Султан Ибрагимов: Жалею, что Савон уже ушел
В Саратове стартовал чемпионат России по боксу, по результатам которого будет назван состав сборной для участия в июньском чемпионате мира-2001 в Белфасте (Северная Ирландия). Среди тех, кто вступил в спор за путевку на главный старт сезона, кандидатура 26-летнего дагестанского боксера Султана Ибрагимова -одна из самых реальных.
"ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕЛИКС" УШЁЛ РАНОВАТО
— Султан, почему, в отличие от товарищей по олимпийской команде Олега Саитова и Раимкуля Малахбекова, вы решили участвовать в чемпионате мира-2001?
— Потому что по сравнению с Олегом и Раимом мой стаж в большом боксе ничтожно мал. После Игр в Сиднее они решили взять время на передышку, а я еще не успел устать от бокса.
— Не сомневаюсь, что на чемпионат мира в Белфаст вы поедете только за победой. В этой связи любопытно было бы узнать вашу реакцию на недавнее решение трехкратного олимпийского чемпиона, шестикратного чемпиона мира, безоговорочного лидера в категории 91 кг кубинца Феликса Савона завершить боксерскую карьеру?
— Когда сообщение об этом появилось в средствах массовой информации, у меня дома раздалось несколько звонков. Звонили друзья — поздравляли, говорили, что теперь мне, дескать, никто не мешает стать первым в своем весе. Но меня, если честно, эта новость не особенно обрадовала — рассчитывал провести с Савоном еще хотя бы один бой в том тактическом ключе, которого он всегда избегал. Хотелось попросту подраться с ним…
— Что же помешало вам сделать это раньше, ведь боксерская судьба дважды сводила вас с Феликсом в ринге?
— Сначала болезнь, потом — тренерская установка. В первом бою, состоявшемся весной прошлого года на международном турнире в Чехии, чувствовал себя, мягко говоря, неважно. Из-за сильной простуды мое участие в тех соревнованиях вообще было под вопросом, но я все-таки поехал, дошел даже до финала, но в решающем поединке с Савоном не хватило "дыхалки", хотя после третьего раунда выигрывал у него три очка. Вторая наша встреча состоялась в финале Олимпийских игр в Сиднее. Предполагая, что Савон в своей излюбленной манере будет постоянно атаковать, мы решили боксировать с ним "вторым номером", работать на опережение, но он построил бой совершенно по-другому — действовал очень осторожно, боясь нарваться на удар. В итоге я не успел найти путь к победе…
— Серебряная медаль на Олимпиаде, по-моему, совсем неплохо для дебютанта таких соревнований. Вы довольны тем, как сложились для вас эти Игры?
— Жалею только о том, что в последнем бою, к которому готовился всю Олимпиаду, не сумел подраться до конца.
В СИДНЕЕ БОКСИРОВАЛ ЗА ДВОИХ
— И все-таки ваше второе место достойно победы, ведь мало кто знает, что за месяц до Игр вы пережили сильнейший стресс, вызванный гибелью в автокатастрофе старшего брата…
— Сказать, что смерть Гаджи повлияла на мое выступление в Сиднее, значит, ничего не сказать. Когда это случилось, первая мысль была вообще отказаться от участия в Играх, но потом меня отговорили, сказали, что Гаджи бы этого не одобрил. Он был уверен в том, что я вернусь из Сиднея с победой, начал даже готовиться к этой встрече, заранее приглашал гостей… После предпоследнего сбора в Кисловодске я вместе с ним не сомневался в своем успехе, поскольку чувствовал себя в прекрасной форме. Но это несчастье меня сломало, я, выражаясь боксерским языком, перестал дышать на ринге. Во Владивостоке в какой-то мере сумел восстановиться, но все равно до былой физической кондиции так и не дошел. Тем не менее в Сиднее бился за двоих, постоянно думал о брате. Когда судья в ринге поднимал мою руку, знал, что среди тех, кто радуется моей победе, есть и Гаджи…
— Не сомневаюсь в том, что в доме Ибрагимовых в высокогорном дагестанском селе Тлянада еще не раз соберутся гости по случаю ваших успехов на боксерском поприще. На предстоящем чемпионате мира кого считаете своими основными соперниками?
— Если пройду отбор на чемпионате России, буду в первую очередь настраиваться на кубинца. Не знаю, правда, кто заменит Савона, но в кубинской сборной слабых боксеров традиционно не бывает. Любых сюрпризов можно ожидать от бронзового призера Олимпиады-2000 немца Себастьяна Кобера и узбека Рустама Саидова, который в Сиднее выступал в супертяжелой категории…
— А что скажете по поводу француза Жаксона Шанье, с которым у вас особые счеты? Кстати, не жалеете о том, что в финале чемпионата Европы-2000 практически сами отдали ему победу, нанеся неумышленный удар ниже пояса?
