Венера Маннанова: Я готова как никогда
Сегодня вечером в борьбу за награды женского чемпионата вступят спортсменки весовой категории 75 кг. В отсутствие прошлогодней чемпионки Европы россиянки Светланы Хабировой главной претенденткой на золото в этом весе специалисты называют ее подругу по команде Венеру Маннанову.
Лет семь назад, когда в России только-только зарождалась женская тяжелая атлетика, в одной из московских молодежных газет появилось интервью со штангисткой из подмосковного Одинцова Венерой Маннановой. Журналистка, не принявшая новый вид спорта всей душой, почему-то решила, что девушка с именем Венера и со штангой — это такое же неестественное явление, как Геракл в синхронном плавании, и вдоволь порезвилась на сей счет. С тех пор много воды утекло. Автора той скандальной публикации, насколько нам известно, уволили за профнепригодность, женская тяжелая атлетика прижилась и обрела статус олимпийской дисциплины. Венера стала рекордсменкой Европы в весовой категории 75 кг, завоевала бронзовую медаль европейского чемпионата-94 в Италии, а в прошлом году на чемпионате Европы в Болгарии добавила к ней серебро.
— Венера, признаться, были опасения — захотите ли вы вновь общаться с прессой после той малоприятной для вас публикации?
— Только не спрашивайте у меня, пожалуйста, ношу ли я мужчин на руках и сколько мяса съедаю в день…
— Тогда самый что ни на есть профессиональный вопрос: с какими планами приехали на чемпионат?
— Показать ту сумму в двоеборье, на которую сейчас реально готова и которую уже поднимала на тренировках. Я имею в виду 110 кг в рывке и 130 — в толчке. Это заветная моя мечта, и если мне это удастся, смогу реально претендовать на золото.
— Каковы пока у вас личные рекорды в обоих упражнениях?
— 107 и 125.
— Кто, на ваш взгляд, составит вам основную конкуренцию?
— В первую очередь, моя подруга по команде Айгуль Гаффарова, которая после некоторого перерыва вернулась в сборную. С ней у нас примерно одинаковые показатели на тренировках.
— И все-таки, вы сами считаете сейчас себя первым номером сборной России в категории 75 кг?
— Надеюсь на это после того, как Светлана Хабирова начала выступать в 69 кг. Но все покажет нынешний чемпионат. Айгуль тоже настроена на победу, хотя соревновательной практики на международном уровне ей пока не достает.
— Как вы пережили тот факт, что дебют женской тяжелой атлетики, случившийся в Сиднее, прошел без вашего участия?
— Конечно, обидно было до слез: все-таки десять лет отдала этому виду спорта, можно сказать, стояла у его истоков. Все это время ждала, когда он станет олимпийским. А когда это случилось, в период подготовки к Играм потеряла целый год из-за травмы.
— Ощущаете в себе потенциал, который позволил бы вам "дожить" до следующей Олимпиады в качестве ее участницы?
— Не знаю, что будет через год и тем более через три, но в данный момент мне кажется, что готова как никогда.
— Значит, если, не дай Бог, в Тренчине не получится, неудача может здорово поколебать вашу веру в собственные силы?
— Нет, она только по-хорошему раззадорит, у меня появится еще один повод доказать самой себе, что я все-таки чего-то стою. Два призовых места на чемпионате Европы за десять лет тяжелоатлетической карьеры — это не тот результат, который способен меня удовлетворить.
— На прошлогоднем европейском чемпионате в Софии, где вы добились наибольшего пока успеха, в составе нашей сборной был и ваш супруг, будущий участник Олимпийских игр москвич Алексей Бортков в категории 62 кг. Сейчас он, к сожалению, не смог пробиться в команду. Вы что-нибудь ему сказали по этому поводу на семейном совете, ведь его поддержки вам, наверное, будет здорово не хватать в Тренчине?
— А что тут говорить? Не попал в состав, значит, не захотел, недостаточно тренировался. Но, может быть, это даже к лучшему: по крайней мере переживаю здесь только за саму себя, ведь еще не известно, как отразилась бы на моем выступлении возможная неудача Алексея…
— Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что ваша "тяжелоатлетическая" семья с Алексеем уникальна, поскольку является в этом смысле единственной в России?
— Но ведь есть еще Валентина и Сергей Поповы, добившиеся серебряной медали в Сиднее.
— Но у них несколько иная ситуация — там лишь Валентина является действующей штангисткой, а Сергей — ее личным тренером. Алексей, у которого, прямо скажем, мало шансов выиграть олимпийскую медаль, мог бы стать вашим тренером?
— В ближайшее время вряд ли. Во-первых, еще возраст не тот, нет такого житейского опыта, не говоря уж о педагогическом. А во-вторых, финансовые возможности несоизмеримы — у Сергея, который параллельно с тренерской деятельностью занимается бизнесом, их куда больше!
— Венера, и последний вопрос. Если у вас родится дочь, хотели бы, чтобы она занималась тяжелой атлетикой?
— Я отнесусь с пониманием к любому серьезному увлечению своего ребенка, в том числе и тяжелой атлетикой.