Сергей Обухов: в Россию вернусь только в "Водник"
Чемпион мира-2001 кировчанин Сергей Обухов вошел в символическую сборную по итогам турнира. Сергей далеко не первый российский хоккеист, уехавший играть в Швецию. До него были великие Юманов, Ануфриенко, Гапанович, но Обухов стал первым из россиян, кто получил у шведов всенародное признание. Сначала пал шведский рекорд результативности за сезон — в регулярном чемпионате 2000/01 г. Сергей забил 63 мяча, а по окончании сезона шведские специалисты признали форварда "Фалу" лучшим игроком чемпионата.
— Сергей, уже не первый год ходит масса слухов о вашем возвращении в Россию, о контрактах на много тысяч долларов. Имеют ли эти разговоры под собой почву?
— Речь можно вести лишь о переходе в архангельский "Водник" — самый профессиональный клуб России на сегодняшний день. В то же время у меня еще годовой контракт с "Фалу", следующий сезон я точно отыграю в Швеции.
— Отыграв его, сможете получить вид на жительство?
— Да, это так, и в дальнейшем я могу не беспокоиться за будущее моей семьи. Буду натурализованным европейцем с двумя паспортами. Будет легче передвигаться по Европе, да и с проживанием, в перспективе, в Швеции проблем не возникнет.
— Изменились ли условия контракта по сравнению с прежними, ведь первый год вы играли практически бесплатно?
— На условия проживания я не жалуюсь. С финансами проблем тоже нет — ежегодно моя зарплата увеличивается. Каждый год клуб выделяет мне новую машину. Сейчас это "Рено-Лагуна". Катаюсь каждый день после тренировки в школу на занятия по шведскому языку. Кстати, ныне я ее окончил с серебряной медалью.
— Чем занимается жена, пока вы играете и учитесь?
— По условиям моего контракта клуб предложил ей работу. Сейчас я не могу точно сказать, какую, но на чемпионат мира приедут наши шведские спонсоры, и мы будем вести по этому поводу переговоры. Они должны предложить три-четыре варианта, а мы будем выбирать. Сейчас жена в Кирове вместе с дочкой, ждут меня после чемпионата.
— Вы играете, жена работает, а как же дочь?
— Ради дочери я сейчас живу и играю, все свободное время уделяю ей. В Швеции работа хоккеиста не такая, как в России, — меня не бывает дома только вечерами.
— Ваша дочка родилась год назад, накануне турнира на Призы правительства России в Казани. Сейчас ей год. Какие первые слова она произнесла?
— Как обычно, первое — мама. Второе — папа. Уже без меня.
— На хоккее бывает?
— Первый раз она была принесена на хоккей в возрасте десяти дней.
— Домой, в Россию, вас не тянет?
— Тянет, но пока только созваниваюсь с папой, с сестрой раз в неделю, как позволяют игры, тренировки. Сейчас приезжают в гости друзья, но ностальгия по родине, конечно, есть. Три года, что я провел с "Родиной" в высшей лиге чемпионата России, незабываемы. Обидно, что не достигли цели, которую нам ставили, к которой мы стремились в чемпионате России. Это время я всегда вспоминаю с удовольствием.
— Кроме телефонных переговоров, какие еще отношения вас соединяют с домом?
— У меня в Фалуне два российских телеканала — "Останкино" и РТР. Смотрим их, хотя шведы очень ругаются, говорят, смотрел бы лучше шведский канал да улучшал язык. Через Интернет читаю российские газеты: новости, спорт, другие события из России.
— Следующий турнир на Призы правительства России должен был состояться в Кирове. В итоге его примет Сыктывкар. Касались ли этой темы в Швеции?
— Шведам без разницы, где им играть в России. А мне очень обидно, ведь это был единственный шанс сыграть дома, на родном стадионе в форме сборной России. Я не говорю, что место в сборной мне гарантировано, но это был шанс и теперь его, похоже, больше не будет. Кирову же этот отказ от проведения турнира еще не раз аукнется.
— Есть ли предложение из других шведских клубов о вашем переходе, раз в России мы увидим вас еще не скоро?
— Обычно бывает два-три предложения в год, но в Фалуне я прожил уже шесть лет, из них пять — с женой. Сейчас у нас много друзей, как русских, так и шведских. Я не вижу особых причин менять место жительства, одну команду на другую, ведь меня все устраивает. На протяжении последних пяти лет "Фалу" входит в четверку лучших. Это говорит о стабильности команды. Увы, пока не получилось побороться за шведское золото.
— В последнее время в Швецию приезжают играть все меньше хоккеистов из России. В то же время многие возвращаются домой. На ваш взгляд, в чем причина?
— Все дело в финансах. Если у ребят есть приглашение поиграть, подзаработать в классной команде, то они этим стараются воспользоваться. Примеры — Гапанович, Ярович. Я тоже хочу заработать, но сейчас в первую очередь думаю о семье. Самая большая причина на данный момент — получение вида на жительство. А многие хоккеисты сборной России, играющие дома, получают на порядок больше, чем наши ребята в Швеции. В Швеции играют те, кто больше дорожит своим бытом.
— Что вы можете сказать о нынешнем чемпионате мира?
— Это большой хоккейный праздник, которого ждешь с нетерпением. Перед нами стояла только одна задача — выиграть, и мы сделали это. Но в Финляндии большого праздника не получилось. Практически настоящий хоккей начался лишь с полуфиналов. Это забота IBF, наверное, регламент турнира нужно менять, чтобы не было проходных игр. Нет ничего страшного, если венгры, белорусы, голландцы и американцы будут выступать в одной группе, а сильнейшие команды — в другой. В результате получится качественная игра.