Александр Стеблин: Набравшим силу локомотивом управлять всегда легче

news

ФХР и ее глава подвергаются в последние дни жестким нападкам со стороны оппозиции. Однако стоят ли за словесными излияниями их глашатаев и за голой критикой конкретные дела и программы действий на будущее?

Президент ФХР Александр Стеблин, подводя итоги работы за 4 года, считает наш хоккей отнюдь не загнивающим, как это хотели бы представить его противники, а набирающим силу и готов управлять федерацией и впредь.

Если всерьез говорить о программе действий будущего президента ФХР, то пока никто из претендентов раньше времени раскрывать карты не хочет. Однако в час "Х" — 18 апреля на отчетно-выборной конференции ФХР — сделать это придется, ведь требовательные делегаты, представляющие все хоккейные регионы страны, никогда не проголосуют за "кота в мешке", да еще и без конкретного плана действий.

Готова целевая программа развития российского хоккея

— Александр Яковлевич, вы неоднократно заявляли общественности, что вашим штабом подготовлена целевая программа развития российского хоккея, выдержки из которой уже попали и в Правительство РФ, и в Госкомспорт. В чем ее суть?

— После обидной неудачи на ЧМ-2000 в Санкт-Петербурге российская общественность всерьез задумалась о положении дел в нашем виде спорта, проявив нешуточную озабоченность, — говорит Александр Стеблин. — Был создан Общественный совет по поддержке и развитию хоккея в России, куда вошли губернаторы многих областей, имеющие огромный политический вес люди. Вместе мы выработали стратегию по выводу нашего хоккея из провала, куда, как показалось многим тогда, он рухнул. Именно в недрах этого Совета и появилась идея ту целевую программу развития российского хоккея, о которой вы говорите, представить в Правительство РФ и лоббировать в его недрах интересы нашего вида спорта, добиваясь принятия программы на федеральном уровне и выделения под нее бюджетных средств. Программа готова, и основные ее моменты ФХР действительно направила и в Правительство страны, и председателю Госкомспорта Павлу Рожкову. У меня есть основания полагать, что эта программа будет одобрена на самых высших этажах власти государства, и тогда хоккей обретет, не побоюсь этого слова, второе рождение, почувствовав на себе серьезную заботу властных структур.

В условиях ограниченности площади газетной публикации не хотелось бы сейчас останавливаться на ней подробно по простой причине: программа состоит из пятидесяти (50) листов, и там подробно расписаны все наши будущие действия. Даже привести выдержки боюсь, ведь Рожков как-то заявил: "Ну что там Стеблин прислал какую-то программу на 10 листах…", а потом мои оппоненты пытались представить общественности идеи, записанные в ней, как свои. Озвучу основные моменты программы, а я по праву во многом считаю ее своей, перед делегатами отчетно-выборной конференции ФХР, а накануне и на Совете ФХР.

— Откуда вы возьмете средства для ее реализации?

— Планируется, что часть средств будет выделена из бюджета. Однако только этим дело не ограничивается. Существует целый пласт инвесторов, частные лица, крупные финансовые компании, готовые всерьез помочь нашему хоккею. Причем инвесторы существуют как в центре, так и на местах. В ФХР готовы не только аккумулировать их, но и знают, как и куда правильно распределить, в какой регион, в какую конкретно детскую школу надо направить средства, где построить еще один новый каток. Например, недавно я побывал в Екатеринбурге, а затем в Кургане, где построили новый каток. В регионах хоккейный бум. Как можно говорить, что наш вид спорта в упадке?

— Не задевают ли вас нападки в прессе и считаете ли вы, что за кресло президента ФХР идет честная борьба?

— Любого человека задели бы оскорбительные и, что характерно, чаще всего пустые, необоснованные выпады, и я не исключение. Однако отвечать тем же считаю не только пустой тратой времени, но и недостойным уровня президента ФХР. О какой честной борьбе может сейчас идти речь? Помимо вышеуказанных приемов "черного PR" оппоненты прибегают к "чистой давиловке". Я с уважением отношусь и к Борису Иванюженкову, и к Павлу Рожкову, но разве можно приезжать на места и откровенно склонять того или иного делегата, пусть он даже и находится в прямом подчинении Госкомспорта, к голосованию за определенного кандидата? Налицо обычное выкручивание рук, которому в демократическом государстве не место. Удивило меня, правда, недавнее высказывание Иванюженкова на страницах вашей газеты, что-де "ФХР поспешила с определением восьмерки олимпийцев". Таковы, увы, правила ИИХФ, и не только мы, но и все шесть ведущих хоккейных держав должны были определиться с выбором и сделали это. Хотя мы изначально противились, справедливо полагая, что можем обидеть тех, кто остался за пределами "октета неприкасаемых" на Играх-2002.

