Денис Панкратов пользуется своим именем
На недавнем Кубке Москвы двукратный олимпийский чемпион в баттерфляе Денис Панкратов не прошел отбор на июльский чемпионат мира в японском городе Фукуока. Однако у знаменитого волгоградца остается шанс попасть в команду. Для того чтобы получить "путевку" на главный старт сезона, он должен показать высокие результаты. Впрочем, не исключено, Денис отправится в Страну восходящего солнца в качестве телекомментатора — несколько месяцев назад он переехал из Волгограда в Москву и теперь работает на телевидении.
Панкратов сменил "профессию" не случайно: плавание давным-давно не кормит его. Более пяти лет выдающийся пловец проигрывает турнир за турниром. А ведь было время, когда он собирал целые трибуны и по популярности уступал, пожалуй, лишь Александру Попову. Да и то только потому, что кролевой спринт по традиции престижней баттерфляя.
Особенно удачным выдался для Дениса сезон 1995-1996 годов. Он установил два мировых рекорда на "большой воде" — в 50-метровом бассейне и завоевал две золотые медали на Олимпиаде-96 в Атланте. Выступил с блеском! Даже Виктор Авдиенко не ожидал от своего ученика таких великолепных результатов. Все его комментарии сводились к одной фразе: "Слишком быстро плывет!"
А для самого быстрого "дельфина" планеты наступила черная полоса. Злопыхатели приписывали это прекращению фармакологической "подпитки". Денис только ухмылялся, он же прекрасно знал, что за все 18 лет, которые он провел в группе Авдиенко, наставник ни разу не порекомендовал своим воспитанникам воспользоваться запрещенными препаратами. Панкратов считает, что попросту устал. Но не сдался! Незадолго до Олимпийских игр в Сиднее решился на, может быть, самый непростой шаг в своей жизни — ушел от тренера, поскольку больше не имел права позорить его своими бесславными выступлениями. Самостоятельные тренировки принесли ему успех: Денис пробился в Сидней, где, к сожалению, остался без наград. Тем не менее плавание не бросил.
Надежда умирает последней
— Теперь моей коронной дистанцией стала 50-метровка на спине, — рассказывает Панкратов. — Эта дисциплина считается одной из самых легких, да и конкуренция тут низкая. Я практически не тренировался весь сезон, поэтому имею возможность отобраться на чемпионат мира только в этом виде.
— Что вас больше манит: комментаторская работа или выступления?
— Сложный вопрос. Мне кажется, что на телевидении я более ценен как действующий спортсмен. И наоборот.
— Выходит, вы продолжаете плавать ради журналистской карьеры?
— Нет! Я уже не раз пытался говорить о том, что плавание перестало быть для меня профессией. Превратилось в хобби. Поверьте, в этом году я действительно почти не тренировался. Тем не менее это позволило мне выиграть Кубок мира, и я попадал в финалы на зимнем чемпионате страны, Кубке Москвы и чемпионате России. И рассчитываю поехать на мировое первенство. Надежда умирает последней.
Жизнь лучше не стала
— Денис, вы иногда выступаете вне сборной команды. Допустим, несколько месяцев назад единственным из россиян выступили на этапе Кубка мира в Бразилии. Получается, вы стали жить лучше?
— Я не стал жить лучше! Просто впервые воспользовался своим именем.
Дело в том, что олимпийского чемпиона практически все устроители этапов Кубка хотят видеть в числе участников и платить за это сами. Однако я выступал и на турнирах, и в составе национальной сборной. Но даже там я договаривался с организаторами о том, чтобы деньги за меня были возвращены Всероссийской федерации плавания.
— Почему же раньше такого не было?
— Раньше, повторю, мы попросту этим не пользовались. Даже разговоров об этом не было. А что касается предолимпийского сезона, то в этот период я вообще никуда не выезжал, тренировался в Волгограде как проклятый!
