Юрий Никифоров: Пеле ошибался в отношении меня
Знаменитый пушечный удар защитника "Спартака" середины 90-х Юрия Никифорова запомнили не только многие вратари российского чемпионата, но и зарубежные стражи ворот. Блистал этим качеством Юрий и в сборной, в составе которой он принял участие в двух крупных международных соревнованиях - чемпионате мира-94 в США и чемпионате Европы-96 в Англии. Однако после этого защитник объявил о завершении своей карьеры в национальной команде, предоставив дорогу молодым партнерам. И вот в преддверии товарищеского матча против сборной Греции болельщики получили неожиданную и приятную новость о возвращении Юрия в команду.
ОТ ДЕБЮТА ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО ЭМОЦИИ
Наш звонок Юрию Никифорову застал его в электричке по дороге в аэропорт — через несколько часов защитник голландского клуба ПСВ из Эйндховена собирался присоединиться к сборной России, проводящей тренировочный сбор на Крите и готовящейся проверить свои силы в игре против греков.
По голосу Юрия было ясно, что решение о возвращении в сборную далось ему нелегко. Около месяца он взвешивал все "за" и "против", после чего все же дал свое согласие приехать в расположение национальной команды.
— Юрий, поздравляем вас с возвращением в сборную. С каким настроением едете в Грецию?
— С прекрасным. Всегда хорошо вернуться куда-нибудь, где ты провел несколько далеко не самых худших лет. Перерыв был, конечно, долгим.
— Свой первый матч за сборную России помните?
— Признаться, не смогу назвать точно соперника, против которого я дебютировал. Кажется, это были венгры в 1993 году.
— Не сможете сравнить чувства, с которыми отправлялись в расположение сборной тогда и сейчас?
— Первый выезд в сборную был, конечно же, намного волнительнее. Сейчас же я рассматриваю свое выступление за главную команду больше как свою работу. Особых эмоций я пока не испытываю. В первый раз это было приятнее. Конечно, играть за сборную России — это великая честь как для меня, так и для любого игрока. Но ко всему привыкаешь, и чувства притупляются, тем более я стал старше.
— Какая-то встреча в футболке сборной России особо запомнилась?
— В памяти обычно остаются те встречи, в которых ты забиваешь мячи. На моем счету шесть голов. Наверное, самым приятным воспоминанием являются два гола в ворота Кипра в отборочном матче в 1996 году. Помнится, огорчал я и австрийцев. Тем же грекам со штрафного забил, так что в среду предстоит новое свидание. Однажды мы им проиграли, в другой раз выиграли, когда я был в составе.
НАМ ПРОРОЧИЛИ ПОБЕДУ, МЫ ЖЕ НЕ ДУМАЛИ О ФУТБОЛЕ
Юрий Никифоров стал одним из немногих, кто принимал участие в финальных стадиях чемпионата мира и Европы. Однако засветиться на них российскому защитнику не удалось, как, впрочем, и большинству наших футболистов, во многом из-за разразившегося конфликта в сборной между игроками и руководством российского футбола.
— Вы участвовали в двух самых крупных соревнованиях середины 90-х годов. Можете сравнить те две сборные, которые выступали в США и Англии?
— В 1994 году на первенство мира не поехало очень много ребят из-за всем известного письма. До сих пор жалко, что ребята не попали на чемпионат. Хотя сейчас, по прошествии значительного промежутка времени, я уверен, что они приняли правильное решение. А в 1996-м поехал, в принципе, сильнейший на тот момент состав, но так получилось, что опять что-то нам не хватило. Вообще я без особого удовольствия возвращаюсь к тем событиям. И мой отказ почему последовал? Потому что и в 94-м, и в 96-м все было прекрасно в сборной до начала чемпионатов. Когда же мы приезжали на турнир, обстановка в команде менялась на сто процентов. Заново начинались разговоры о деньгах.
— Как всегда, возникает вопрос о виноватых.
— Создается впечатление, что как только сборная пробивается в финал крупного соревнования, руководству российского футбола становится безразлична дальнейшая судьба команды. Начинают всплывать непонятные новые контракты, из-за чего следует отказ выплачивать деньги. Вспомните Англию-96. Все зарубежные газеты пророчили нам если не победу, то выход из группы, как минимум, после того, как мы прекрасно провели отборочный турнир. И буквально за неделю опять не без вмешательства футбольных властей страны состоялось собрание, на котором опять все переругались. Вот и все сравнение.
