Валентин Николаев - 60 лет в ЦСКА

news

Нападающий Валентин Николаев является одним из ярких примеров патриота своего клуба. За всю свою игровую и тренерскую карьеру этот человек ни разу не пожелал сменить команду и всегда был верен только ЦСКА. В прошлом году Николаев справил юбилей — 60 лет в армейском клубе.

Любопытно, что Николаев мог и не отметить такую знаменательную дату, поскольку начинал свой путь в московском "Локомотиве", в юношескую команду которого попал на заре своей футбольной карьеры в 1936 году. Этому поспособствовал дядя Валентина Александровича, который в то время возглавлял отдел спортигр в Бауманском районе. Именно там раньше располагался стадион "Локомотив". Закончив школу, осенью 39-го года Николаев пошел в армию, а спустя шесть месяцев отправился на юг в составе ЦДКА, причем сразу был включен в основной состав. О своих памятных матчах автор 81 гола в чемпионатах СССР не может говорить подробно о каждом, замечая, что у него в карьере таких игр было немало. О своем выступлении за олимпийскую сборную пятикратный чемпион Союза Николаев вспоминает немного с грустью, ведь ему так и не удалось себя ярко там проявить. Кроме того, как известно, великая "команда лейтенантов" была распущена после Олимпиады-52, когда не смогла занять первое место. Там был и Николаев.

— Я приехал на олимпийский турнир после травмы, — рассказывает Николаев. — Команда у нас была очень хорошая. Что скрывать? Была возможность одолеть всех соперников, хотя по ходу решающего матча с Югославией мы уступали со счетом 1:5. Нам даже удалось отквитать четыре мяча, но выиграть не смогли, хотя и я, и Костя Бесков имели реальные моменты для взятия ворот соперника. К сожалению, в переигровке мы уступили 1:3. После этого большинство футболистов из расформированного ЦДКА оказались в калининском МВО, где выступал некоторое время и я. А, например, Башашкин с Водягиным перешли соответственно в "Спартак" и "Динамо".

В 32-летнем возрасте Николаев покинул футбольное поле и пошел учиться в академию бронетанковых войск, которую с успехом закончил через пять лет. Дальше дорога трехкратного обладателя Кубка СССР по футболу лежала в Германию, где ему был отдан в подчинение ремонтно-восстановительный батальон.

— На Западе было не до футбола, потому что приходилось всего себя отдавать службе, но впечатления от тех времен остались весьма теплые. Прознав, что я был футболистом, ко мне отнеслись с уважением. Вскоре переехал исполнять свой долг в Белоруссию. В то время в Минске главным тренером местного "Динамо" работал Саша Севидов, с которым мы были большими друзьями. Его команда базировалась в шести километрах от нас, и я постоянно ездил на стадион, когда эта команда проводила свои встречи.

В 64-м году Николаеву предложили вернуться в свой родной клуб, но уже в качестве главного тренера. Но продержался прославленный ветеран на этом месте лишь два года, хотя в обоих сезонах приводил ЦСКА к завоеванию бронзовых медалей.

— По большому счету, мне не дали доработать с командой. С министерством обороны, которое считало своим долгом влезать в тренировочный процесс команды, у меня случился конфликт. Естественно, к их мнению не прислушивался и в 66-м году оказался в далеком Хабаровске, где стал тренировать местный СКА. Собрал с окраин всех, кто подавал серьезные надежды, и стал лепить из них команду. Ребята попались хорошие. Например, в той команде у меня играл Борис Копейкин. СКА удавалось занимать 4-е и 5-е места в первой лиге, что было достойным результатом. В Хабаровске ко мне относились очень хорошо. Был там генерал армии Иван Павловский, который всегда меня поддерживал. Переехав в Москву, он замолвил за меня словечко, и я вернулся в Москву, где стал руководить сборной СССР и ЦСКА одновременно. С первой командой мне удалось выйти в четвертьфинал чемпионата Европы, но наше высшее руководство во главе с Гречко отстранило меня от работы с ней, и я продолжил тренировать ЦСКА до 73-го года. Армейские футболисты, уверовав в свою непобедимость, стали немного сдавать, и это сказалось на мне. Покинув ЦСКА, я начал работать с новым поколением футболистов, воспитывая молодежную сборную, в которой находился 11 с половиной лет. За это время мне удалось дважды привести "молодежку" к золотым медалям на чемпионатах Европы в 1976 и 1980 гг. Считаю, что в 80-м команда была сильнее. Линия защиты состояла из игроков киевского "Динамо" во главе с Витей Чановым, который стоял на воротах. Полузащитники были из львовских "Карпат". В их числе находились Баль и Думанский, а забивать было поручено Шенгелия и Дараселия.

Но в 1985-м я ушел из сборной, потому что устал от безразличия к ней. Когда я начинал комплектовать команду, тренеры клубов не шли мне навстречу и часто не отпускали игроков. Я просил поддержки у Вячеслава Колоскова, но так и не дождался. Но никакой обиды ни на кого у меня не осталось. Рад, что прожил насыщенную жизнь и посвятил ее такому великому клубу, как ЦСКА.

Новости. Архив