Леонид Березин: МГФСО - команда неповторимая
На вопросы "Советского спорта" отвечает генеральный директор и главный тренер волейбольного клуба МГФСО, заслуженный работник физической культуры Леонид Березин.
- Леонид Юрьевич, известно, что вы свою спортивную карьеру начинали как футболист, выступали за юношескую и молодежную сборные СССР, участвовали в европейском первенстве. Как получилось, что судьба привела вас на пост главного тренера женской волейбольной команды?
- Во-первых, игра за "молодежку" и первый опыт выступления за команды мастеров, как оказалось, - разные вещи. Адаптация, скажем так, во взрослом футболе прошла довольно болезненно. Мои попытки закрепиться в основе столичного "Локомотива", а затем костромского "Спартака" успешными назвать нельзя. Когда же во время институтской практики я попал в общеобразовательную школу, то начал работать с девчонками, давал им азы волейбола, причем не только на уроках физкультуры, но и по вечерам. Может быть, в то время я мало чему мог их научить, но сама возможность помимо футбола, которому день за днем было отдано 10-12 лет, проявить себя в совершенно ином виде спорта казалась мне чрезвычайно привлекательной. Ученицы мне попались благодарные, они оценили, что симпатичный молодой человек тратит все свое свободное время (практика к тому моменту давно закончилась) на то, чтобы они стали волейболистками. И пошло-поехало! Мы выехали на первый сбор в Зеленоградск Калининградской области, на море, хотя, честно говоря, готовиться команде было не к чему.
А потом я встретился с директором СДЮШОР № 1 Советского района Юрием Равинским, который предложил мне возглавить отделение волейбола. Я был немного ошарашен и задал прямой вопрос: "А вы знаете, что по диплому я тренер по футболу?" - "Меня это не волнует,- ответил Юрий Яковлевич, - главное, что о тебе идут прекрасные отзывы". Первые полгода я работал один, сам себе режиссер. Потом я позвал своих сверстников. Всем нам было по 22-23 года, закончившим инфизкульт по специализации "волейбол". Довольно быстро образовался костяк честолюбивых людей, не до конца реализовавших себя в большом спорте. Все горели желанием сделать что-то серьезное. Дело пошло быстро, недостаток знаний и опыта мы компенсировали огромным желанием работать. На Красной Пахре нашими усилиями рядом с баскетбольным появился волейбольный городок с земляными и деревянными площадками.
В 1984 году Юрий Равинский, перешедший в ЦШВСМ, предложил мне работать со сборной Москвы среди школьников. Несмотря на то, что только ленивый не величал меня "футболистом", я не обращал на это никакого внимания, ибо чувствовал: у меня получается. Вскоре пришли первые заметные успехи: моя воспитанница Луиза Дианова стала чемпионкой мира и Европы среди молодежи. Я имел полное право подавать документы на присвоение мне звания "Заслуженный тренер России", но посчитал, что в 23 года делать это рановато.
Затем по обмену я выехал в США. После моего возвращения в Москву вскоре из Америки последовало предложение вернуться туда на роль тренера, который в течение сезона переезжает из одного университета в другой и оказывает командам методическую помощь. Несмотря на то, что я окончил спецшколу и не имел языковых проблем, в Штаты я возвращался с некоторым страхом. Отработал 8 месяцев, мне очень много дала эта поездка, у меня открылись глаза на иной образ жизни и иную систему подготовки спортсменов. Из Америки я вернулся другим человеком.
- И стали работать в системе МГФСО…
- Да, причем очень многое старался перенять у Льва Кофмана, особенно его умение стратегически мыслить. Мне всегда неуемно хотелось создать в волейболе что-то свое, это придавало работе новый импульс. Где-то в 1990 году в Москве появилась команда "Спарта" при советско-австралийском предприятии. Вместе с Галиной Волковой мы собрали в ней игроков, которые по разным причинам оказались за бортом "Динамо" и ЦСКА. Состав подобрался звездный. Команда была коммерческой, мы искали варианты выезда за рубеж. Таким образом, мы играли не только в Европе, но и в Аргентине, и в США.
Позже Лев Кофман предложил мне возглавить ДЮСШ № 2 Волгоградского района. Когда я впервые вошел в это здание, у меня был шок: все разваливалось, а один из классов сверху донизу был завален… ящиками с пустыми бутылками. Глаза боятся, а руки делают. Бутылки сдали, сделали ремонт.
Когда родилась мысль участвовать в первенстве России, я собрал тех девушек, с которыми работал в Советском районе, в сборной Москвы, получилась неплохая команда. На мой призыв откликнулись Татьяна Романовская, Александра Щербакова, Надежда Забавина, Луиза Дианова. И мы за три года бравым маршем прошли три лиги, причем во второй лиге за сезон мы не проиграли ни одной партии, а в первой - ни одной игры!
