Сергей Николаев: У тренера чутье на кончике носа
С появлением в конце прошлого года в Уфе Сергея Николаева о хоккее в республике заговорили с удвоенной силой. За три месяца этот неординарный наставник успел не только перестроить самих хоккеистов "Салавата Юлаева", но и заставил общественность серьезно посмотреть на проблемы самой популярной игры.
Добился Сергей Алексеевич с ходу и спортивного результата. Вывел неудачно начавший сезон клуб по итогам первого этапа во вторую шестерку, избавив тем самым от битвы за выживание среди аутсайдеров Суперлиги. Чемпионат еще не успел закончиться, а Николаев уже вовсю занимался созданием команды будущего сезона. Таков этот тренер: если берется за новое дело, то всерьез и надолго.
Проверка Саратовым
— Сезон вы начали в Саратове с "Кристаллом", причем довольно успешно. И вдруг в разгар чемпионата уезжаете в Уфу. Что заставило вас в спешном порядке поменять место работы?
— После бронзового сезона в Новокузнецке было одно желание — отдохнуть. Но не успел об этом даже подумать, как стали поступать предложения из Саратова. Команда была на грани вылета из высшей лиги. Аргументы для меня припасли такие: высшая лига - не Суперлига, можно работу сочетать с отдыхом. Уговорила же меня жена. Она сказала, что через месяц отдых мне надоест и потянет на лед, а без работы еще больше изведусь. И потом, говорят, что у тренера чутье на кончике носа. Если оно превратится в хронический насморк, смахнешь его с носа - уже не вернешь. Словом, подумал-подумал и решил еще раз проверить себя, взять не раскрученную команду, а из низов.
— Прошли проверку?
— Сначала все-таки испытал легкий шок. В Саратове просто никому нет дела до хоккея и нет желания даже хоккейную культуру прививать городу. Пришлось решать вопросы с ремонтом раздевалок, тренерской и тому подобное. В команде не было не то чтобы ни одного известного хоккейного имени, даже среднего уровня игроки отсутствовали. Из всей команды оставил человек 7 — 8, более или менее способных двигаться. Остальных отдавали в аренду друзья-коллеги. С 11-го места мы переместились на 3-е, пропустив вперед только московские "Спартак" и "Крылья Советов". Но за полгода работы в Саратове я так и не смог добиться от руководства, чтобы заключили со мной контракт. По сути дела меня там ничего не удерживало, никакие обязательства. Тем не менее когда еще в ноябре мне позвонил из Уфы председатель клуба Тахир Даукаев, я отказался возглавить "Салават Юлаев". Во-первых, переход в середине чемпионата не имеет логики. Состав комплектовался не тобой, предсезонная подготовка заложена другими, тактика выработана не тобой - как можно в такой ситуации говорить о результате? Во-вторых, тогдашнего наставника уфимцев Леню Макарова я знал хорошо, вместе играли в одной команде. На живое место я бы никогда не пошел. После очередного звонка согласился с нового сезона работать в Уфе. Но когда после Нового года Даукаев рассказал об отставке Макарова, о положении дел в команде, о том, в какой ситуации клуб находится, подумал, что если "Салават Юлаев" не сохранит сейчас место в Суперлиге, выбираться будет трудно. Потом Тахир приехал ко мне. Мы просидели ночь, проговорили, обдумали все детали. Еще роль сыграло и то, что Уфа мне не чужой город: я здесь играл, остались друзья, воспоминания. В один день собрался и уехал, хотя решение мне далось нелегко.
Решал задачу малой кровью
— К вашему приезду в команде уже играли Семак, Муфтиев, Цулыгин, Яханов. Не последние люди в хоккее. Не таким уж слабым был состав…
— В принципе с тем подбором игроков, что имела Уфа, можно было рассчитывать даже на попадание в плей-офф, но только при тщательно продуманной тактике игры. Но хоккеисты оказались готовы к сезону процентов на семьдесят. Увеличить нагрузки я резко не мог: вместо подъема в разгар сезона получил бы спад. Решать задачу - сохранить место во второй шестерке - надо было малой кровью. Ребятам сразу сказал: для меня в команде нет любимчиков, все должно быть построено на объективном отношении друг к другу. Каждый получит согласно материально-морально-физическим затратам.
— С чего вы решили начать - с чистки состава?
— Это слишком радикальная мера, удар ниже пояса. Да, я расстался с Цыгуровым и Зловым, но они и сыграть за команду как следует не успели. Надо было найти пятерку, которая могла бы реализовывать численное большинство. И состав такой определился: Семак в центре, Муфтиев с левого края, Агеев с правого, Яханов и П.Комаров в защите. Именно этой пятеркой мы обыграли "Нефтехимик" — 4:0, причем две шайбы были заброшены в большинстве.
— А через день с разгромным счетом уступили "Ак Барсу" — 1:9…
— Это объяснимо: ребята выложились накануне. Я не ждал победы, но и не думал, что команда развалится. Мы были деморализованы соперником. Встреча в Казани стала единственным неприятным эпизодом на том отрезке чемпионата. Мы быстро забыли о поражении и справились с психологическим надломом. Здорово сыграли дома с "Авангардом" (3:3), потом на выезде обыграли "Северсталь" (2:1).
