с третьим вратарем сборной Денисом Хлопотновым.
— Сколько не тренировались?
— Неделю. Тяжелый период. Перелеты, переезды. Потом, правда, потренировался, вроде бы в норму вошел.
— Вы в "Сан-Хосе" вместе с голкипером Евгением Набоковым играете. Как он там себя чувствует?
— Замечательно. Женька хорошо отстоял в сезоне. И мы с ним вообще часто там общаемся. Но только не в свободное время. У меня — семья, у него — подруга, американка, кстати.
— Набоков часом не говорил вам, что хотел бы выступить за сборную России?
— Вы наши разговоры случайно не подслушиваете? (Улыбается.) Как раз об этом он мне говорил совсем недавно. Но вся беда в том, что человек заигран за сборную Казахстана.
— Вы сами как в "Сан-Хосе" себя ощущаете?
— В прошлом году подписал новый контракт на три сезона. После этого купил дом. Часть денег отдал сразу, а остальное буду выплачивать в течение 30 лет.
— Сколько у вас комнат?
— Пять. Я же не один там обитаю. С женой, дочкой. Женился я, когда еще был в "Крыльях Советов". Короче, все вроде бы нормально. Только последний сезон слабеньким получился. Тренер у нас в "Сан-Хосе" Дэррил Саттер странную игру пропагандирует. Иначе чем "бей-беги" ее не назовешь. И не доверяет еще. В плей-офф я всего два матча провел. Причем отыграл в каждом минут по пять.
— В регулярном чемпионате игр 60 хотя бы провели?
— Ну провел. А что толку? Играл также — минут по 5, по 7. И забросил всего 12 шайб.
— А личный рекорд какой?
— 14.
— Не густо. В другую команду не хотите перейти?
— Так можно и не угадать. Обменяют тебя куда-нибудь, а там еще хуже будет.
Народная байка
— "Крылышки" вспоминаете?
— Конечно. Даже пытаюсь следить за их выступлениями из-за океана. Звоню тестю, он и рассказывает обо всем по мере возможности. Мне-то за океаном информацию найти трудно. Компьютер я пока не купил.
— Тем не менее вы в сентябре прошлого года могли наблюдать за играми российского чемпионата воочию. И даже в них участвовать.
— Верно. У меня же на тот момент нового контракта в НХЛ не было. И когда мне позвонили из Тольятти и Казани, то я решил поиграть в России.
— А почему выбрали "Ак Барс"?
— Даже не знаю. Единственное, что могу сказать — я об этом ничуть не жалею. Условия меня устроили, коллектив подобрался хороший. Только я всего-то успел 6 матчей провести, а потом уже снова соглашения с "Сан-Хосе" добился.
— Ходили слухи, что вы в "Ак Барсе" за те самые шесть игр получили 100 тысяч долларов.
— Надо же, какие байки народ сочиняет! Смешно, честное слово! Если бы я действительно такие деньги в России получал, точно бы в НХЛ не уехал.
— Зато в сборную вы теперь, смею предположить, с большим желанием приезжаете. Чувство ностальгии русские люди испытывают всегда.
— Вы правы. Я приехал с удовольствием. И знаете, мне очень нравится наша сборная. Особенно тройка из магнитогорского "Металлурга" Гусманов — Разин — Гольц. Ребята передачи делают, друг на друга не глядя. Потрясающе! Обидно, конечно, что канадцам проиграли. Ладно, не беда. Наукой будет. С кем мы там дальше играем? Чехи, швейцарцы, немцы? В принципе, всех обыграть реально. Дисциплина только нужна.
— Надеемся, что она будет.
— Главное, чтобы тренеры наши не тасовали игроков. В том смысле, чтобы не перекидывали кого-то из одного звена в другое. Тогда и на скамейке у нас спокойнее будет.