— Вам платят за участие в этапах Кубка мира?
— Нет, но меня принимают бесплатно. Подобные турниры — официальные, а не коммерческие соревнования. Другое дело, что за победу в общем зачете я получил премию — 4 тысячи долларов.
— Может, вас держат в спорте именно такие высокие, по плавательным меркам, заработки?
— Скажем так, это немаловажный момент, но не решающий. В принципе меня держит в плавании мысль о том, что я еще на что-то способен. Здесь я имею какой-то вес. И если при этом я еще могу пользоваться финансовыми благами, то было бы глупо заканчивать плавать.
— В зарубежные клубы вас не приглашают?
— Думаю, мне не составит труда уехать в качестве тренера в 90 процентов европейских стран. Уверен, не откажутся меня видеть и на других континентах. Но я это придерживаю как запасной вариант.
— Если все-таки не пробьетесь на чемпионат мира, поставите на плавании крест?
— Ни за что! В ближайшие два года результаты и поездки на престижные турниры вообще будут мало интересовать меня. Выступления на чемпионатах Европы и мира для меня не самоцель, как это ни кощунственно звучит. Более того, для выступлений на "мире" после участия в трех Олимпиадах нет стимулов. Хочу туда попасть, потому что я по натуре игрок, очень азартный человек. Но если не попаду, это не станет трагедией. И это не будет означать, что я бросил плавать. То есть сейчас, в течение двух лет, я должен убедиться в том, годен я на что-то в своем виде спорта или нет, могу ли на что-то претендовать. И за два года до Олимпиады в Афинах уже решу: либо бросать плавать окончательно, либо готовиться к Играм.
— Простите, но вам не стыдно после таких успехов продолжать выступать и проигрывать?
— Знаете, момент стыда уже прошел. Если помните, уже в 1997 году я, обладая титулом двукратного олимпийского чемпиона и шестикратного рекордсмена мира, вылетел из финалов на чемпионате Европы в Севилье. Но тогда мне не было стыдно, было какое-то непонятное удивление. Подумал, что это случайность. Стыдно стало через полгода, когда история повторилась на чемпионате мира в австралийском Перте, и еще через год, когда я исключительно на "честном слове" был включен в команду на Игры доброй воли в Нью-Йорке. Более того, в перерыве между двумя Олимпиадами я не попал ни в один финал на чемпионатах Европы и мира! Конечно, сначала сгорал от стыда, но потом к моим проигрышам все привыкли. И я тоже!
Провинциал в Москве
— Столичная жизнь вас уже "захватила"?
— Признаться, я всегда относился к Москве не самым лучшим образом, потому что, может быть, все провинциальные люди мечтают попасть в столицу. Но если у них нет такой возможности, они, естественно, начинают ее хаять. Я долгое время хаял Москву и, попав сюда, еще не вкусил всех прелестей жизни этого города, каких-то благ. Работы очень много.
— Вы купили квартиру?
— Нет, снимаю.
— Ваша жена Ольга Кириченко, с которой вы в свое время выступали в одной команде, по-прежнему живет в Волгограде?
— Пока да. Оля преподает в Волгоградском университете и учится в аспирантуре. В ближайшие месяц-два разберется со своими делами и приедет ко мне.
— Денис, работа телекомментатора кажется вам трудной или нет?
— Комментировать не тяжело. Трудно понимать, что ты еще не владеешь этим в совершенстве. Вижу, что коллеги ждут от меня чего-то особенного, ведь не просто так меня пригласили. А я пока не могу блеснуть тем "багажом", который имею. Не хватает профессиональных навыков.
Денис Панкратов
Пловец. Родился 4 июля 1974 года в Волгограде. Рост — 188 см, вес — 83 кг. В сборной команде с 1989 года. Двукратный олимпийский чемпион в стиле баттерфляй. Неоднократный чемпион и рекордсмен мира и Европы. Живет в Москве. Женат.