— Конечно, это была ошибка, какая-то роковая нелепость: ведя в счете 7:3 за минуту до окончания боя, я не имел права рисковать. Сейчас стараюсь не вспоминать о том эпизоде, тем более что на Олимпиаде я доказал Шанье, кто из нас сильнее, несмотря на то, что там он был подготовлен значительно лучше. Француз хороший боец, с ним, безусловно, надо боксировать уважительно, но мне кажется, что в нашем противостоянии психологическое и физическое преимущество на моей стороне.
НА СБОРЫ ЕЗДИЛ ЗА СВОЙ СЧЁТ…
— Султан, о вашем попадании в национальную сборную России ходят легенды. Говорят, что прежде чем вас стали официально вызывать на сборы главной команды, вы долгое время приезжали туда за свой счет?
— Да, было такое. Я начал заниматься боксом в 1992 году, когда приехал из Дагестана в Ростов-на-Дону и поступил учиться в финансовый техникум. Поначалу боксировал сам по себе, а потом мой тренер Анатолий Тимофеевич Черняев стал вывозить меня на тренировочные сборы национальной команды исключительно в качестве спарринг-партнера для ведущих боксеров. Деньги на эти поездки искал сам. В то время мне очень помог Рамазан Абачараев, который сейчас является вице-президентом Федерации бокса России.
— И когда же вас заметил главный тренер сборной?
— В 1998 году. Тогда я первый раз выехал в составе команды на международный турнир в Польшу, где в финальном бою с местным боксером меня попросту засудили. Потом было еще несколько выездов, в частности, выиграл два боя, а когда в 1999 году я выиграл чемпионат России, место в сборной "застолбил" за собой окончательно.
— Можете вспомнить свою первую победу в роли лидера команды в тяжелом весе?
— Это было в США в товарищеских матчах с американскими боксерами. Я, кстати, выиграл там оба боя.
…А СЧЁТ БОЯМ НЕ ВЕДЁТ
— Счет своим боям ведете?
— Нет. Не вижу в этом необходимости.
— Ваш земляк и партнер по олимпийской команде Камиль Джамалудинов рассказал мне, что после Игр в Сиднее дагестанским олимпийцам был оказан поистине королевский прием. В частности, вам, серебряному призеру Олимпиады, подарили три автомобиля, не говоря уже о денежных премиях, не уступающих официальным государственным премиальным. О подобном могли только мечтать даже олимпийские чемпионы, не проживающие на территории Дагестана. Почему же в таком случае вы не возвращаетесь в родную республику, а продолжаете жить в Ростове-на-Дону?
— Потому что у меня есть моральный долг перед людьми, которые помогли мне в то время, когда я только начинал боксерскую карьеру, и в частности перед Рамазаном Абачараевым, опекающим меня до сих пор. Я никогда не предам его. В то же время сейчас очень часто бываю в Дагестане, и не только потому, что учусь в местном педагогическом университете. После моих олимпийских успехов, после успехов в Сиднее моих друзей по команде Гайдарбека Гайдарбекова и Камиля Джамалудинова республика переживает настоящий боксерский бум — тысячи мальчишек из традиционной для нашего края борьбы переходят в бокс. На чемпионат России в Саратов приехали 18 дагестанских боксеров — такого представительства здесь не имеет ни один регион страны. В Дагестане у меня нет никаких проблем со спарринг-партнерами на тренировках, чего не скажешь о Ростове, там сейчас достойного соперника в моем весе днем с огнем не сыщешь.
— Чемпионат России — это первый ваш официальный старт в нынешнем году?
— Нет. Я уже участвовал в традиционном международном турнире в Пловдиве, где был назван лучшим боксером. Провел три боя, а в четвертом, финальном, мой соперник из Испании отказался выйти на ринг.
— Султан, сегодня вы один из немногих в составе сборной России, за которым твердо закреплена репутация бьющего боксера. Не случайно ведь в финальном олимпийском бою сам "мистер нокаут" Феликс Савон побоялся вступать с вами в открытый бой. В этой связи нет мыслей связать свою жизнь в будущем с профессиональным боксом?
— Мне уже поступил ряд заманчивых предложений на этот счет, но после откровенного разговора с главным тренером сборной Хромовым решил пока воздержаться от такого шага. По крайней мере, до окончания следующей Олимпиады. Я слишком многим обязан Николаю Дмитриевичу и доверяю его интуиции…
Султанахмед Ибрагимов
Весовая категория 91 кг.
Родился 8 марта 1975 года в Каспийске (Дагестан). Рост 188 см. Вес 91 кг.
Боксом начал заниматься в 1992 году.
В сборной России с 1998 года.
Чемпион России 1999 года. Серебряный призер чемпионата Европы-2000. Серебряный призер Олимпиады в Сиднее. На всероссийских боксерских соревнованиях представляет Ростов-на-Дону и Дагестан. Тренер - Анатолий Черняев.
Живет в Ростове-на-Дону. Не женат. Хобби - автомобили и рыбалка.