Аверьянов покидает Владикавказ с грустью
Во Владикавказе продолжаются тренерские пертурбации. В воскресенье поздно вечером была принята отставка главного тренера Александра Аверьянова. Теперь все мысли болельщиков "Алании" сконцентрированы на возможном возвращении Валерия Газзаева.
"Алания" повторила свою прошлогоднюю историю. Неудачно стартовав при Владимире Гуцаеве, она скатилась на дно турнирной таблицы. Первая победа была одержана только в 7-м туре, а уже в 9-м туре ее возглавил Александр Аверьянов. Сразу же после его прихода владикавказцы одержали три победы подряд, благодаря которым они покинули последние места. И вот ситуация повторяется. А когда Валерий Газзаев ушел из "Динамо", слухи о скорой отставке Аверьянова стали муссироваться с двойной силой. Наконец в воскресенье вечером произошло то, что должно было произойти: Аверьянов написал заявление об уходе.
"Я ГОТОВИЛ СЕБЯ К ХУДШЕМУ"
Вчера перед отъездом из Владикавказа Аверьянов провел собрание команды, на котором и объявил о своем решении. А незадолго до этого он ответил на вопросы корреспондента "Советского спорта".
— Что окончательно подтолкнуло вас к принятию такого решения?
— В первую очередь то, что команде нужен "свежий" человек. Игрокам необходима встряска, и в этой связи надеюсь на своего помощника Александра Яновского, который, возможно, в ближайшее время что-то поменяет в тренировочном процессе. Во-вторых, в условиях наводнивших команду слухов о моей скорейшей отставке просто невозможно было работать. Все это делалось умышленно и действовало на команду угнетающе и разлагающе.
— Когда вы почувствовали, что ситуация начинает меняться не в вашу пользу?
— Каждый профессиональный тренер должен быть готов к худшему. Я начал задумываться о вероятности своей отставки после четырех поражений кряду. Выиграй мы у "Крыльев Советов", все могло обернуться по-другому . Не получилось. Неудачный старт не мог пройти бесследно. Психологический климат оставлял желать лучшего, хотя физическое состояние, как я не раз говорил, на должном уровне.
— Что вы чувствовали, когда, будучи у руля команды, сталкивались с разговорами о новом тренере?
— Об этом я меньше всего думал. Старался абстрагироваться от этих разговоров. Но, несмотря ни на что, я старался вывести команду из пике. Уверенность в своих силах у меня была, я не сомневался, что мы покинем "зону смерти". Этому способствовал и настрой коллектива, ибо взаимоотношения с футболистами были наилучшими. Я уверен, что с их стороны ко мне никаких претензий нет.
— Значит, вы не сомневаетесь, что игроки продолжали верить в вас?
— Да. Более того, мы расстаемся друзьями. Так было и в других командах, где я работал. Человеческие отношения — немаловажный фактор. И в этой связи мне хотелось бы поблагодарить ребят. Слова благодарности мне хотелось бы адресовать и президенту Северной Осетии Александру Дзасохову, членам попечительского совета во главе с Таймуразом Мамсуровым и, конечно, нашим болельщикам.
— Готовились ли к тому, что после неудачного старта вам придется покинуть "Аланию"?
— Определяющим моментом стало поражение 3:0 от ЦСКА, которое мы потерпели из-за двух сомнительных пенальти. Все это теперь не так важно. В нынешнем положении команды, если уж не обойтись без смены тренеров, мне важно было как можно раньше уйти для пользы дела. Теперь руководству клуба необходимо поскорее определиться с новым тренером, чтобы потом не возникли разговоры о том, что Аверьянов поставил команду перед фактом, оставив ее у разбитого корыта.
— Как вы вообще оцениваете год, проведенный во Владикавказе?
— Вы знаете, мне повезло, что я попал в "Аланию". Здесь я приобрел большой опыт. Но самые прекрасные воспоминания у меня останутся об осетинском народе. Признаться, я был другого мнения о нем. В преданности болельщиков никогда не сомневался. Всем им огромное спасибо. Самые теплые слова я могу сказать и о сотрудниках нашего клуба. Это настоящие знатоки своего дела, они понимают, что на самом деле значит главный тренер.