— Кстати, именно встреча в Череповце стала решающей. Но результат игры вызвал много шума.
— Понимаю, что со стороны это выглядит странно: команда, которая в сезоне шла ни шатко ни валко, вдруг обыгрывает одного из лидеров. Но ведь все опять забыли про тот же Омск, который сумел с огромным трудом вырвать у нас ничью, а потом, кстати, боролся за золотые медали… Команда находилась на подъеме. "Северсталь", уже обеспечившая себе выход в плей-офф, дала отдохнуть травмированным игрокам. После победы над ней мы действительно решили задачу года — остались в Суперлиге. Дальше надо было думать о будущем сезоне. И потому мы пошли на компромисс: в "Северстали" выступают два молодых уфимских игрока Корнеев и Шинкарь, причем играют прилично. Чтобы получить их обратно в будущем, мы отдали в аренду Муфтиева и Цулыгина. Сегодня они высказали желание продолжить карьеру в Уфе.
— Лучшим бомбардиром команды в минувшем первенстве стал 35-летний Александр Семак с 37 очками. Молодые же нападающие завершили сезон с более чем скромными результатами. По-вашему, 10-15 очков - нормальное явление?
— Средний показатель среднего хоккеиста должен быть не менее 15 очков. У профессионала - за 20. Семак больше половины очков заработал в последних матчах: ему наконец подобрали грамотный состав звена. Думаю, Муфтиев, если бы не ушел в Череповец, набрал бы еще: он — мозговой центр команды. Потенциал есть еще у ряда игроков — Рахматуллина, Сидякина, Нуртдинова, Хлыстова, Яханова, П.Комарова, Цулыгина. Великий Анатолий Владимирович Тарасов говорил, что хоккеист - это тот, у кого есть фамильный финт. Ныне данный постулат утрачивает смысл. Хоккей идет мощный, агрессивный, силовой, но теряет в содержании игры. Уходит творчество. Уфа, которая когда-то была сильна своей хитринкой, неординарными комбинациями, утратила позиции. Нужны здоровые, мощные игроки.
Для молодежи - курс выживания
— Вы приступили к обновлению команды?
— Процесс комплектации сейчас активно ведется. К сожалению, не могу обнародовать список хоккеистов, которых хотел бы видеть здесь: назови я фамилию, игрока тут же перекупят богатые клубы. Хотя в прессе уже промелькнули имена Кухтинова, Шаламая, Чернова из Новокузнецка. Я с ними работал там в "Металлурге" и надеюсь на них. Предварительно беседовал и с воспитанниками Уфы - Заварухиным и Афиногеновым. Состав обновится процентов на 40 — 60. Ищем вратарей: Василевскому одному не вытянуть.
— Из второй команды Уфы есть кого взять?
— Я внимательно слежу за делами и местной школы, и фарм-клуба. Если мне поставлена задача на сезон, она должна быть и у всех остальных тренеров, которые работают с пополнением. Для молодежи предложена очень мощная, серьезная программа. Я назвал ее курсом выживания. Перед второй командой поставил задачу воспитывать по 1-2 игрока в год для мастеров.
— План предсезонной подготовки уже наметили?
— Не наметили, а точно все расписали. В апреле чередуем тренировки на земле и льду. С 1 мая отпуск. Реабилитационный сбор с 25 мая на море, с кроссами, с атлетическими занятиями в зале. С 25 июня втягивающий этап в Уфе. С 9 июля тренировки и участие в международном турнире вместе с еще шестью клубами Суперлиги в Финляндии. Начало августа - традиционный турнир в Уфе, конец августа - турнир в Перми.
— Не в призеры ли нацелились в будущем сезоне?
— Команда настраивается на решение больших задач. Но конкретно они будут поставлены только после предсезонной подготовки, исходя из реальных возможностей. Надеюсь, финансирование нас не подведет: руководство республики обещает всяческую поддержку.
— Сейчас много говорят о формуле следующего чемпионата. Какой вы ее видите?
— Разделение на дивизионы, как предлагают некоторые, нелогично. В экономическом смысле командам Востока чемпионат обойдется намного дороже, на одну поездку и матч уйдут одни — трое суток. А если брать спортивный принцип, в этом плане зона Востока выглядит значительно сильнее. Опять создаются неравные условия. Я - за гладкий календарь. Восемнадцать команд встречаются в двухкруговом турнире и проводят по 34 игры. Далее клубы, занявшие 1 - 12-е места, с набранными очками играют опять же в двухкруговом турнире и определяют восьмерку клубов для плей-офф. Команды, занявшие 13 - 18-е места, тоже с набранными очками встречаются в четырехкруговом турнире между собой. Клубы, занявшие 17-18-е места, покидают Суперлигу. А две первые из высшей лиги занимают их места в элите.
Восьмерка команд через плей-офф выявляет чемпиона и призеров. Начинать плей-офф с 1/8 финала нет смысла: как показала практика, команды, занявшие 9 - 16-е места, вываливаются в первом же круге.