Сэм ввел право на ошибку
Выступление бело-голубых в нынешнем сезоне ничего, кроме досады, не вызывает. Мало того, что команда не вышла в плей-офф, так она еще к тому же сложила чемпионские полномочия задолго до его начала, оказавшись за бортом второй "шестерки" клубов Суперлиги.
РАЗУМНЫЙ БАЛАНС
Единственным "светлым пятном" стала, пожалуй, игра "Динамо" на втором этапе чемпионата. Но тогда поставленные перед стартом высокие цели уже автоматически сменились на борьбу за выживание. И это ничего, кроме сохранения прописки в элите и небольшого морального удовлетворения, принести, естественно, не могло. Тем не менее новый главный тренер "Динамо" Владимир Семенов все равно заслуживает самых добрых слов: за кратчайший отрезок времени ему удалось заставить своих хоккеистов поверить в себя, и команда преобразилась буквально на глазах.
— Владимир Георгиевич, когда в ноябре после отставки Зинэтулы Билялетдинова вы приняли "Динамо", то, наверное, кроме свободы, которую предоставили игрокам, привнесли что-то еще? Им ведь по-любому невольно пришлось перестраиваться?
— Свобода — это понятие относительное. Тут, можно сказать, разрешил все. Но такого и в помине не было. А начал я с обычной вещи. Даже в повседневной жизни старался быть поближе к ребятам — хотел узнать, чем они дышат, что у них в голове и на сердце. Мы много общались. И это пошло на пользу. Понятно, что процесс вступления в должность у тренера сложный. Игроки должны были поскорей понять меня, а я, в свою очередь, — разобраться в них. И чем быстрее прошел бы процесс доверия, тем лучше. В результате мы достигли взаимопонимания довольно быстро.
— Но ведь тренировочный процесс вы меняли, верно?
— Я знал, как работал Билялетдинов. Мне хорошо знакомы его требования. И поскольку я всегда стараюсь перенимать лучшее, то не собирался все менять на корню. Напротив, многие игровые упражнения Зинэтулы Хайдаровича я оставил. А кое-что, разумеется, подкорректировал в плане своего видения хоккея. Просто мне нравится более комбинационная игра, с импровизацией, о чем я говорил уже не раз. Поэтому хотелось, чтобы хоккеисты мыслили. Причем не только на льду, но и во время занятий в спортивном зале. И они меня прекрасно поняли. К тому же, при Билялетдинове им сложнее было играть — ребята не имели права на ошибку. А я считаю, что в атаке, например, допускаются экспромты. Другое дело — оборона. Здесь есть законы, которые нарушать не дозволено никому. Но, опять же, наказывать кого-то за промах, уверен, нельзя.
— А как бы вы охарактеризовали ту игру, которую команда демонстрировала уже при вас?
— Я бы не сказал, что мы играли от обороны. Не могу сказать и что чересчур активно играли в атаке. Наша команда, скорее всего, избрала "разумный баланс". Главным правилом было моментально перестраиваться, грамотно и своевременно переходить из атаки в оборону. К сожалению, те травмы, которые обрушились на команду, создавали определенные сложности. Порой у нас не наскребалось народу на четыре тройки нападения, да и защитников не хватало до комплекта. Все это в некоторой степени сказалось на итоговом результате.
СОВЕСТЬ БЕЛО-ГОЛУБЫХ ЧИСТА
— Как считаете, у вашей команды все же был шанс попасть в плей-офф?
— Безусловно. По крайней мере — во вторую "шестерку", где команда могла бы побиться за это право. И ключевым для нас был матч на выезде против "Северстали". Увы, мы его проиграли. А выглядели между тем весьма неплохо. Жаль, не выручил Шталенков! Первую-то шайбу мы получили от борта — череповецкий защитник нанес щелчок, как только вкатился в нашу зону. А потом из-за ошибки в обороне пропустили еще. После этого, правда, собрались, выравняли игру, сравняли счет. Но бросок соперника от синей линии нас похоронил. Да, в дальнейшем мы выигрывали, однако все-таки зависели от результатов других встреч. Как, например, перед решающим матчем в Перми. Нам нужна была победа, но при этом интересовал еще счет одной игры в другом городе. А там он легко предсказывался заранее, и, увы, прогноз был не в нашу пользу.
— Выходит, все надежды зацепиться хотя бы за 12-е место, по сути, испарились еще до встречи с "Молотом"?
— В том-то и дело. Все это осознавали — и я, и сами хоккеисты. У команды произошел психологический срыв. Тот факт, что "Динамо" предстоит бороться за выживание, убил ребят. У них попросту опустились руки. И я никак не мог их настроить на ту игру. Помимо всего прочего, у пермяков получалось абсолютно все. У меня даже возникло впечатление, будто против нас выпустили ЦСКА звездной поры — с Макаровым, Ларионовым и Крутовым. Голова шла кругом, честное слово!
— Возьмем идеальный для "Динамо" расклад. Допустим, вы, попав во вторую шестерку, в конце концов пробились в плей-офф. На протяжении сезона не раз говорилось о том, что у "Динамо" нынешнего образца имеется два боеспособных звена. Разве этого достаточно для того, чтобы сражаться за медали?