— Что в дальнейшем намерены делать: возглавите другую команду или устроите себе отпуск?
— Я с удовольствием отдохнул бы, чтобы в спокойной обстановке разобраться, что же произошло с "Аланией". А без работы я не останусь. Единственное, что мне не хотелось бы, так это возглавить команду, являющуюся конкурентом "Алании". В противном случае мне как профессионалу придется приложить усилия, чтобы выйти из этого спора победителем.
— Удивительно все получается — вы всегда уходите в отставку в апреле. Так было и в "Крыльях Советов", и в "Шиннике", и в "Уралане". Теперь вот и в "Алании". Может быть, здесь какая-то магия присутствует?
— Что верно, то верно. Но ничего сверхъестественного здесь нет. Я по 5 лет отработал в Узбекистане, Находке и Самаре. И лишь в последнее время у меня не получается задержаться в какой-либо команде. Не думаю, что это закономерность. Наверное, в апреле подаю в отставку для того, чтобы в мае присутствовать на дне рождения у жены (смеется).
БЛАГОДАРНОСТЬ ЭКС-ТРЕНЕРУ
Отставку Аверьянова болельщики прогнозировали после первых же поражений. Но невзирая на провальный старт, они признательны ему, ведь именно он в прошлом году спас команду от борьбы за выживание. Об уходе Аверьянова сожалеет и президент "Алании" Сергей Такоев, который до последнего доверял Аверьянову. Но в воскресенье он уже не мог отговорить наставника изменить свое решение.
— Когда вы поняли, что тренерская смена неизбежна?
— Повод для раздумий дал неудачный старт. И встретившись 22 апреля, мы долго обсуждали сложившуюся ситуацию. К чести Аверьянова, он по своей инициативе написал заявление, хотя, уходя в такой ситуации из команды, он не думал, что это негативно скажется на его имидже. А разговоры о том, что игроки сплавляли его, неуместны. Наоборот, они в каждом матче бились за победу. И если бы у него возникли подозрения на этот счет, он ушел бы намного раньше.
— Вы до конца верили в Аверьянова, и после поражения от ЦСКА никакой отставки не последовало. Почему же она состоялась спустя пару дней?
— До последнего дня я поддерживал Аверьянова. Считаю, что ответственность за провальный старт лежит не только на нем, но и на всех членах команды, в том числе и на мне. Но, к сожалению, такова уж тренерская участь. Как говорится, у победы сто отцов, а поражение — сирота. И в случае неудач ему приходится вызывать огонь на себя. Аверьянов это сделал по-мужски.
— С какими словами вы попрощались с ним?
— Я выразил ему признательность за работу. Прощаясь с Аверьяновым, я поблагодарил его за высокие нравственные и человеческие качества и за неоценимую помощь в сезоне-2000, когда он принял "Аланию" в более тяжелой ситуации, чем сейчас. В свою очередь ребята пожелали ему впредь быть удачливее.
— Итак, Аверьянов ушел. Когда же станет известно имя нового главного тренера?
— Я не буду обозначать временные рамки. Естественно, круг кандидатов (среди них, заметьте, значится не только Газзаев) уже обозначен, и в ближайшие дни мы начнем вести переговоры.
— Какова вероятность возвращения Газзаева?
— Он уже сообщал, что намерен немного отдохнуть от футбола. Но у меня есть такое ощущение, что если Газзаев откажется от этой идеи, то он вернется во Владикавказ.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Как нам стало известно, имя нового наставника красно-желтых станет известно в ближайшую пятницу. К этому дню Газзаев должен дать окончательный ответ. Если же этого не произойдет, то руководство клуба начнет вести переговоры с другими специалистами. Пока же команду возглавляет Александр Яновский, который вчера к своей тренерской должности получил приставку в.и.о. главного тренера, а капитан команды Бахва Тедеев будет исполнять обязанности играющего тренера. Не исключено, что эти должности будут закреплены за ними на две недели.