Юрий Авдеев: Объективность за деньги - иллюзия

news

Московская коллегия судей всегда считалась ведущей в стране. Однако в последнее время претензии со стороны тренеров и руководителей клубов в адрес арбитров из столицы участились. В чем дело? На этот и другие вопросы корреспондента "Советского спорта" отвечает председатель Московской коллегии судей Юрий Авдеев.

— Эта тенденция, возникшая в последние годы, нас сильно беспокоит. Хотя понимаю, что тому есть как субъективные, так и объективные причины. И все же лично я, причем не только потому, что возглавляю коллегию, считаю московских арбитров более квалифицированными, чем наши коллеги из других городов. Особенно заметна разница с представителями тех мест, где нет команд высшего или первого дивизионов. Москвичи, во-первых, имеют возможность видеть достаточно много матчей, включая международные. Это дает хорошую возможность учиться у лучших арбитров России из других стран. А во-вторых, до нашей коллегии быстрее доходят все новые методические указания, мы скорее начинаем внедрять в практику все нововведения.

— Но хорошая теоретическая подготовка или знание правил — это еще не гарантия умелого применения их на практике. Вот пример из матча "Спартака" с "Торпедо-ЗИЛ". За так называемую "подсадку" вратаря автозаводцев Помазуна арбитр должен был не просто назначить штрафной в сторону спартаковских ворот, но и показать нарушителю желтую карточку. Судья же Кожухов, напротив, засчитал в ворота "Торпедо-ЗИЛ" мяч, забитый после явного нарушения правил…

— Действительно, трудно не заметить судейскую ошибку. И единственным оправданием в этом эпизоде, наверное, может служить только неправильный выбор Кожуховым места своего расположения. Была весьма высока вероятность того, что кто-то из игроков помешал ему хорошо разглядеть эпизод.

— Замечу, что даже с трибуны события были как на ладони… Но, возможно, и это частность, которая лишний раз подтверждает неслучайность роста числа претензий к московским арбитрам. Есть в этом, видимо, какая-то закономерность?

— Не оправдывая судей нашей коллегии, скажу, что москвичи все-таки ошибаются не чаще коллег из других городов. А вот под огонь критики они попадают чаще других. И это я объясняю в какой-то степени предвзятым отношением к нашей коллегии со стороны руководителей РФС, ПФЛ, Всероссийской коллегии судей.

— А при чем здесь руководители нашего футбола, если ошибки некоторых столичных арбитров столь очевидны? И закрывать на них глаза - значит, усугублять и без того безрадостное положение с футбольным арбитражем…

— А я имею в виду предвзятость ни к отдельным судьям, а к коллегии в целом. В свое время РФС поставил задачу омолодить судейский корпус и наша коллегия первой откликнулась на это предложение. С этой целью 4 года назад создали школу молодого арбитра. Возглавляет ее опытный арбитр, хорошо разбирающийся в теории и практике, Андрей Будогосский. В числе преподавателей такие известные судьи, как Кирилл Доронин, Валерий Бутенко, Павел Казаков, Валентин Липатов. Эта школа расположена на базе клуба "Трудовые резервы", где мы арендуем помещение как для практических, так и для теоретических занятий. Там есть специальный класс, оборудованный видеотехникой. Судьи по три-четыре раза в неделю занимаются физической подготовкой. В школе занимаются в основном выпускники московских ДЮСШ, которым не нашлось мест в командах мастеров. Их знание футбола сомнений не вызывает. Весной состоится первый выпуск школы. Но у нас нет гарантий, что молодым судьям будет открыта дорога в российские соревнования. Недавно мы хотели рекомендовать для работы 15 новых арбитров, но ни один из них не оказался в списках рекомендованных. И не потому, что слабо подготовлен. К сожалению, у руководителей отечественного футбола задачи и цели слишком часто меняются. Похоже, что они в своих проблемах запутались. Еще одним подтверждением предвзятого отношения к столичной коллегии можно считать и очередное сокращение арбитров-москвичей, рекомендованных к работе. По сравнению с прошлым годом их число уменьшилось почти вдвое. Если в 2000 году соревнования в трех дивизионах обслуживал 131 московский арбитр, то в этом году в числе рекомендованных осталось 69 наших судей, хотя в целом они наиболее квалифицированны в российском футболе. Или взять девиз этого года — борьбу за чистоту судейского корпуса. Мы снова выступаем с конкретными предложениями, для начала рекомендовав 20 будущих выпускников нашей школы молодого арбитра, в чьей порядочности и объективности не сомневаемся. Но в ПФЛ избрали новый путь - теперь вынашивается идея повысить гонорар судьям до баснословных размеров.

