Александр Воронин: Я знаю, как объединить сборную

news

— Александр Иванович, есть мнение, что российские лыжницы выступили на чемпионате мира неудачно. Его сторонники утверждают, что в Лахти у наших девушек была, по сути, одна серьезная соперница — норвежка Скари, все остальные — Бельмондо, Нейманова, Шмигун, Варис, Вальбуса — находились далеко не в лучшей форме. Тем не менее нам не удалось выиграть. Что вы об этом думаете?

— Я не разделяю эту точку зрения. В Лахти были все наши основные соперницы. Они приехали туда, значит, были готовы. Гонщицы такого класса очень дорожат своей репутацией и выходят на старт, надо думать, не для того, чтобы прокатиться по лыжне. И в каждой гонке, я уверен, они показывали максимальный результат, тот, на который были готовы в данный момент.

— Другими словами, вы довольны выступлением своей команды?

— Не совсем. В частности, очень надеялся на то, что Ольга Данилова сумеет побороться в "классике" со Скари. Но здесь, конечно, проблема не столько в спортсменке, сколько в тренерском коллективе команды, разделившемся на "самостийные" группы, каждая из которых проповедовала свою политику. Эта несогласованность и привела к тому, что почти в каждой гонке были допущены ошибки в выборе смазки для лыж. Пострадала от этого не только Данилова…

Думаю, что на конечный результат, показанный командой, очень существенно повлиял и тот факт, что из-за непогоды отменили гонку на 30 км свободным стилем. Я практически уверен, что в этот день весь пьедестал почета мог бы быть нашим…

— Тогда почему же руководители российской делегации не настояли на том, чтобы эти соревнования все-таки состоялись?

— Определенные шаги с нашей стороны были, но они, к сожалению, ни к чему не привели. Существует специальное жюри, которое занимается такими делами, но в данном случае, насколько я знаю, этот вопрос практически не обсуждался. На мой взгляд, гонку можно было проводить. Да, был мороз, но почему тогда дали старт соревнованиям на 50 км? Почему отменили не мужскую гонку, а женскую, которая по регламенту была первой? Думаю все-таки, что кому-то очень не хотелось, чтобы чемпионат закончился нашей победой.

— Возвращаясь к предыдущему вопросу, скажите, что помешало вам, старшему тренеру сборной, объединить разрозненные тренерские группировки в составе команды?

— Делать это в Лахти уже было поздновато. И потом, я где-то сознательно не вмешивался в ситуацию, чтобы тренеры и спортсмены поняли, к чему она может привести…

— То есть пошли на некий эксперимент ради будущего?

— В будущем такого "удельного княжества" под названием "женская сборная России по лыжным гонкам", которое было в нынешнем сезоне, не будет. Я знаю, как объединить коллектив.

— Накануне чемпионата мира, да и после него, ведущие наши лыжницы, в частности, Ольга Данилова, не раз говорили о том, что в нынешней команде нет авторитетного специалиста, тренера-лидера, способного повести за собой всех. Прокомментируйте, пожалуйста, эти слова.

— Я хорошо знаю Ольгу, ее по-спортивному амбициозный характер. Думаю, это в ней говорят какие-то обиды. Она в этом году готовилась с Виктором Александровичем Ивановым, самым уважаемым нашим тренером. Куда уж авторитетнее. Тем не менее не все у нее получилось. Но с другой стороны, возможно, я ошибся, чрезмерно жестко где-то с ней обошелся. Жесткую работу надо тоже преподносить по-разному. У нас слишком разновозрастная команда. Когда разница в возрасте достигает 15 лет, нельзя, наверное, старших, образно говоря, ставить в один ряд с молодыми.

— Но, говоря об отсутствии тренера-лидера, Данилова ратовала прежде всего за интересы команды, в которой нет коллектива и личные амбиции здесь ни при чем. Так, по крайней мере, показалось…

— Я уже сказал о том, что в будущем сезоне у нас будет коллектив. Хотя монолитная команда тоже не панацея от всех бед. У итальянцев, например, в тренерском штабе до 15 человек — все вроде бы единомышленники, а проблем хоть отбавляй…

— Победа Юлии Чепаловой в общем зачете Кубка мира "компенсирует", на ваш взгляд, относительную неудачу на чемпионате мира?

— Если называть неудачным выступление команды, то я с этим не согласен — она намного опередила соперниц, выиграв медали чемпионата в каждой гонке. А если вы имеете в виду показатели самой Чепаловой в Лахти, то, безусловно, победа в Кубке мира отняла у нее слишком много сил — все-таки это почти 20 гонок! Поездка за океан на американский этап в Солт-Лэйк-Сити, непростой период акклиматизации, простуда, подхваченная во время швейцарского этапа, конечно, способствовали тому, что чемпионат мира у нее не получился. Что же касается "компенсации", вряд ли о ней стоит говорить, поскольку на Кубке мира превалирует прежде всего материальная сторона.

— Не тревожит ли вас тот факт, что основной костяк женской сборной России хоть и именитый, но уже возрастной, а возраст — вещь в спорте слишком серьезная? Тяжелейший период смены поколений может наступить уже завтра…

— В ближайшие два сезона такой проблемы в сборной не будет, в олимпийском году — уж точно. А дальше все будет зависеть от самих девочек. Раиса Сметанина в 41 год железно проходила в команду. А молодые должны сами искать свое место под солнцем, не ждать, когда ведущие спортсменки уйдут из команды, чтобы только потом пытаться заявить о себе в полный голос. Надо стараться обыгрывать лидеров уже сейчас и избавляться от комплекса вечно подающих надежды. Именно эту мысль я сейчас пытаюсь внушить молодым со своих позиций. Беда в том, что они привыкают постоянно оставаться в тени бессменных лидеров и не верят в свои силы.

— Кто из молодых сегодня ближе всего к олимпийскому составу?

— Наверное, надо начать с Елены Бурухиной. Еще относительно молодая Ольга Завьялова, которая, как я считаю, только по своей халатности потеряла два месяца во время подготовки к чемпионату мира. Конечно же, это Екатерина Счастливая, лыжница 1980 года рождения, но уже имеющая в своем активе четвертое место на этапе Кубка мира. Есть еще ряд перспективных девочек.

— Одна из ведущих лыжниц сборной Светлана Нагейкина уже давно работает с нынешним старшим тренером мужской национальной команды Александром Грушиным и ездит на сборы вместе с мужской командой. Это нормальное явление с точки зрения интересов руководимой вами команды?

— Нет, конечно. Дело даже не в том, что Светлана тренируется вместе с мужчинами, а в том, что мужчинам от этого хуже. Слишком много рабочего времени у Александра Алексеевича уходит на нее. Но это мое субъективное мнение.

— Проясните, если можно, судьбу Любови Егоровой. Она еще может оказаться в сборной?

— Этот вопрос задайте ей, поскольку все находится в ее руках. Пока же она официально выведена из состава сборной и переведена на индивидуальную подготовку. Вокруг этой спортсменки было много разговоров. Мы максимально пытались ей помочь восстановиться после дисквалификации, прежде всего в психологическом плане. Но, увы, безрезультатно, этот стресс у нее не проходит. Она пробовала много вариантов восстановления былой формы, но ни один из них так до конца и не довела…

Новости. Архив