75-летний Джэк Брэбхэм гоняется как в молодости

news

Легендарный австралиец Джек Брэбхэм, которому на этой неделе исполнилось 75 лет, трижды становился чемпионом мира, что является показателем высшего класса для пилотов. Но только он один за всю историю "Формулы-1" сумел завоевать корону, управляя машиной, носящей его имя.

Скорость не теряется с годами

Несмотря на свой почтенный возраст Джек до сих пор весьма бодрый старичок, который внимательно следит за событиями в современной "Формуле-1". Нередко он и сам посещает "Гран-при", благо со времен гонщицкой карьеры австралиец перебрался из своей далекой страны в Англию и даже получил титул сэра. Не отказывается Брэбхэм и от возможности лично поучаствовать во всевозможных автоспортивных шоу.

Пару лет назад на ежегодных исторических гонках, проводившихся на старом аэродроме британских королевских ВВС в Гудвуде, Брэбхэм счастливо избежал серьезных неприятностей во время аварии. "Макларен" образца 1967 года под управлением сэра Джека после столкновения с болидом другого ветерана "Формулы-1" Джеки Оливера на скорости более 160 километров в час вылетел с трассы и врезался в ограждение. Маршалы и медперсонал с трудом вызволили Брэбхэма из кокпита. Однако, после того, как отважного рыцаря доставили в местную клинику, оказалось, что все кости у старого вояки целы.

Что и говорить, многие бывшие гонщики остаются быстрыми и в старости. Как и покойный ныне пятикратный чемпион мира аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио, Джек Брэбхэм, не взирая на свой преклонный возраст, сохранил жажду борьбы: "С годами чувство скорости не теряется. Можно только утратить выносливость, но гарантирую, что хотя бы несколько кругов в моем исполнении будут отличными".

Мечта австралийского летчика

Джек Брэбхэм всегда был преданным своему делу, трезвомыслящим, расчетливым, серьезно относящимся ко всему, за что берется. В эпоху романтики, на которую пришлась его автогоночная карьера, Джека отличался прагматизмом. В наши дни это выглядело бы обычным явлением, а в 60-е годы австралиец скорее смотрелся белой вороной на фоне такого созвездия мечтателей как Джим Кларк, Вольфганг фон Трипс, Йохен Риндт. Может быть, эта приземленность и принесла Брэбхэму три чемпионских титула, причем последний за рулем машины, носящей его имя. Джеку было уже сорок лет, когда он в 1966 году в третий раз стал лучшим гонщиком мира, а комментаторы давно уже называли его пенсионером. Но австралиец неплохо проявлял себя на трассах ах до конца сезона 1970 года и лишь в возрасте 44 лет ушел из спорта.

Трехкратный чемпион мира -- внук коренного лондонца, который эмигрировал в Австралию в 1885 году. Родился Джек 2 апреля 1926 года в Хертсвилле, в десяти милях от Сиднея, и был единственным сыном в семье зеленщика. Благодаря работе в гараже своего отца с машинами и грузовиками, Брэбхэм получил те навыки работы, которые стали определяющими в его жизни.

В 18 лет Джек пошел служить в Королевские австралийские военно-воздушные силы. Летать всегда было его мечтой, однако к 1944 году в условиях второй мировой обстановка сложилась так, что в армии больше требовались механики, чем летный состав. Демобилизовавшись в 1947 году, Джек увлекся мотогонками.

Быстрейший из лучших

Добившись успеха на отечественных соревнованиях, Брэбхэм стал стремиться к профессиональной карьере гонщика. Интересно, что Джек намного опередил свое время, добившись в далеком 1954 году спонсорства фирмы "Redex" для своего болида "Купер-Бристоль", но администрации гонок эта идея не понравилась, и от нее пришлось отказаться. В следующем году австралиец отправился в Англию, где стал работать со знаменитыми Чарльзом и Джоном Куперами, и в этом же сезоне на трассе в Эйнтри принял участие в своем первом "Гран-при" в "Формуле-1" за рулем экспериментальной машины "Купер" с двухлитровым 6-цилиндровым двигателем "Бристоль".

Вскоре благодаря новым правилам "Куперы" из аутсайдеров превратились в одни из лучших машин в "Формуле-1" и начались победы, счет которым открыл Стирлинг Мосс, выигравший в 1958 году "Гран-при Аргентины". А уже в следующем чемпионате за дело взялся Брэбхэм, причем так рьяно, что благодаря победам в Монако и Великобритании, второму месту в Голландии и третьим -- во Франции и Италии, австралиец стал чемпионом мира. Пока конкуренты пытались угнаться за творческими идеями отца и сына Куперов, Брэбхэм, не теряя времени даром, выиграл и следующий чемпионат - 1960.

