Фолькер Рот: Арбитры - единственные защитники принципов Fair Play на поле
Тема судейства вызывает всегда повышенный интерес как со стороны болельщиков, так и специалистов. Для того чтобы ближе познакомиться с системой немецкого судейства, выяснить проблемы и новшества, наш собственный корреспондент в Германии встретился в Зальцгиттере с членом судейской комиссии УЕФА, председателем судейского комитета Немецкого футбольного союза Германии Фолькером Ротом.
— Господин Рот, в последнее время все чаще возникает вопрос о профессиональном судействе. Вы, однако, не рекомендуете судьям выбирать профессию футбольного арбитра. Почему?
— Настоящий арбитр должен быть абсолютным профессионалом, т.е. показывать профессиональное отношение и быть преданным футболу. Но он не должен выбирать профессию футбольного арбитра, т.к. это просто опасно, я имею в виду то, что если рефери плохо отсудил матч или больше не ставится на игры, что он будет делать тогда, ведь у него больше нет никакой профессии. Арбитр не может, как игроки, перейти в другой клуб. А если он травмирован, и такие случаи уже были, что тогда?
— В авторитетном судейском издании проскользнула ваша фраза, что судьям нужна поддержка.
— Я думаю, что общественность, в особенности журналисты и телевидение, а также зрители должны поддерживать судей, так как они на футбольном поле единственные защитники принципов честной игры.
— Неужели сегодня многие футболисты-миллионеры действительно не испытывают никакого уважения к арбитрам?
— Это проблема не футболистов-миллионеров, это проблема сегодняшнего общества. Вопрос морали занимает в нем все меньшую и меньшую роль, что отражается и на футболе.
— Как вы опишете сегодняшние отношения в бундеслиге тренер — арбитр?
— Всегда были и есть тренеры, одни и те же, которые думают, что с помощью нападения на судей они смогут чего-то достигнуть. Но это совершенно неправильно. Конечно, ошибки, совершенные судьей на поле, должны быть названы, но они не могут никогда вести к тому, чтобы обвинить судью в подкупе. Но это единичные случаи. В общей массе отношения тренера и судьи в Германии корректные.
— Однажды вы заявили, что чем больше денег в игре, тем тяжелее для игроков показывать честную игру и думать о морали. С другой стороны, ясно, что для дальнейшего развития футбола необходимы деньги. Чем вы можете объяснить данное противоречие?
— Деньги играют важную роль в соперничестве за чемпионство. Проблема в том, что командам нужно все больше денег для того, чтобы удержать хороших футболистов. Однако всегда есть клубы, которые богаче остальных. И этим остальным приходится зарабатывать еще больше, чтобы быть конкурентоспособными. Спираль без конца и края. Но для меня гораздо важнее выделять деньги на подрастающее поколение, например, на строительство интернатов или сооружение спортивных площадок для молодежи.
Ищем таланты
— По вашим словам, судьи чаще подвергаются критике, нежели похвале. Сложно ли быть арбитром?
— Я думаю, арбитра должны хвалить редко, в основном ответственные лица судейского комитета или официальные инспекторы. Если арбитр признан, это уже большой успех.
— Где ищет судейский комитет Германии молодые таланты?
— В Германии мы располагаем примерно 78 тыс. арбитров в 500 округах. Они обучаются в той или иной степени общим директивам. Если эти арбитры от основ переходят в более высокий класс, то для них мы устраиваем учебные семинары уже на национальном уровне. Но этого недостаточно, и мы планируем расширить наши так называемые судейские академии — это означает, что примерно 20-25 талантливых судей со всей Германии мы планируем собирать где-нибудь раз в месяц для того, чтобы проводить целевые дополнительные занятия.
— Подготовка немецких арбитров состоялась на Кипре и стоила 120 тыс. марок за пять дней. Недавно проводился сбор арбитров из европейских стран в Турции. Насколько важны такие сборы для современного футбола?
— В Германии у нас существует тренировочный лагерь — один раз летом, один зимой и еще два сбора, где упор ставится на физические упражнения, обговариваются ошибки и, само собой разумеется, правильные решения. Это означает, что мы видим наших арбитров минимум 4 раза в году. Лучшие судьи должны показывать не только результат на поле, мы должны также видеть, какими характерными и личными особенностями они обладают, и это можно выяснить лишь после того, как арбитр проведет сбор на учебных курсах.
— Как назначаются судьи на игры в Германии?
