Наступил черед Африки

news

Самым значительным "политическим" событием марта стало признание, сделанное ФИФА, в том, что чемпионат мира 2010 года пройдет на африканской земле.

АФРИКАНЦЫ ВЗЯЛИ БЛАТТЕРА В ОБОРОТ

В последнее время что-то подозрительно часто важные решения, принимаемые ФИФА, сопровождаются разного рода конфузами. Во времена Авеланжа такого не было…

В марте исполком высшего футбольного органа собирался в Цюрихе. Обсуждался, в числе прочего, и вопрос проведения чемпионата мира 2010 года. Тут-то и произошло недоразумение. На официальном сайте ФИФА появилось сообщение о том, что этот турнир состоится в Африке. Несмотря на то, что сказано это было вполне определенно, Зепп Блаттер на пресс-конференции, проводимой им в тот же день, уклонился от прямого ответа на соответствующий вопрос. Вместо этого он сказал так: когда принцип ротации будет введен в действие, первой конфедерацией, с которой начнут, станет Африканская, но что касается конкретно 2010 года, то никто никакого решения еще не принимал.

Речь идет о принципе последовательного проведения чемпионатов мира на территории шести конфедераций. Этот принцип, мягко говоря, спорный, был, как известно, одобрен ФИФА в прошлом году.

Колебания Блаттера вызвали обостренную реакцию у деятелей Южно-Африканской федерации. Ее президент Данни Йордан пригрозил, что даст Зеппу чуть ли не пинок под зад, если он опять "продинамит". "В случае, если ФИФА захочет взять назад данные ею обещания дать 2010 год Африке, господин Блаттер столкнется с серьезными проблемами на перевыборах в следующем году, — сказал он. — Мы, южноафриканцы, будем глубоко разочарованы, если нас снова обдурят".

Блаттер обратил внимание на то, что, хоть ротация и будет запущена непременно, ее детали еще не отработаны. Это, вероятно, сделают на предстоящем 5-6 июля заседании исполкома в Аргентине. Вместе с тем он заметил, что "мы не хотим заставлять Африку ждать еще 20, 30 или 50 лет, не хотим, чтобы она жила одними обещаниями".

Туман в высказываниях Блаттера подлил масла в огонь южноафриканцев, которые раздражены на него за досаднейшую "осечку" на выборах страны-организатора ЧМ-2006, которые прошли в прошлом году. Хотя Блаттера-то, изо всех сил проталкивавшего ЮАР на 2006 год, винить и не стоило. Злиться надо было на самих себя, на свою чрезмерную нахрапистость. Южноафриканские посланцы так ретиво обхаживали тогда некоторых участников голосования, что 78-летний представитель Океании новозеландец Демпси самовольно, в знак протеста против оказываемого на него нажима и вопреки данной ему инструкции, не отдал голос в пользу ЮАР. В результате с минимальным преимуществом — 12:11 — победила Германия, что порадовало все здравомыслящее человечество. А был бы счет равным, чемпионат был бы отдан ЮАР, поскольку тогда становился бы решающим президентский голос, а Блаттер бросил свой шар за Черный континент.

ЮАР НЕ ДОПУСКАЕТ МЫСЛИ О КОНКУРЕНЦИИ

На следующий день после того, как Блаттер напустил тумана, выступил с разъяснениями пресс-атташе ФИФА Кит Купер. Суть его заявления сводилась к следующему: хотя конкретные детали по принципу ротации еще не отработаны, внутри исполкома уже имеет место согласие, что начать его осуществлять надо с 2010 года, и начать надо именно с Африки. Это утешило южноафриканцев. Данни Йордан отозвался на заявление Купера репликой: "Это чудесная новость".

Решение ФИФА отдать Африке 2010 год не означает, что чемпионат получит себе именно ЮАР. Но во всех высказываниях Йордана и других деятелей этой страны сквозит полное отсутствие сомнений на сей счет. Логика, видимо, такова: раз у нас так нелепо отобрали 2006 год, то уж 2010-й непременно должен быть нашим.