— Если вы приняли решение вернуться в сборную, значит, что-то поменялось в нашей национальной команде?
— Я отказался играть за сборную, так как устал ужасно от всех этих собраний и выяснения отношений. Сейчас же я долго разговаривал с Романцевым, звонил ребятам. Все утверждают, что обстановка изменилась намного в лучшую сторону. После каждого матча сборной России я связывался с Карпиным, Онопко и Хохловым.
— С кем-то из сегодняшних спартаковских футболистов поддерживаете связь?
— Нет. Из тех, кто выступает в России, я общаюсь только с Ильей Цымбаларем и Андреем Пятницким.
НАСЛЕДНИК КУМАНА И СТАМА
В 1996 году Никифоров покинул московский "Спартак" в направлении Испании, где он два года провел в составе хихонского "Спортинга", прежде чем переехать в Голландию. В клубе ПСВ из Эйндховена Юрий сразу же стал ведущим игроком обороны, придя на смену ушедшему в "Манчестер Юнайтед" игроку сборной Голландии Япу Стаму. Судя по тому, что голландская команда вместе с "Фейеноордом" лидирует в чемпионате Голландии и к тому же пробилась в четвертьфинал Кубка УЕФА, а сам Никифоров регулярно выходит в основе клуба, будущее Никифорова выглядит вполне благополучным.
— На прошлой неделе вам пришлось сыграть в двух напряженнейших поединках против итальянской "Пармы" в Кубке УЕФА и "Фейеноорда" в чемпионате Голландии. Усталость сильную ощущаете?
— Попотеть и вправду пришлось. С итальянцами вышел вообще драматичный поединок. 2:0 вели, потом получили совершенно придуманный судьей пенальти. Я в том моменте уверен был, что арбитр зафиксировал, наоборот, нарушение со стороны Милошевича. А потом поймавшие кураж итальянцы прижали нас к воротам. Но мы выдержали и теперь в четвертьфинале играем с "Кайзерслаутерном", хотя я предпочел бы даже лучше встретиться с "Барселоной". Немцы традиционно неудобный соперник для голландцев. Как, впрочем, и для российских команд.
— Тут же приходит на ум недавнее поражение "Спартака" от "Баварии".
— Произошло то же самое, что и всегда. Немцы по крупицам собирают свое преимущество, не давая шансов сопернику. Это напомнило мне игру Евро-96 Россия — Германия, проигранную нами с тем же счетом 0:3.
— А если коснуться внутренних соревнований?
— Противостояние "Фейеноорда" и ПСВ очень напоминает дерби "Спартака" с "Локомотивом" или "Динамо", в Испании что-то похожее наблюдалось во встречах "Спортинга", за который играл я, и "Овьедо" Вити Онопко.
— С Игорем Корнеевым из "Фейеноорда" на поле часто пересекались?
— Практически получалось так, что я его и держал. И кстати скажу, что он в большом порядке, хоть сейчас в сборную приглашай. Он является ключевым игроком. Хорошо держит мяч, прекрасно видит поле, исполняет все штрафные. Помучился я с ним.
— В команде ПСВ вы являетесь наследником таких выдающихся защитников, как Куман, Хованец и Стам. Часто вас сравнивает с ними?
— Ни разу еще не слышал подобных рассуждений. Да и не имеет смысла сравнивать. Каждый из них вписал свое имя в историю команды, каждый был неповторим. Надеюсь, и я оставлю свой след в команде.
ДО СИХ ПОР БЛАГОДАРЕН САЛЬКОВУ
Не все уже помнят, что Никифоров начинал свою футбольную карьеру как нападающий. Вполне возможно, что Юрий стал бы отменным голеадором, не переквалифицируйся он в свое время в защитника.
— Когда-то Пеле, наблюдая за вами в соревнованиях для 16-летних сборных, заявил, что вы один из самых многообещающих форвардов в мире.
— Сразу скажу, это было давно и неправда.
— Уже не помните, как забивали мячи в качестве форварда?
— Почему же, вспоминаю регулярно. У меня даже видеокассеты есть с того чемпионата. Но это был юношеский футбол. Конечно, нападающим хорошо играть. Но если бы я продолжил карьеру форварда, то вполне могло бы случиться, что я ничего не добился бы в футболе. Я до сих пор очень признателен Салькову, что он перевел меня в защиту. По-моему, я неплохо смотрюсь на этой позиции.