Безрукова же как конкурента всерьез не воспринимаю, этот человек вскрывает только часть недостатков, я-то знаю их еще больше и могу четко указать, понимая при этом, как их устранить. Этот кандидат для хоккея абсолютно ничего позитивного не сделал, а вскрывать болячки у нас все умеют, лучше бы предлагали рецепты для выздоровления. Есть, к примеру, такой "ветеран" Анисин, поливает меня на каждом углу, а во время личной встречи за "круглым столом" по проблемам детского хоккея даже четко не смог вспомнить, где и когда он предлагал мне изменить правила в игре ребят. Выступает всезнайкой, а сам, будучи тренером, отовсюду был уволен, потому как ничего не создал. Вторит ему и уволенный мною во времена руководства ХК "Динамо" с поста директора детской школы бело-голубых Станислав Петухов — человек уважаемый, но как руководитель нулевой. И везде одни и те же люди. Давайте лучше вместе добиваться позитивных решений, нежели кричать о недостатках и одновременно ничего не делать для их исправления. Ведь основной принцип в педагогике — личным примером показать, чего можно достичь. В хоккее-то у нас целина непаханая, сколько возможностей для работы! Свободные команды, свободные тренерские места в детских школах. В конце концов, поезжайте в неразвитые регионы и доказывайте, чего стоите.

— Как вы прокомментируете высказывание одного из ваших оппонентов, что де "Центр хоккея, как известно, не в Москве, здесь развалили все, что можно"?

— Да не хочу я комментировать чьи-то высказывания, это удел слабых. Под патронажем Спорткомитета Москвы и вашей газеты проводился "круглый стол" на тему: "Проблемы столичного детского хоккея". Я там подробно ответил на поднятые руководителями столичных клубов проблемы. Календарь, система тестирования, судейство — они тогда затронули такой пласт проблем, что впору проводить научно-практические конференции, привлекать к дискуссиям тренеров. Подготовка подрастающего поколения, и в частности юных игроков московских СДЮШОР, лежит на вице-президенте ФХМ Игоре Прусове, а патронирует этот сегмент вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, который возглавляет ФХМ. За последние годы в Белокаменной построено 10 катков, недавно открылся один и в Одинцово, и это не в самое легкое время. Дворцы строятся по всей стране, чего стоит только чудо-комплекс в Подольске, и здесь заслугу подольчан нельзя не отметить. В Новокузнецке возведены три катка, в Сибири и на Урале — бум, Татарстан стал настоящим центром хоккея, помимо Казани и Нижнекамска развиваются остальные центры — Альметьевск и Лениногорск. Москва не отстает, и здесь я могу согласиться лишь в том, что столица сейчас перестала быть безусловным форпостом отечественного детского хоккея, если вести речь о клубах. Однако сборными командами детские клубы Москвы продолжают побеждать на финалах регионов, и только в этом году два возраста стали сильнейшими.

Два столичных клуба вышли в Суперлигу, и здесь не обошлось без участия ФХМ, одного из подразделений ФХР. В Сетуни ликвидировали рынок, "Спартак" стал городским хоккейным клубом, преобразовавшись из АО. Непосредственное участие в обоих процессах принимал Валерий Шанцев…

Да, сегодня в Академии физической культуры нет школы детских тренеров, а ее надо восстанавливать, и мы обязательно это сделаем. На коллегии Госкомспорта РФ будем настаивать на воссоздании Высшей школы тренеров. Принято решение о преобразовании лаборатории хоккея во ВНИИФКе в кафедру, и тогда тренеры и научные работники будут совместно выбирать наилучшие методики для детской селекции.

Мы говорим о низком качестве судейства. Это так, но давайте думать вместе, как устранить эту беду. В свое время, еще работая в ЦС "Динамо", мы организовывали школы судей, почему бы их не воссоздать? Ведь оттуда вышло достаточно мастеров. ФХР готова и финансово участвовать в этом, она не ищет выгоду, как пишут, в "продаже и покупке матчей", имея в виду предвзятость и ангажированность арбитров.

У нас и сейчас немало побед

— Многих волнует проблема комплектования олимпийской сборной. Вашим упущением называют так и не состоявшуюся пока договоренность с Вячеславом Фетисовым.

— У главного тренера сборной Бориса Михайлова контракт на два года, и разрывать его без видимой причины мы не имеем права, да и не станем. Подготовка идет полным ходом, определена и общая единая стратегия на пути к Олимпиаде-2002. Я доверяю Фетисову, и в феврале в Америке мы вели продуктивный диалог. Однако на данном этапе мы пока не пришли к единому знаменателю, но, уверен, еще продолжим переговоры.

Хотелось бы, чтобы и в Солт-Лейк-Сити, как и в Нагано, была блестящая организация, теплая обстановка в команде. Ведь не надо забывать, что в Японии-98 мы впервые в истории России завоевали для страны олимпийские медали в игровом виде спорта, считая вкупе и летние Игры.

