Прораб легкой атлетики
Как это часто бывает, тренером он мог и не стать. Ему казалось, что детского увлечения спортом недостаточно, чтобы посвятить этому жизнь. Из выпускника Московского инженерно-строительного института Евгения Загорулько мог получиться заурядный прораб. Но он не стал ни выпускником этого славного заведения, ни строителем. После третьего курса понял: надо в жизни что-то менять, и кардинально. Он уже тогда не умел быть рядовым участником процесса. Хотел и проектировать, и строить, и руководить строительством самостоятельно…
Начало пути
Работа тренера как раз и позволяла удовлетворить амбиции. Правда, диплом факультета физвоспитания Московского областного пединститута ничего не обещал, кроме кропотливой работы за право быть первым. Знаменитая ученица Загорулько, чемпионка и рекордсменка мира по прыжкам в высоту Тамара Быкова сказала: "Да он сразу шашку наголо и вперед!", а после паузы добавила: "Хотя и выждать умеет…"
Его отца, известного строителя (так что МИСИ возник в судьбе Евгения не случайно), судьба забросила в начале войны на старый БАМ, в поселок Тырма. Там и родился в 1942-м будущий тренер чемпионов. Увлеченность спортом пришла со школой и первым тренером Яковлевым. Как сельский врач, лечащий все болезни, Яковлев вел и секцию бокса, и лыжи, и легкую атлетику, и игровые виды спорта. В специфических условиях строек НКВД и соответствующего окружения спорт был необходим. Покажешь слабину, и авторитет потерян навсегда. Грань между законом и преступлением была прозрачна. Яковлев понял это раньше своего 16-летнего ученика. Он убедил начальника строительства срочно отправить сына заканчивать школу и заниматься спортом в подмосковное Одинцово. От греха подальше…
Школа прыжков Загорулько
Ее фундамент закладывался в спортивном клубе "Искра", что на Сетуни. Первые ученики, первые разрядники, первый опыт наставничества. До стен еще было далеко. Они стали возводиться в середине семидесятых, когда Надежда Мариненко станет лучшей в стране. К нему приезжал тренироваться звездный мальчик Володя Ященко, мировой рекордсмен и суперзвезда, воспитанник Василия Телегина. Лучше бы он остался в Москве, может, и не произошло бы с ним такого краха впоследствии.
В 1978-м придет Тамара Быкова, отчисленная из сборной как бесперспективная и лишенная характера прыгунья. Придет со скромной целью — 1.85. Она еще не знала, что для Загорулько это не мотивация. "На такую высоту ты и без меня прыгнешь. Игра будет только по-крупному". В 1983 году на чемпионате мира в Хельсинки она станет чемпионкой. Рекорды мира на 2.03 и 2.04 не только возвестят время Быковой, но и выведут из тени ее тренера — Евгения Загорулько. Из профсоюзов он перейдет на должность старшего тренера сборной СССР по прыжкам в высоту. По крайней мере, одна стена здания школы была возведена.
В начале 80-х организует целый ряд семинаров для молодых спортсменов и тренеров. Один из них, Вогуль, подготовит мирового рекордсмена Игоря Паклина. Геннадий Авдеенко приедет к Евгению Петровичу из Одессы уже сложившимся мастером, чемпионом мира. Он чувствовал: наступает кризис и нужна смена обстановки, нужен тренер, который сможет вдохнуть в него новые силы. Результат — золото Олимпиады-88 в Сеуле. Рекордсменами страны и Европы становятся Мальченко и Середа. Быкова, Авдеенко, Косицына, Турчак, Середа, позднее Гуляева, Капустин, Воронин будут лучшими в Старом Свете на чемпионатах и кубках. Чемпионов СССР и России можно не считать. Это были уже не только стены легкоатлетической школы Евгения Загорулько, началось подведение под крышу.
Величие тренера — в победах его учеников. Это аксиома. Гениальный Виктор Ильич Алексеев подготовил пять поколений советских легкоатлетов-чемпионов. Но ведь можно стать знаменитым, воспитав одного большого мастера. Примеров немало: Петров — Бубка, Вогуль — Паклин... Многие тренеры после таких взлетов просто боятся лезть в это пекло еще раз. Некоторые, как, к примеру, Вогуль, находятся в эйфории от стародавних успехов. А ведь после рекордных 2.41 Игоря Паклина в Кобе прошло уже 16 лет… Это не мои слова. Это слова Витольда Креера. Он, как и Евгений Петрович, воспитал три поколения чемпионов и имеет право называть Загорулько великим тренером, поскольку знает, чего это стоит.
Уроки Петровича
Он начинал в 1968-м, когда в прыжках в высоту произошла революция. Американец Фосбери явил миру свой "флоп" и завоевал золото мексиканской Олимпиады. До него Роберт Шавлакадзе и Валерий Брумель дважды били американцев на Олимпиадах. Рекорд Брумеля, установленный перекидным способом (2.28), казался вечным. Но Фосбери перевернул все с живота на спину. Владимир Дьячков, основатель советской школы прыжков в высоту, отказывался признавать "флоп" до самой смерти. Ему было поздно перестраиваться. Другое дело молодой и амбициозный Загорулько. Он ведь и в очереди не умеет стоять, потому что не первый. Но когда речь идет об учебе, готов слушать сутками. Чтобы научить, надо научиться. Алексеев, Дьячков, Гойхман - это его учителя. Парадокс, но своим учителем Загорулько считает и Валерия Перевезенцева. Амбиции амбициями, но говорит, что поверил в себя благодаря Перевезенцеву.
17 лет назад Евгений Габрилович снял фильм "Высота Тамары Быковой". Почти методическое пособие по тренировкам Загорулько. Это были сумасшедшие по нагрузкам уроки. Он сам признает: его теперешние ученицы не выдержат этого ни при каких обстоятельствах. А Тамара говорит: ни за какие блага не повторила бы свой путь. Два лидера по натуре, два бойца по характеру воевать могли "до развода", однако провели вместе почти пятнадцать лет. Он не берет учеников на год, помните: "Игра должна быть по-крупному". "Второгодники" есть — те, кто уходил, но обязательно возвращался… к Петровичу. Он простит, было бы желание тренироваться. Без этого школы не бывает.
Отделочные работы с чемпионами
Елену Елесину, олимпийскую чемпионку Сиднея, все уже давно списали как неуспевающую. Все, кроме Загорулько. Последние семь лет он не уставал тащить ее за собой. В мае 2000 года заявил, что Елесина и Капустин, прыгун тройным, будут с медалями на Олимпиаде. Его подняли на смех. В итоге — бронза Дениса и золото Лены. Недаром Креер называет его тренером интуитивным. Возвращение Елесиной из небытия ничем другим объяснить нельзя. Еще один урок Евгения Загорулько. По школьной терминологии — открытый урок.
Таким образом, в здании школы начались отделочные работы. Кто строил, тот знает: это самый долгий этап в строительстве. В данном случае, слава Богу. Может быть, сядет наконец-то Евгений Петрович за письменный стол и изложит на бумаге все, что накоплено. Как мечтает об этом Витольд Креер, как делали это Алексеев, Дьячков, Гойхман. Школа-то работать должна и в будущем.
А отделку пусть продолжат новые чемпионы.
Героя очерка вы можете увидеть в программе "Золотой пьедестал" на телеканале "Культура" в субботу, 7 апреля в 14.00.