— В Германии не существует так называемых лотерейных или компьютерных способов, как в России, Испании или Италии. Я вообще не принимаю такой вид назначения арбитров. Нельзя доверить мнение ответственных судей компьютеру, даже если кажется, что с помощью компьютера все будет независимо. Назначение в Германии происходит совсем просто, а именно мною как председателем судейской комиссии Немецкого футбольного союза, то есть я один отвечаю за назначения. Только президент Немецкого футбольного союза может вмешаться в этот вопрос, но этого еще ни разу не было. Судейский комитет в Германии пользуется полным доверием из-за своей объективности, что необходимо и должно быть во всех странах.
Каждой "ласточке" по желтой карточке
— Разрабатывает ли европейский комитет новшества для арбитров? Например, тема повторов — что вы думаете по этому поводу?
— Дискуссии о повторах ошибочно интерпретируются в прессе. Собственно говоря, речь идет о вещах, когда арбитр ошибочно, например, показал желтую карточку номеру 5 вместо номера 15. И с помощью телевидения эту ошибку можно исправить. К сожалению, в последнее время такое иногда случается, и это непорядок, если наказывается невиновный. Или за спиной арбитра случилось то, чего он не видел, хотя это было замечено телевидением. Такие повторы следует учитывать, и это совершенно не имеет никакого отношения к тому, чтобы посягать на фактические решения арбитра.
— Что собирается предпринимать УЕФА против "ласточек"?
— УЕФА обратил внимание арбитров на то, что необходимо внимательнее следить за симуляциями, и там, где они имеют место, показывать желтую карточку, как это предписано правилами. Эту проблему мы обсудили на основе видеоанализа с нашими рефери и указали на неспортивное поведение футболистов, с которым все чаще, к сожалению, приходится сталкиваться. ФИФА проверяет в настоящий момент, нужно ли вместо желтой карточки показывать красную за симуляции, которые провоцируют в штрафной площади одиннадцатиметровые удары. Подождем результатов.
— Согласны ли вы с Берндом Хайнеманном, когда он говорит, что квота правильных решений хорошего арбитра во время матча составляет 96%?
— Квота? Это интересное дело. Телевидение доказывает, что большинство наших решений правильное. Но иногда случается так, что положение вне игры, одиннадцатиметровый удар, угловой, штрафной или аут были назначены ошибочно. Это уже жалко, но арбитры тоже люди, и им свойственны ошибки, как и другим людям. Поэтому я неохотно оперирую таким понятием, как "квота".
— Гонорар за одну игру в бундеслиге равен 6 тыс. марок. Думаете ли вы, что этой суммы достаточно за такую напряженную работу?
— 6 тыс. марок за одну игру — совсем неплохо. Круг и Мерк, которые судят большее количество матчей в этом сезоне, а также Фандель получат где-то 130 тыс. марок. Но сначала надо сказать, что они честно заработали эти деньги, так как судья в бундеслиге или на международных соревнованиях имеет особое дарование. На это способен не каждый. И такое дарование должно быть оплачено. Одновременно я думаю, что эта сумма не может быть потолком, ведь из 6 тыс. марок после налогов остается половина. Сюда стоит отнести и то, что арбитры, которые заняты в своей профессиональной деятельности не на 100 процентов, должны также позаботиться о частном пенсионном страховании или медицинском страховании, то есть из 6 тыс. марок быстро остается только 2 тысячи.
— Разрешены ли подарки в Германии для арбитров?
— Подарки разрешены — только сувениры, такие, как вымпелы, постеры или пивные кружки с надписями клуба. Это, так же как и на международном уровне, подарки, которые не имеют материальной ценности.
— Почему число арбитров в бундеслиге было сокращено с 24 до 22?
— Раньше у нас было 36 арбитров. Теперь судят в бундеслиге 22. Мы уменьшили число арбитров, потому что 36 или, возможно, 28 арбитров не так часто обслуживают матчи. Арбитры, которые судят каждую 4-5-ю неделю, должны каждый раз заново себя мотивировать, то же самое, как у игрока, который сидит на трибуне и не может играть. Если судья имеет каждые две недели матч, то это лучше. Но есть, разумеется, проблемы, если кто-то, например, травмирован или арбитр должен судить один и тот же самый клуб достаточно часто. Но 22 арбитра на 18 команд — идеальное соотношение, и я рекомендую также другим европейским странам всегда сопоставлять число арбитров с числом игр в лигах.
— Какие отношения у вас с Российским футбольным союзом?
— Мы часто приглашали представителей российского судейского союза на наши курсы. Однако до сих пор никто не приезжал. Но теперь, когда Алексей Спирин стал членом судейской комиссии УЕФА, Немецкий футбольный союз начнет больше контактировать с судьями Российского футбольного союза, что мы делаем уже много лет с большинством европейских стран.