— И все-таки неустанно раздается на всех хоккейных углах: оскудела победами земля русская…

— Побед у нас немало. Разве двукратное чемпионство "Магнитки" в Евролиге не успех? Выигрыш молодежной сборной-99 — неудача? Или к чему еще можно отнести недавнюю бронзу женской сборной на ЧМ в США? Да, занозой до сих пор саднит провал на ЧМ-2000 главной команды. Но я как президент ФХР считал и считаю, что не вправе вмешиваться в кадровую политику, влезать в концепцию тренера. Все зарубежные гости отметили организацию того мирового форума как лучшую, не высказав ни единой претензии. Мы сделали все, что могли, но это спорт. Да и потом, кто бы за несколько дней до начала того первенства сказал, что тех именитых энхаэловцев приглашать в сборную не имеет смысла? Точно так же мы не стали триумфаторами и в Москве на молодежном ЧМ. Но как мы могли не доверять Петру Воробьеву, у которого за плечами в активе на состязаниях самого высокого ранга были сплошь медали? И вдруг такой провал… Ведь и тогда федерация подготовила идеальные условия для сборной, а для ЧМ специально реконструировали Малую арену "Лужников".

Для улучшения подготовки сборных команд, особенно главной, мы второй год составляем наиболее удобный для нее внутренний календарь, выделяя максимальное среди всех европейцев время для сборов как перед ЧМ, так и перед этапами Евротура. А ведь в пору управления этим процессом РХЛ, которую в 1999 году нам пришлось упразднить, создав ПХЛ, наставники сборной сетовали на явный дефицит времени для полноценной подготовки. Раньше все действовали по принципу "с корабля на бал", сейчас этих проблем быть не может. Правда, календарь постоянно критикуют, причем в ходе сезона президенты клубов, которые сами же за него голосовали на ежегодном Совете президентов ПХЛ. Позвольте, надо прислушиваться к мнению тренерского Совета, ведь наши ведущие наставники постоянно дают свои рекомендации перед принятием формулы будущего сезона. Как президент федерации я попытаюсь занять еще более жесткую позицию и постараюсь сделать все для принятия твердой формулы на несколько лет вперед. Впрочем, и нынешнюю систему принимали на два года, но из-за недостатков, скорее всего, она будет видоизменена. В то же время последнее слово сейчас за президентами клубов, ведь они моделируют свой хоккейный бизнес с учетом интереса болельщиков в регионе, они распоряжаются средствами.

Недавно на ФХР пытался надавить губернатор Омской области Полежаев, возмущаясь спорным судейством Вайсфельда. Я понимаю возмущение Леонида Константиновича, уважаемого мной человека, много сделавшего для развития хоккея в регионе. Мы были обеспокоены подобным обращением, и наша задача — впредь исключить подобные явления.

Во время финальной серии мы собрали экстренное совещание с руководителями клубов, разложили все по полочкам, не допустив хаоса, и сообща согласились оставить тех арбитров, которые были назначены на финал. Об этом сообщила центральная спортивная пресса. Не прояви мы твердость, кто даст гарантию, что потом не взбунтовались бы магнитогорцы? Кто сейчас скажет, что чемпион определился не в честной борьбе? Никто! Направили мы официальный ответ и президенту "Авангарда" Анатолию Бардину, ведь именно в клубе должны ведать всеми вопросами, это непосредственный субъект ПХЛ. Я надеялся, что этот ответ попадет лично на стол к Леониду Константиновичу, но увы, этого не произошло. Я же в тот момент находился в командировке и проследить все не смог. Потому и появилась двусмысленность. Согласен в главном — в судейском корпусе проблем много, и мы будем их решать. Жаль, но на сегодняшний день уровень некоторых арбитров не соответствует уровню мастерства игроков Суперлиги. Будем его повышать!

Как можно говорить об упадке в хоккее, если на двух последних финалах чемпионата, проводимых ПХЛ, яблоку негде было упасть, да и по красоте и зрелищности они не уступали зарубежным аналогам! В Москве год назад "Лужники" были битком набиты начиная с полуфинала. Да и в нынешнем году на "Динамо" даже на встречи второго этапа в шестерке аутсайдеров зрителей приходило больше, чем на иные футбольные встречи в столице. Я глубоко убежден, что хоккей сейчас в России на подъеме, экспресс набирает силу. И менять на ходу локомотив, ведущий за собой эшелон, не имеет смысла. Это ясно любому, ведь если бы было наоборот, такой опытный стратег, как Иванюженков, не стал бы претендовать на кресло президента ФХР. Вспомните, ведь после убийства Сыча никто всерьез не хотел идти на этот пост. Мне же пришлось оставить родной клуб, которому отдал много сил, энергии и любви. Ту любовь к хоккею хочу и впредь доказывать на посту президента ФХР.

Новости. Архив