Евгений Кафельников как зеркало спортивного патриотизма
Боюсь ошибиться, но на моей памяти Кафельников ни разу не отказывался играть за Россию. При этом многим журналистам памятны скучнейшие пресс-конференции лучшего российского теннисиста, которые он проводил, приезжая играть на домашние турниры в Москву и Санкт-Петербург. Поклонники Кафельникова также знают, что во время своих кратковременных визитов на родину Женя частенько, понурив голову, проходит мимо протянутых к нему рук любителей автографов. А самые продвинутые фанаты игры в курсе того, что несколько лет назад "Калашникову", как называют россиянина западные журналисты, пишущей о теннисе братией было присвоено отнюдь не самое почетное звание "лимона", как самому необщительному в профессиональном туре игроку.
Но, повторюсь, Кафельников ни разу беспричинно не отказывался играть за свою страну. И это едва ли не самое главное его достижение как истинного спортсмена-профессионала. Ведь что у нас получается с многочисленными новоявленными "профи", которые, будучи вскормленными на родине тяжким и весьма малооплачиваемым трудом детских тренеров, став взрослыми и получив возможность зарабатывать на западе сногсшибательные гонорары, подчас забывают о своих обязанностях перед страной. Сколько капризных звезд имеется у нас в футболе. То из Испании, то из Голландии слышатся их обиженные голоса: "Не приеду в сборную…" Как часто грешат подобным беспамятством и соотечественники, выступающие в Национальной хоккейной лиге. За примером далеко ходить не надо - буквально на днях от участия в грядущем чемпионате мира под флагом России отказались сразу несколько ведущих наших хоккеистов.
Впрочем, и западные звезды подают нам не только лучшие примеры. Можно вспомнить, как игнорировали выступление национальной команды США в Кубке Дэвиса великие Пит Сампрас и Андре Агасси (не потому ли сейчас представителей самой титулованной в теннисе нации нет даже в числе восьми сильнейших команд мира?). А в сборной Германии были времена, когда вместе отказывались выходить на корт знаменитые Борис Беккер и Михаэль Штих. Из-за самых мелких проблем во взаимоотношениях с партнерами по команде могли не приехать на очередное выступление сборной своей страны австралиец Патрик Рафтер или британец Тим Хeнман. Похожие истории случались и в командах Испании, Франции, Швеции…
А Кафельников играет за свою страну. Играет вопреки сложившемуся имиджу теннисиста-нелюдима. Играет, несмотря на травмы и нездоровье. Играет даже тогда, когда его огульно винят в нежелании выступать за Россию. Вспомним, ведь так было накануне Олимпиады в Сиднее, когда обвинения в отсутствии патриотизма бросали Евгению не только неосведомленные журналисты, но и некоторые весьма влиятельные наши спортивные функционеры.
Евгений ответил всем им достойно. Он поехал в Австралию, победил там последовательно всех конкурентов и с российским триколором в руках совершил круг почета на сиднейском корте.
Вот и теперь Евгений поведет своих товарищей в очередной бой Кубка Дэвиса. В ближайший уик-энд нашим ребятам предстоит серьезнейший четвертьфинальный матч со шведами, да еще и на их площадке. По словам самого Евгения, он очень хочет выиграть у скандинавов, а затем у всех последующих соперников. И победить, наконец, в неофициальном командном чемпионате мира. Но, думается, желание это связано отнюдь не только с личной заинтересованностью: Кафельников ведь уже одержал за карьеру так много индивидуальных побед, что не хватает ему, пожалуй, лишь этого, командного титула. Хочется верить, что лучшему российскому теннисисту и впрямь не чуждо такое столь эфемерное для многих из нас в последние годы понятие, как патриотизм, любовь к Родине или как это еще там называется?