Брэбхэм из "Брэбхэма"

Эти победы не затуманили мозг прагматичного Джека. Он понимал, что надо идти дальше, необходимы новые идеи и творческий подход к созданию машин. В этот момент Брэбхэм возобновил связь со старым австралийским другом инженером Роном Таранаком, мечтая о собственной машине. И 5 августа 1962 года на "Гран-при Германии" Джек впервые вывел на трассу болид под своим именем. Новая машина с двигателем "Климакс" быстро завоевала репутацию качественного, но ненадежного изделия. И только в 1964 году на французском "Гран-при" в Руане болид команды "Брэбхэм" под управлением долговязого американца Дэна Гарни впервые стал победителем этапа "Формулы-1".

Судьба улыбнулась команде в 1966 году, когда в чемпионате были введены трехлитровые двигатели. Австралийский производитель автозапчастей "Репко" по просьбе Брэбхэма сконструировал новый мотор, который позволил Джеку выиграть четыре гонки, а с ними и весь чемпионат. Впервые чемпионом "Формулы-1" стал гонщик, управляющий болидом, носящим его имя. Тогда-то австралиец и отыгрался на злых языках, давно причислявших его к старцам. Сорокалетний спортсмен вышел на пит-лейн с накладной бородой и палочкой, вызвав всеобщий смех.

Наследие

После ухода Брэбхэма из гонок, Таранак в 1971 году продал команду известному сейчас на весь мир Берни Экклстоуну. За 30 лет существования конюшни "Брэбхэм", в ней выступали Йохен Риндт и Жаки Икс, Грэхэм Хилл и Карлос Ройтеманн, Ники Лауда и Риккардо Патрезе, Карлос Пасе, в честь которого носит имя автодром "Интерлагос" в Сан-Паулу, и Элио де Анджелис, Коррадо и Тео Фаби, известные в дальнейшем владельцы команд Ги Лижье и Жерар Лярусс, и даже женщины-пилоты Лейла Ломбарди и Джованна Амати.

Чемпионами в составе "Брэбхэма" становились кроме самого Джека еще Дэнни Хьюльм и Нельсон Пике. А знаменитый Дэймон Хилл был последним, кто вывел в 1992 году болид "Формулы-1" на старт "Гран-при".

Помимо чемпионских титулов и команды, имя Джека Брэбхэма вошло в историю "Формулы-1" благодаря сыновьям, которые до сих пор гоняются в различных чемпионатах.


Наша справка

Джек (Джон Артур) Брэбхэм

Родился 2 апреля 1926 года в Хертсвилле (Австралия).

В "Формуле-1" выступал с 1955 по 1970 годы за команды "Купер" (1955, 1957-1961), "Мазерати" (1956), "Лотус" (1962, 1963) и "Брэбхэм" (1962, 1963-1970).

Трехкратный чемпион мира (1959, 1960 и 1966), вице-чемпион 1967 года.

Принял участие в 128 "Гран-при", стартовав в 126 из них: одержал 14 побед, 31 раз поднимался на подиум, 13 раз стартовал с поул-позишн и 38 - с первого ряда, 12 раз показал быстрейший круг в гонке. За карьеру набрал 261 очко, из них 253 в зачет чемпионата.

Трое сыновей: Джефф, Гари и Дэвид. Двое последних участвовали в "Формуле-1" -- Дэвид (р. 5 сентября 1965 года) провел 30 "Гран-при" с 1990 по 1994 годы, стартовал в 24 из них, лучшее место в гонке - 10-е; Гари (р. 29 марта 1961 года) провел 2 "Гран-при", не стартовав ни в одном.

Команда "Брэбхэм"

Дебют в "Формуле-1": 5 августа 1962 года на "Гран-при Германии" (Джек Брэбхэм - сход)

Участие в "Гран-при": 394 раза: 35 побед, 39 поул-позишн, 41 быстрейший круг, 983 очка (5-й результат за всю историю).

Последний старт: 16 августа 1992 года на "Гран-при Венгрии" (Дэймон Хилл - 11 место)

Кубков конструкторов: 2 (1966, 1967)

Чемпионских титулов: 4 (Джек Брэбхэм - 1966, Дэнни Хьюльм - 1967, Нельсон Пике - 1981, 1983)

Новости. Архив