Александр Хаванов: В Атланте мне подарили динамовский шарф

news

История о том, что в свое время он твердо хотел завязать с большим хоккеем, известна, кажется, уже всем. Саша Хаванов мечтал попробовать себя в иной ипостаси, а именно, посвятить свои силы науке, поскольку его настойчиво звали в один из американских университетов. Но факс из Сент-Луиса в позапрошлом году, извещавший о том, что местный клуб выбрал его в восьмом раунде регулярного драфта НХЛ, круто изменил судьбу Александра. Добиться такого в 27 лет — случай небывалый. И защитник ударной пятерки московского "Динамо" легко вписался в линию обороны энхаэловской команды.

ТРАВМЫ ЗВЕЗДНОГО ТРИО

— Как ощущаете себя в НХЛ?

— Свободно и комфортно. Поначалу было, конечно, все совсем по-другому.

— Сейчас, по истечении времени, вам не кажется, что хоккей за океаном примитивнее по сравнению с европейским?

— Это только внешняя сторона. На самом деле все намного сложнее. Чтобы получше узнать энхаэловский хоккей, надо в него окунуться. Да, тут маленькие площадки, но они предопределяют отнюдь не простую игру, как может показаться со стороны. У человека на льду здесь очень мало времени на то или иное решение. И, может быть, как раз из-за этого на матчи за океаном приходят по 20 тысяч болельщиков, а не как у нас — по пять-семь. Ведь даже чемпионаты мира не в состоянии разом привлечь на трибуны такое количество народу, а тут — пожалуйста! Есть, конечно, в НХЛ команды, которые столько зрителей не собирают. "Флорида Пантерз", например. Но тому найдутся объективные причины. Флорида не считается в Северной Америке хоккейным городом. И тем не менее средняя посещаемость ее клуба — 12 тысяч.

— Наверное, самая отличительная черта местных болельщиков в том, что они не капризны и никогда не отворачиваются от своей любимой команды. Вот и ваш "Сент-Луис" переживает не лучшие времена в чемпионате, однако зрителей на его матчах хватает.

— Что касается нашего слабого выступления, то здесь причины лежат на поверхности. Уберите из какой-нибудь команды нескольких звездных игроков и увидите, что будет. Ребята второй месяц пытаются вытащить клуб из кризиса, но это не так-то просто. Большинство из них еще не было в такой ситуации, в том числе и я.

— То есть, вы хотите сказать, что травмированные Крис Пронжер, Эл Маккинис и Павол Демитра действительно очень много значат для "Сент-Луиса"?

— Даже больше, чем вы можете себе представить.

— А конкретнее?

— Куда уж конкретнее! Эти трое до того, как выбыли из строя, набрали 22 процента всех очков, которые приходятся на команду.

— Ну, отсутствие в защитной линии Пронжера и Маккиниса объясняется их травмами, а почему вы как-то даже не присутствовали на скамейке запасных четыре матча подряд?

— Да кто его знает! Здесь тебе никто ничего не объясняет. Сказали нет, значит, не играешь.

— А сами не задавались таким вопросом?

— Это не моя работа. Думать должен тренер. Он ведь несет ответственность за результат. Я это еще в России говорил.

— Приглашение в "Сент-Луис" бывалого Алексея Гусарова, видимо, связано с травмами ведущих игроков?

— По всей вероятности. Пусть он и возрастной хоккеист, но опытный. Тренеры, естественно, захотели укрепить команду. Кстати, мы с Гусаровым уже однажды играли в паре, когда встречались в гостях с "Детройтом". Неплохо он выглядит. Грамотный защитник. Это и понятно: все-таки Алексей лет десять уже в НХЛ.

— А почему в составе не закрепился молодой Володя Чебатуркин, и был отправлен в фарм-клуб?

— Я не имею права на свое мнение. Не люблю и не хочу оценивать людей с хоккейной точки зрения. Мол, этот хороший, а этот плохой. Просто есть игроки, которые подходят под одну команду, а есть те, которые раскрываются в другой.

— Надеется ли "Сент-Луис" догнать "Колорадо", чтобы занять общее первое место и иметь преимущество своего поля в плей-офф?

— Сделать это будет достаточно тяжело. В принципе, для нас главное — занять первое место в дивизионе, что означает не отпустить "Детройт Ред Уингз". А уж там можно подумать и о лидерстве в своей Конференции.

ЗВОНОК БИЛЛА

— А вы быстро освоились за океаном?

— Относительно. Хотя это стоило больших трудов. Представьте себе ситуацию, когда вам абсолютно ничего не знакомо. Не знаешь, где взять машину, где квартиру снять, да и вообще, как все это делается. Хорошо еще, что мне на первых порах помогали русские, которые тут живут. И агент мой еще по ходу дела немало проблем решал. Короче, многое непривычно было как в быту, так и в игре.

— Но насчет игры-то вы моментально смекнули, что в ней надо быстрее соображать, раз на все мало времени отводится. Может, потому и рекорд свой личный вскоре установили, набрав за матч сразу три очка.