— Российским болельщикам вы запомнились своими мощнейшими ударами по воротам соперника, благодаря чему слыли самым результативным защитником российского первенства. В Голландии же в этом сезоне у вас на счету нет ни одного забитого мяча. В чем причина?
— В "Спартаке" был совсем другой футбол. Мы делали акцент на атаку. У Романцева я играл свободного защитника, а здесь — по игроку. ПСВ играет сзади в линию, поэтому тяжело подключаться к атакам. Если меня в игре обрежут, то в мою зону практически никто не вернется. И в пропущенном мяче буду виноват только я сам. С грустью вспоминаю времена, когда я играл с Онопко. Вот кто подстраховывал тебя в любой ситуации. А здесь первым делом думаешь, лишь бы тебе не забили.
ГОЛЛАНДИЯ УЖЕ КАК РОДНАЯ СТРАНА
Начав свою карьеру в одесском "Черноморец" в 1986 году, Никифоров успел поиграть за одесский СКА, московский "Спартак", испанский "Спортинг" и голландский ПСВ, приобретя бесценный опыт международных матчей.
— Вы успели поиграть в четырех чемпионатах. Кроме голландского и российского вы выступали на Украине и в Испании. Где уютнее себя чувствовали?
— На данный момент у меня контракт лучше, чем в Испании. В Голландии как-то уже пообвыкся и не мыслю себе переезда в другую страну. Хотя когда я сюда прибыл с семьей, первым желанием было вернуться обратно на Пиренеи. Там уже все знали, куда пойти погулять. И первые месяцы жизни в Эйндховене были просто ужасными. Просто в голове не укладывалось, что в десять часов вечера все закрывается и деть себя ровным счетом некуда. И лишь когда познакомились в Голландии с русскими людьми, мы все узнали подробно. Немаловажную роль сыграл и Дмитрий Хохлов, который играл тоже тогда за ПСВ. Без его помощи потребовались бы годы, чтобы разобраться что к чему.
К тому же здесь рукой подать до Франции и Германии, куда мы часто выбираемся с детьми. Для них вообще раздолье. Парки кругом, бассейны, все цветет. Одним словом, красиво.
— То есть удается выбраться в свободное время куда-то?
— Да, любую лишнюю минуту используем для прогулок. Час до Франции, час — до Германии. Единственный недостаток жизни в Стране тюльпанов — люди здесь более закрытые, чем в Испании и тем более в России.
— Про нашу страну часто вспоминаете? Тянет иногда на родину?
— Это в первое время мысли только о доме, а теперь все улеглось. Я каждый год приезжаю в Одессу, где живут мои родственники, с удовольствием хожу по старым местам. Обидно за одесский "Черноморец", который брошен на произвол судьбы. Ведь такая прекрасная команды была, когда еще мы за нее выступали с Ильей Цымбаларем.
— С российским футболом происходит что-то подобное?
— Если брать поражение "Спартака" от "Баварии", то это не показатель. Вся беда, что мы не можем перейти на привычную для европейского футбола систему проведения чемпионата "весна-осень". А играть мы умели и не разучимся никогда.
— То же самое можно сказать и о сборной?
— Естественно. Если бы я сомневался, я никогда бы не вернулся в национальную команду.
Юрий НИКИФОРОВ Защитник Родился 16 сентября 1970 годаРост 185 см, вес 80 кг Воспитанник футбольной школы "Черноморца" (Одесса)
Выступал за команды: "Черноморец" (Одесса) - 1986-1987 гг., 1988 г., 1990-1992 гг.; СКА (Одесса) - 1987 г.; "Динамо"-дубль (Киев) - 1989 г., "Спартак" (Москва) - 1993-1996 гг. "Спортинг" (Хихон, Испания) - 1996-1998 гг.; ПСВ (Эйндховен, Голландия) - с 1998 г.
В чемпионатах СССР провел 48 матчей, забил 2 мяча
В чемпионатах России - 85 (18)
Чемпион России 1993, 1994, 1996 гг.
Третий призер чемпионата России - 1995 г.
Обладатель Кубка России 1994 г.
Чемпион Голландии 2000 г.
В сборной России провел 40 матчей, забил 6 мячей