Хотя, конечно, Йордан говорит, что "это победа не только нашей страны, но и всей Африки, а также других "мелких" конфедераций, это прекрасный шанс для Африканского континента, для подъема его футбола и подъема показываемых им ре- зультатов". Из 16 прошедших мировых чемпионатов девять состоялись в Европе и шесть — в Южной Америке. В 1994 году мундиаль пришел на североамериканскую землю, в 2002-м придет на азиатскую. По логике надо бы, конечно, удовлетворить и африканские аппетиты. Вот только осилит ли ЮАР или какая другая страна столь серьезное мероприятие? Йордан считает, что осилит. Все необходимые требования его страна в состоянии выполнить, считает он: "Мы уже, собственно, доказали это, ведь наша заявка на 2006 год прошла ратификацию ФИФА".

23 марта лидеры Южно-Африканской федерации собрались в Порт-Элизабете и приняли формальное решение подать заявку на ЧМ-2010. Это лишь официальное обозначение того, что и так было само собой разумеющимся. "Этот вопрос даже не обсуждался, — сказал Йордан. — Решать мы должны не это, а формы работы и то, какие структуры будем задействовать для осуществления нашей цели. Мы должны работать в тесном контакте с правительством". Брюс Гроббелар, бывший вратарь "Ливерпуля" и сборной Зимбабве, а ныне тренер южноафриканского клуба "Суперспорт Юнайтед", считает, что страна, где он работает, готова принять чемпионат мира: "Разве об этом не говорят результаты прошлогоднего голосования, которое мы едва не выиграли? Не сомневаюсь, получится фантастический праздник. Чемпионат мира по своему определению должен наконец прийти к нам — ведь Африка никогда еще не проводила его".

…НО ЕГИПЕТ И МАРОККО ГОТОВЫ ЕЕ ОКАЗАТЬ

Между тем не все в Южной Африке пребывают в уверенности, что чемпионат мира непременно приедет в эту страну. Клайв Баркер, бывший тренер "Бафана-Бафана", предупреждает, что предстоит выдержать непростую конкуренцию со стороны других претендентов. "Марокко, Египет и Нигерия — вот как минимум три страны, которым тоже по плечу организовать турнир. Но если мыслить с позиции букмекеров, мы все-таки фавориты, а Марокко и Египет идут позади нас. Это правильно, что ФИФА обратила свой взор на Африку. Мы можем взять на себя риск в 2010 году. Ведь потом как минимум два десятилетия чемпионат мира не будет попадать к нам: передышка будет достаточной".

Марокко было первым государством, которое раньше всех — еще до ЮАР — объявило о своем желании принять чемпионат-2010. Между прочим, оно будет бороться за право стать страной-организатором в четвертый раз, так что у марокканцев есть все основания поспорить с южноафриканцами на тему, кто больше достоин "награды". Правда, это тот случай, когда количество не переходит в качество. Несмотря на то, что Марокко раз за разом выставляет свою кандидатуру, так близко к цели, как ЮАР, оно не было никогда. В голосовании по поводу ЧМ-2006 оно сошло с дистанции в первом же раунде.

Президент Марокканской федерации Саид Бельхаят не отвергает идею совместного проведения ЧМ-2010 несколькими странами Северной Африки, включая Алжир, Тунис и "даже" Египет: "Это было бы великолепно, но ФИФА надо сначала посмотреть, каким окажется японо-корейский опыт". В Египте также сообщения из Цюриха восприняли с большим оптимизмом. Местный футбольный лидер Юсеф Эль-Дахшури считает, что у его страны есть все основания принять у себя мировое первенство: "Мы справились с юниорским чемпионатом мира в 1997 году, и нареканий в наш адрес не было. Почему бы не сделать следующий шаг? Престиж египетского футбола в Африке неоспорим, и мы располагаем очень большим потенциалом. Таким большим, который даст нам возможность подать более перспективную заявку, чем у конкурентов".

Помощник Эль-Дахшури Хишам Азми обращает внимание на существенный, по его мнению, аспект: "Успех Египта будет иметь место только при хорошей координации арабских стран. Лучше всего нам с марокканцами самим решить, кому подавать заявку, после чего другой стороне надо бы снять свои притязания и начать поддерживать ту. Арабская солидарность должна стать приоритетом".

Новости. Архив