Попович - космический мастер
Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Павел Попович рассказывает о первом космонавте Юрии Гагарине и других своих друзьях, о любви к спорту и его важной роли в современном обществе.
- Павел Романович! Сегодня 40 лет со дня первого полета человека в космос, который совершил Юрий Гагарин. Вы - один из тех, кто был с Юрием Алексеевичем в первой группе военных летчиков, готовящихся взяться за неведомое дело.
- Я познакомился с Юрой в 1959 году, когда мы, молодые военные летчики, совсем не похожие на больных, проходили медицинский отбор в Московском авиационном госпитале. О космосе вслух ничего не звучало, хотя все знали цель медкомиссии. Друг друга спрашивали: "Ты здесь по теме?" В ответ следовал кивок головой.
Из 2500 летчиков, прошедших врачебные кабинеты, отобрали только 20, а потом, уже в марте 60-го, создали "ударную" группу из шести человек. В нее вошли Гагарин, Титов, Попович, Николаев, Быковский, Нелюбов. "Великолепная шестерка" - так мы в шутку называли нашу группу.
Уже когда мы познакомились с Сергеем Павловичем Королевым, собрал нас полковник медицинской службы Евгений Карпов, и вместе мы решали, с чего начинать, как готовиться. Тогда твердо решили, что одновременно с изучением космического корабля, другой полетной техники, теории надо обязательно вести и спортивную подготовку - нагрузки в полетах предполагались высочайшие, длительность полетов ожидалась в перспективе весьма большой. Но у нас в ту пору не было ни тренажеров, ни бассейна, ни игрового зала, тренировались мы в плохую погоду в авиационном ангаре, а чаще на воздухе, на Ходынском поле.
Ребята мы были молодые, здоровые. И не было тогда такого, который не любил бы спорт. Юра Гагарин здорово, несмотря на невысокий рост, играл в баскетбол, был отличным разыгрывающим, за что мы называли веселого, добродушного "старлея" Апачачяном - так звали известного в то время баскетболиста. Гагарин также здорово бегал на лыжах, хорошо играл в волейбол, хоккей.
Если говорить в целом о спортивной программе нашего отряда, то в нее входили плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, акробатика, гимнастика, теннис. А самой любимой игрой был у нас футбол, в котором мы соперничали между собой после специальных занятий. "Замес" - так мы почему-то называли ту веселую, но принципиальную игру. Хорошо помню и нашего "главного" спортивного наставника - ныне заслуженного тренера страны Бориса Легонькова, в прошлом хорошего мастера борьбы.
Признаться, не все будущие космонавты с должной серьезностью относились к спортивной подготовке, но это не замедлило сказаться в полетной практике. К примеру, у Константина Феоктистова, испытавшего физический дискомфорт в космосе. Он порой манкировал полегоньку занятиями спортом и говорил потом, что чувствовал себя в полете так, будто был подвешен вниз головой. Другие на такое не жаловались.
- Вы рассказываете о предполетной физической подготовке. А в космосе?
- На нынешних космических кораблях и станциях есть движущаяся беговая дорожка. Как правило, достаточно напряженный бег на ней длится три минуты. Если после его окончания через три минуты восстановления пульс у вас 64 удара в минуту, а давление 115 на 75, то вы в порядке. Если показатели хуже нормы, извольте продолжить занятия, подтянуться до нужного уровня подготовки.
- Космос осваивается уже 40 лет. Изменились ли с годами требования к спортивной подготовке космонавтов, их физической форме?
- Требования стали жестче, строже. Ведь длительность полетов ныне не сравнима с той, что была у нас, да и работы в космосе прибавилось.
- Павел Романович! Вы сами восемь лет были председателем Федерации бокса страны. Такие же руководящие спортивные посты занимали и ваши космические коллеги. Что это дало нашему спорту?
- Да, такая традиция существовала довольно долго. Дело в том, что авторитет космонавтов, их вес в обществе помогал решить многие спортивные проблемы на высоком уровне, а умело подобранный штат федераций позволял учитывать все тонкости большого спорта, которых могли и не знать герои космоса.
Если не ошибаюсь, в самом начале 90-х годов одновременно со мной председателями федераций по видам спорта были Валентин Лебедев - акробатика, Евгений Хрунов - спортивная гимнастика, Виктор Савиных - плавание, Владимир Коваленок - прыжки на батуте, Борис Волынов - теннис, Виталий Севастьянов - шахматы, Светлана Савицкая - авиационный спорт.
Я и мои друзья часто бывали в спортивных клубах и обществах, командах, были неплохим примером для юных, начинающих спортсменов.
- Насколько знаю, после полетов космонавтам присваивали звание заслуженных мастеров спорта, и первыми здесь стали Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев… Как вы теперь, спустя годы, видите это ваше звание?
- Считал и считаю, что это звание действительно заслуженно. Не хочу говорить о себе, но скажу только, что тот, кто предложил и таким образом отмечать выдающиеся достижения человека в освоении космоса, был абсолютно прав. Мы были в спорте рекордсменами-многоборцами, которых знал весь мир.
- Каковы ваши симпатии в спорте?
- Скажу только о самых популярных видах - футболе и хоккее. В первом я всегда "болел" за киевское "Динамо". Ведь я родом с Украины, с Днепра. А вот в хоккее симпатии всегда отдавал некогда великому ЦСКА. Надеюсь, клуб преодолеет нынешние невзгоды и вновь станет грозным для всех соперников.
Попович Павел Романович
Родился в 1930 году. Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (1962, 1974 гг.), генерал-майор авиации (1976), кандидат технических наук. Ныне директор Российского института мониторинга земель и экосистем.