— Надо полагать, что члены совета ПФЛ надеются, повысив гонорар, добиться от арбитров большей объективности.

— Только непосвященный человек может тешить себя подобной иллюзией. Руководители клубов, согласившиеся на увеличение судейского гонорара, исходят, понятно, из добрых побуждений, надеясь, что это обяжет арбитров, по крайней мере, более профессионально готовиться к каждому матчу. На самом же деле, это будет скорее плата не за качественное, а за честное судейство. Если бы мне предложили пробежать марафонскую дистанцию за миллион долларов, то я все равно не смогу одолеть 42 км бегом. Так и в судействе — сколько ни плати, но если арбитр не умеет квалифицированно судить, то он не станет судить лучше. Далее. У предложения повысить гонорар судьям есть и оборотная сторона: повысится не только официальная зарплата рефери, но и взятки за необъективное судейство подскочат на немыслимую высоту. И далеко не каждый арбитр, особенно из тех, что заканчивают практическую деятельность, сумеет устоять перед соблазном "заработать" таким путем.

— В новой ситуации возрастет роль инспекторов?

— Безусловно. Но, как показывает практика, в том числе и моя личная, пока все сводится к замечаниям, к указаниям на методические ошибки, на неверную трактовку правил. Но ни один инспектор еще не разоблачил арбитра в предвзятом судействе. Объяснение тому простое - у нас руки коротки. Если даже правоохранительные органы не вмешиваются в эти дела, то мы тем более лишены и прав, и возможностей.

— Все чаще идут разговоры о приглашении на ответственные матчи российского чемпионата арбитров из других стран, как это делают, например, в Иране. Ваше отношение к этому?

— Отрицательное. Но если это произойдет, то я не удивлюсь. До тех пор, пока руководители ПФЛ с молчаливого согласия руководства РФС не изменят своих взглядов на многие судейские проблемы, претензий к арбитрам, протестов на судейство не станет меньше. На мой взгляд, судьи нередко ошибаются не потому, что не знают правил или хотят "помочь" какой-нибудь команде. Они просто боятся репрессивных мер со стороны ПФЛ и от этого… еще больше ошибаются. А в том, что в этом сезоне эти меры ужесточились, лишний раз убеждаешься на примере Куличенкова и Бутенко, которые были дисквалифицированы вопреки регламенту не за ошибки, а за нормальное судейство, которое почему-то не понравилось руководителям некоторых клубов

— Вы затронули тему взяток. На ваш взгляд, эту проблему действительно нельзя у нас решить, как это сделано в других странах?

— Можно. Но при условии, если решать ее будем всем миром, а не поодиночке, поскольку и возникает эта проблема не по вине тех, кто берет, а из-за тех, кто дает. На мой взгляд, весь негатив в этом вопросе исходит от руководителей клубов и от спонсоров команд.

— В штатном расписании клубов появилась новая должность — офицер безопасности. Может ли это привести к улучшению положения с судейством? Будет ли гарантировать безопасность арбитров?

— Вы смеетесь? Офицеры безопасности являются прежде всего представителями клубов. И кто же из них способен разоблачать хозяев? И вообще роль офицеров безопасности мне до конца неясна. Недавно я был инспектором матча в Казани, где "Рубин" принимал "Химки". Я поинтересовался у офицеров безопасности, знают ли они свои обязанности. Так вот, один чистосердечно признался, что знаком с ними смутно, а второй оказался оптимистом и добавил, что если возникнет спорный момент, то, мол, и будем разбираться.

Новости. Архив