Когда русские догонят Пуаре и Форсберг?
Биатлонисты завершили сезон. Прошлогодние обладатели Кубков мира Рафаэль Пуаре и Магдалена Форсберг сохранили свои трофеи, а россияне в общем зачете вновь довольствовались местами рядом с пьедесталом. Является ли Кубок мира зеркалом мирового биатлона или это совершенно особый турнир, со своими специфическими законами? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с помощью статистики за последние два года.
БОРЬБА ПОЛУЧИЛАСЬ ИНТЕРЕСНОЙ
Подводя итог минувшему международному сезону, нельзя не отметить, что в целом он прошел в достаточно интересной борьбе. Вот только если у женщин интрига борьбы за первенство имела место в первой половине сезона, то у мужчин страсти накалились уже на самом финише. В таком сценарии есть своя логика. При всем уважении к уже двукратному обладателю Кубка мира Рафаэлю Пуаре, его пока нельзя отнести к разряду великих. По крайней мере, в сравнении с Магдаленой Форсберг. Результаты шведки, и то, какую форму она умудряется поддерживать на протяжении целого (и уже не первого) сезона, потрясают воображение. Если в мужских соревнованиях судьба Кубка мира уже не первый год решается за счет яркого всплеска того или иного биатлониста на 3-4 этапах, то максимум, что может позволить себе Магдалена, - "отдохнуть" на 2-3 гонках, на остальных неизменно попадая в "шестерку". Пуаре, да и другие обладатели Кубка мира последних лет позволяли себе паузы, не выходя на старт одного из этапов в течение своих победных сезонов. Попытка Пуаре не пропускать старты в этом году привела к тому, что после чемпионата мира он вплоть до последней гонки ни разу не попадал в призеры, а дважды и вовсе оказывался вне зачетной зоны. Форсберг же за последние четыре года позволила себе подобное лишь однажды, в сезоне 1999 года на финальном этапе, к которому все проблемы были уже решены. На сегодняшний день в ее активе 33 победы в личных соревнованиях - больше, чем у любого биатлониста мира за всю историю этого вида спорта. Можно лишь предполагать, сколько еще Форсберг будет оставаться в строю (многие считают, что после Олимпиады она покинет большой спорт), но сейчас она "делает историю" и делает на века.
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ - ПОРА ЗРЕЛОСТИ
Говоря о наших стреляющих лыжниках, позволим себе напомнить о тех планах, которые строили тренеры сборной на старте сезона. Тренер мужской команды предполагал, что Павел Ростовцев сможет побороться за тройку лучших в общем зачете Кубка мира, в число 25 лучших попадут лидеры команды - Виктор Майгуров и Сергей Рожков, а среди молодых биатлонистов появится достойный претендент на место практически завершающего свою яркую карьеру Владимира Драчева. Как сказал после финального этапа сам Александр Голев, в целом намеченный план выполнить удалось. Ростовцев, проведя очень хороший сезон, лишь по случайности не занял третье место в итоговом зачете Кубка мира. Став в этом году двукратным чемпионом мира, Павел наглядно продемонстрировал свой огромный потенциал. Последние три года красноярский биатлонист неизменно прогрессирует. Причем прогресс дипломированного инженера-технолога имеет под собой фундаментальную подготовку. Если не произойдет ничего экстраординарного, Ростовцев в олимпийском году сможет раскрыться во всем блеске. Тридцать лет в биатлоне - пора зрелости. Именно в этом возрасте выиграл Кубок мира Владимир Драчев - последний российский обладатель "Хрустального глобуса", да и другие триумфаторы этого турнира и Олимпийских игр редко бывали моложе. В прошедшем сезоне Ростовцев заметно "подтянул" физические кондиции и стал быстрее стрелять. Стрельба вообще является "коньком" лидеров нашей мужской сборной. Не случайно обладателем Кубка мира в индивидуальных гонках, где меткая стрельба особенно дорого стоит, стал Сергей Рожков. Майгуров также большинство своих высоких мест занял за счет точности на огневых рубежах. И именно в этой слагаемой биатлона уступают лидерам пока молодые. Лучший из них — Михаил Кочкин в этом сезоне много работал и временами показывал неплохие результаты, но не раз и не два в решающий момент молодого петербуржца подводила выдержка, и на стрельбище он допускал детские ошибки. Ну а провал Андрея Прокунина в эстафете на чемпионате мира, уверен, помнят многие. И то обстоятельство, что в сборной до сих пор не определился надежный четвертый участник эстафетного квартета, является и причиной того, что ни одну эстафету в этом году наша сборная не провела на должном уровне (должным уровнем тренеры называют помимо высокого места - отсутствие штрафных кругов), и тревожным итогом прошедшего года.
СМЕНА СТВОЛА РАВНОСИЛЬНА ТРАВМЕ
Если мужская команда занималась в этом сезоне поиском оптимального состава, то женской сборной России вполне по силам было решать стратегические задачи. Смена поколений в женской команде на сегодняшний день практически завершилась, и те молодые биатлонистки, что пришли за последние три года на смену ветеранам, являются спортсменками очень хорошего уровня. Тренер женской сборной Александр Куракин в октябре справедливо предполагал, что в своем нынешнем состоянии девушки способны бороться за место в тройке лидеров Кубка мира, за первое место в эстафете и призы в спринте и масс-старте, и, наконец, первенство в Кубке наций. Сейчас, по прошествии сезона, стоит признать, что с этими задачами команда справиться не смогла. Причин этому немало. Заболевшая на последнем сборе Светлана Ишмуратова долго "входила" в сезон, Альбина Ахатова серьезно заболела в декабре и вынуждена была досрочно завершить год, Галине Куклевой и Ольге Пылевой дважды в течение сезона меняли ствол винтовки (а у биатлонистов это равносильно травме). Насколько эти причины объективны - судить тренерскому совету. На выходе же мы имели два позитивных момента (победа в эстафете на чемпионате мира и попадание сразу пяти биатлонисток в число 25 элитных спортсменок) и множество знаков вопроса - как выступит наша женская сборная на Олимпиаде.
К иным тенденциям последних сезонов стоит отнести постепенный спад обеих немецких команд. При внешней стабильности немцы все реже оказываются на пьедестале, что косвенно роднит их с нашими стреляющими лыжниками. Впрочем, и причины этого у немцев аналогичные. Смена поколений, которая у немцев предусмотрена как непрерывный процесс, очевидно, имеет некоторые издержки, которые приводят к "победному голоду" великой биатлонной нации. Как успешно два гиганта биатлона (Россия и Германия) сумеют пройти этап обновления, покажет следующий сезон.