- Книга рекордов Гиннесса по вам плачет!
- Может быть. В общем, проблем с выходом в Суперлигу для того состава не существовало. Однако первый сезон в Суперлиге мы практически играли новым составом. Детская спортшкола резерв, естественно, подготовить не успела, поэтому пришлось приглашать "легионеров". Одни пришли с открытым сердцем, других интересовали только деньги. Было неимоверно тяжело, хотя сезон мы завершили на высоком седьмом месте. Потом был провал, мы еле-еле унесли ноги: стали десятыми, зацепившись за последнюю ступенечку. На следующий год один из банков нам помог деньгами, и мы заиграли с другой отдачей, заняв пятую строчку в итоговом протоколе.
Туром в Екатеринбурге мы заканчиваем свой четвертый сезон в Суперлиге. Год страшно тяжелый, впервые мы играем "детским садом" - в основном составе половина игроков моложе 18 лет. Эксперимент тяжелейший, особенно с учетом того, что одна из них - пасующая. Более того, Маша Жадан - наша единственная "связка". Девочка хорошая, старается, но в таком возрасте надежно играть в Суперлиге - это из области фантастики. Тем не менее место в элите мы сохранили и будем думать, как жить дальше.
- Думаю, это вопрос болезненный с учетом перемен в столичном законодательстве.
- Мы - экспериментальная команда. Если в Белгороде, Липецке, Екатеринбурге или Балакове за командами стоят губернаторы, мэры, директора крупнейших предприятий со своими немалыми возможностями, то мы пытаемся строить высококлассный коллектив на базе детской спортшколы. Не хочу сказать, что Москомспорт или МГФСО относятся к нам плохо, но материально они, увы, помочь команде не могут. Поэтому самый животрепещущий для нас вопрос - принадлежность к кому-либо. Да, сегодня мы свободны в выборе решений, никто нам не диктует, кого из игроков приглашать, а кого вводить в основу, но эта свобода заставляет каждую секунду думать о том, где искать средства на содержание клуба. И если до последнего времени за счет налоговых льгот на прибыль, существовавших в Москве, мы из положения выходили, то "первоапрельская шутка" ставит нас перед печальным фактом - команду надо обеспечивать иначе. Как? Пока готовых решений нет. Правда, оптимизма мы не теряем и нос не вешаем. За эти годы нам, помимо команды, удалось создать загородную базу в Лосино-Петровском, которая, я думаю, вполне способна где-то конкурировать с Новогорском. У нас есть возможность создать оптимальные условия для тренировок 250 волейболистам. Кроме того, мы буквально в шаге от строительства своего спорткомплекса в Москве. Это будет не стандартный зал, а многопрофильный комплекс на 500 зрительских мест, в котором предусмотрен полный цикл - от чисто спортивных помещений до столовой и гостиницы. Если мы его построим, в столичном волейбольном мире аналогов ему не будет.
- Два слова о наиболее "активных штыках" сегодняшней главной команды МГФСО.
- Состав, в котором мы завершаем нынешний сезон, в какой-то мере разношерстный. От начала до конца прошла с командой и вложила в нее все силы и душу Татьяна Романовская, воспитанница спортшколы Ленинградского района Москвы, чемпионка Европы среди молодежи. На "последнего из могикан" равняются остальные. Елену Кузьмину мы пригласили с Украины на роль связующей, но сегодня она выполняет функции либеро, причем, думаю, лучше всех в российской Суперлиге. Мы имеем в течение сезона 75-80 процентов качественной доводки с приема, это в основном ее заслуга. Катя Лобанова становится настоящим мастером, хотя ее путь в основу не был усыпан розами. Отмечу и Ольгу Озову. Если три года назад эта высокорослая волейболистка с мячом во время матча встречалась нерегулярно, то нынешний сезон, особенно вторую половину, проводит достойно. Из молодежи выделил бы 17-летнюю Лену Лисовскую, отыгравшую почти весь сезон в стартовой шестерке на непростой позиции. В хорошую "связку" при желании может вырасти и Маша Жадан. Характер у нее довольно сложный, но волейбольные задатки налицо.
- Очень часто в тени игроков, срывающих на площадке аплодисменты болельщиков, остаются те, кто обеспечивает спортивный результат. Кого из ваших помощников вы хотели бы отметить в первую очередь?
- Таких людей много, например, самую активную помощь в работе мне оказывают заслуженный тренер России Виктор Филипченко, приехавший к нам из Екатеринбурга Вадим Панков, Владимир Гулумян. Я считаю, что большой вклад в общее дело вносит коллектив нашей подмосковной спортбазы.
Команда МГФСО создана в 1994 году на базе СДЮШОР-65 из групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Участник чемпионатов России 1995-2000 годов. Лучший результат - пятое место в Суперлиге-2000.