— Конечно, хотелось бы, чтобы в команде было 4, а то и 5 равноценных звеньев. Но добиться этого довольно сложно. Хотя бы потому, что необходимо наигрывать молодежь, а наши молодые хоккеисты пока не в состоянии составить конкуренцию лидерам. Впрочем, с такой игрой, которую команда показывала на заключительном отрезке чемпионата, она наверняка смогла бы поспорить с ведущими клубами страны. Но что толку сейчас об этом говорить? Надо думать уже о будущем сезоне.
— Давайте все-таки продолжим разговор о прошедшем. Что скажете о результате вашего матча с ЦСКА (2:6)? Армейцам как воздух нужны были три очка, и они их получили, в чем, кстати, еще до игры почему-то были абсолютно уверены многие болельщики.
— Это их личное дело. Пусть думают, что хотят. Но наша совесть чиста. Просто ребята не настроились должным образом. Раз ЦСКА нуждался в победе, стало быть, армейцы были сильнее в психологическом плане. В конечном счете это и предопределило исход борьбы.
НИКУЛИН - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
— Пройдемся по персоналиям. Начнем, если не возражаете, с вратарей.
— Миша Шталенков постепенно набрал форму и в отдельных матчах показывал очень надежную игру. Да и в целом он отыграл прилично. Олег Шевцов стоял в воротах гораздо реже. И, признаться, полного впечатления о нем как о голкипере у меня не сложилось. Что касается нашего молодого Еременко, то у него все впереди. Парень он талантливый. Но вратари созревают медленнее, чем полевые игроки. Для этого нужно время.
— Теперь, пожалуйста, несколько слов о линии обороны.
— Особо в ней я бы выделил троих. И в первую очередь — Ореховского. Олег входит в сборную страны, а это уже говорит о многом. Жесткий, грамотный защитник. Игра его впечатляет. Прекрасный мастер и Марат Давыдов. Много забивал, да еще проявил настоящий характер. Доигрывал сезон фактически на одной ноге. Несмотря на серьезную травму, выходил на лед — и выглядел не хуже остальных. Умеет играть и наш капитан Женя Грибко. Травма глаза выбила его из колеи, он долго входил в форму, но в итоге восстановился и показывал стабильную игру.
— Кого отметите среди нападающих?
— Кудашова. Леша был подлинным лидером команды. Он действительно большой мастер.
— Странно, что Борис Михайлов не приглашает его в сборную страны.
— Это вопрос к Борису Петровичу. А лично я считаю, что Кудашов смотрелся бы не хуже тех, кого он призывает под знамена нашей национальной команды. Кстати, от "Динамо" на сбор вызваны Шталенков, Ореховский и Кувалдин.
— А последним вы довольны?
— В общем, да. Саша Кувалдин — это мотор звена. Мощный форвард, пробивной. Но ему чего-то недостает в завершающей стадии атаки — не так много он забивает. А любой нападающий должен отличаться результативностью.
— Тогда объясните, почему вы постоянно вводили в состав своего сына — Дмитрия Семенова, который не забросил за "Динамо" ни одной шайбы?
— Интересно, отчего вы не спрашиваете о других? У нас, между прочим, есть люди, которые также не забили ни разу. А в Диме я вижу перспективного игрока. К вашему сведению, не я брал его в юношеские сборные, не я вносил его в драфтовые списки "Детройт Ред Уингз".
— Достойный ответ. Звучит убедительно. Хочу в завершение темы спросить еще о двух молодых. Перед началом сезона было выдано много авансов Никулину и Кузьмину. Но если Илья за основной состав играл регулярно, то Андрей — нет. Остановился в росте?
— По всей вероятности. Дело в том, что Кузьмин ничем не выделялся и не выглядел сильнее, чем, скажем, Леша Смирнов, хотя и был на год старше. Возможно, Андрей снизил требовательность к себе. В результаты мы отправили его в ТХК. А вот Илья Никулин, напротив, проходил в команду мастеров без вопросов с самого начала сезона. И заметьте, играл при двух главных тренерах. Короче, парень прогрессировал на глазах.
— Думается, у него еще будет возможность прибавить до наступления будущего сезона, ведь в нынешнем игры для "Динамо" не закончены.
— Все верно. Через оставшиеся матчи мы как раз и будем готовиться к новому чемпионату, пусть они и из разряда товарищеских. В конце марта отправляемся на турнир в Хабаровск, в котором кроме нас примут участие местный "Амур", новокузнецкий "Металлург" и нижегородское "Торпедо". А в апреле сыграем в чемпионате Москвы.
— Смотрю, вы опять за сигаретой потянулись. Сколько же в день выкуриваете, если не секрет?
— Пачку.
— А до того, как возглавили московское "Динамо"?
— Откровенно? Курил значительно меньше.
— Понимаю. Нервы. Может быть, есть смысл вообще завязать, раз официальная часть сезона для вас завершена?
— Есть такая мысль. Но пока не получается. Что поделаешь? Дурацкая привычка…