— Самое интересное, что я всего-то трижды по воротам "Тампы" тогда и бросил. Один раз попал, а дважды партнеры шайбу после моих бросков добивали.

— В хоккее по всякому бывает. Вон вы в Чикаго местный "Блэк Хоукс" чуть ли не вдвое перебросали, а в итоге все равно проиграли.

— Это скорее говорит о том, что команды в НХЛ хорошие и достаточно ровные. Хоккей такая игра, в которой можно три раза бросить и при этом трижды забить. А можно бросать и весь матч, но так и не отличиться. В конечном счете, все определяет мастерство, а тут практически в каждом клубе есть игроки, способные регулярно поражать ворота соперника. В том числе, как вы поняли, и в "Чикаго".

— Вы, часом, с Зинэтулой Билялетдиновым не встречались? Он ведь с недавних пор одним из тренеров там работает.

— Знаете, как-то не довелось. Но зато он мне потом в Ванкувер на "сотовый" звонил. Поговорили, вспомнили былое. Мы все-таки два года, считайте, в "Динамо" одним делом занимались. В общем, поболтать было о чем.

ВИЗИТ АВТАНДИЛА

— Помнится, в Москве у вас любимой девушки не было. Ситуация не изменилась?

— Я с трудом представляю себя в постели с девицей, которая разговаривала бы по-английски.

— Но ведь за океаном, и в Сент-Луисе, в частности, немало русских, которые живут там не один год.

— Правильно. Но они значительно отличаются от тех, что я знаю. Здесь все другое — страна, культура, менталитет. Если ты живешь несколько лет в чужой стране, то невольно меняешься. По всему чувствуется, что эти люди мыслят и видят все по-иному. Есть вещи, которые сложнее, чем у нас, а есть те, что проще. Для них это привычно, для тебя же — в диковинку.

— Понимаю. Вы, между прочим, тоже не одобряли и не понимали тех, кто делал себе татуировки, однако перед отъездом за океан сами вдруг украсили правую руку "дельфином" размером с пятикопеечную монету.

— Да, если бы мне до того кто-то сказал, что у меня на теле появится что-то подобное, то я бы счел этого человека за ненормального. Но в жизни бывают такие моменты, которые ты хочешь оставить навсегда. Поэтому я и сделал себе "тату" на память. И ничуть об этом не жалею.

— А можно поинтересоваться, что вас к тому побудило? Здесь, случайно, не женщина замешана?

— Возможно. Лучше я вам о чем-нибудь другом расскажу. Вы в курсе, что на матче "Сент-Луиса" в Атланте ребята на трибуне динамовским флагом размахивали? Из Москвы приехали на игру с моим участием. После нее мне, кстати, сине-белый шарф подарили. Висит дома, на люстре. У меня квартира — как маленький кусочек России, что-нибудь о ней да напоминает.

— И как долго собираетесь жить воспоминаниями?

— Пока не знаю. У меня контракт с "Сент-Луисом" еще на сезон. А там видно будет. По крайней мере лично мне энхаэловский хоккей нравится. Не понимаю, кому это зрелище может быть не по душе, если оно имеет такую громадную аудиторию? Здесь же собрано все лучшее, что есть в мировом хоккее.

— Уверен, что в Сент-Луисе многие теперь ходят на Хаванова так же, как это было и в Москве.

— Хотелось бы в это верить. Да, чуть не забыл. Ко мне же тут один динамовский болельщик приезжал. По кличке Автандил. Человек десять часов летел, чтобы со мной встретиться. Правда, до Сент-Луиса не добрался, мы с ним в Бостоне увиделись. Привез мне всякой всячины, которую в Америке ни за какие деньги не купишь. Во всяком случае, воблы я здесь найти не мог. А после той встречи мог уже как нормальный русский человек ее об столик постучать.

— А Автандил потом на матчи московского "Динамо" с гордым видом приходил в майке "Сент-Луиса" с вашим автографом на спине.

— Ну я же ему тоже должен был от чистого сердца подарок сделать, правильно? Вы, кстати, напишите, что болельщиков московского "Динамо" я не забываю. Всех помню, всех люблю. И приглашаю в Интернет. Давайте общаться!

Р.S. Сайт Александра Хаванова: www.khavan.ru.

Александр Хаванов: родился 30.01 1972 г., рост 188 см, вес 95 кг. Мастер спорта международного класса. Защитник. Выступал за клубы: "Бирмингем Буллз" (Лига Восточного Побережья) - 19 матчей, 0 заброшенных шайб, 3 голевые передачи, "Роли Айскэпс" (ЛВП) - 17, 1, 2, СКА (Санкт-Петербург) - 125, 9, 7, ХПК "Хяменлинна" (Финляндия) - 16, 0, 2, "Северсталь" (Череповец) - 89, 7, 14, "Динамо" (Москва) - 111, 8, 27. Чемпион России 2000 года в составе "Динамо". Вице-чемпион России 1999 года. Вице-чемпион Евролиги 1999 года. Участник ЧМ-2000 в Санкт-Петербурге.

Новости. Архив