Стеблин с Фетисовым в одной лодке
В эти дни президент ФХР Александр Стеблин, главный тренер сборной России Борис Михайлов и его помощник Игорь Тузик в качестве менеджера национальной команды совершают вояж по США. Все трое ведут переговоры с будущими непосредственными участниками Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити и ЧМ-2001 в Германии. Тренеры Михайлов и Тузик встречаются с игроками из клубов НХЛ. Основной диалог президента нашей федерации состоялся с Вячеславом Фетисовым, который принял предложение занять пост главного менеджера олимпийской команды.
ЗАОКЕАНСКИМИ МАРШРУТАМИ
Президент ФХР Александр Стеблин еще в четверг первым из этой группы вылетел в США. По приезде он отправился вечером на матч "Нью-Джерси" — "Буффало" (0:1), но успел лишь на заключительный период. После игры Стеблин встретился с кандидатами в олимпийскую команду Алексеем Житником и Максимом Афиногеновым (оба — "Буффало"), а затем провел длительную беседу с Вячеславом Фетисовым, одним из тренеров "Нью-Джерси". Именно в этот момент глава российского хоккея официально предложил бывшему суперзащитнику пост генерального менеджера нашей олимпийской команды. Как нам стало известно, Фетисов согласился работать со Стеблиным в одной команде и изложил свою позицию на этот счет.
Вслед за Стеблиным в пятницу за океан отправились главный тренер национальной команды Борис Михайлов и Игорь Тузик. Оба вылетели на день позже президента ФХР из-за небольших проблем с получением в посольстве США в Москве американской визы. Они направлялись в столицу США, где пятничным вечером на площадку вышли "Вашингтон" и "Монреаль" (3:1). Оба из-за задержки рейса в столичном аэропорту "Шереметьево-2" застали лишь третий период игры. После матча Михайлов и Тузик общались с игроками "Кэпиталc" Сергеем Гончаром и Андреем Николишиным, а также форвардом "Канадиенс" Олегом Петровым, забросившим шайбу.
На следующий день гости из России соединили свои маршруты в Нью-Йорке, побывав на игре "Айлендерс" — "Флорида" (5:4). Там все трое встречались и обстоятельно беседовали с игроками "Пантерз" Павлом Буре и Виктором Козловым, отметившимися во встрече голами, и Денисом Швидким.
В воскресенье вечером Стеблин после нескольких встреч с представителями НХЛ (они проходили и в пятницу) улетел домой. Михайлов и Тузик в этот день проследовали в Буффало, где воочию увидели поединок местных "клинков" и "Тампы". В понедельник два тренера планировали вернуться в Нью-Йорк и посетить матч "Рейнджерс" — "Оттава". Значит, встреча с "сенатором" Алексеем Яшиным, всегда готовым играть в форме сборной России, факт неотвратимый.
Меньше чем через месяц — 22 марта — Федерация хоккея России должна официально огласить восьмерку игроков, приглашенных в олимпийскую сборную из клубов НХЛ. Эти 8 человек будут своего рода правофланговыми в нашей национальной команде в Солт-Лейк-Сити. Понимая всю ответственность своего выбора, ведь названному в марте октету надлежит быть в оптимальной форме, первые лица российского хоккея подошли к работе очень серьезно. "Личный контакт мы берем за основу в переговорах с хоккеистами", — такой девиз выбрали Стеблин, Михайлов и Тузик в ходе своего турне и всей подготовки к Играм. Вероятнее всего, это и есть правильный путь, ведь в этом случае удастся избежать недомолвок и погрешностей при разговорах по "испорченному телефону". Как известно, в том числе и на отсутствие личных контактов жаловались в свое время хоккеисты, отказывавшиеся приезжать в расположение сборной на Олимпиаду в Нагано и на чемпионаты мира.
Кроме того, наши тренеры планировали провести телефонные переговоры с Сергеем Федоровым, Алексеем Ковалевым, Дарюсом Каспарайтисом, Олегом Твердовским, Алексеем Морозовым, Сергеем Самсоновым, Валерием Буре, Сергеем Березиным, Дмитрием Юшкевичем, Даниилом Марковым и Виталием Вишневским.
ФЕТИСОВ И СТЕБЛИН ВМЕСТЕ
Некоторыми высказывались вполне реальные опасения, что имеющий громадный авторитет у игроков Вячеслав Фетисов еще серьезно подумает, прежде чем согласиться работать, пусть и на благо олимпийской сборной России, в единой связке с Михайловым и Стеблиным. Ведь ни для кого не было секретом, что Фетисов после конфликта с Михайловым на Кубке мира-96 и разногласий со Стеблиным по процессу формирования нашей сборной на Олимпиаде-98 в Нагано (тогда Вячеслава не пригласили в команду) имел логичные основания не пойти на мировую. Однако встреча Фетисова и Стеблина развеяла все опасения по этому поводу. Накануне Прощеного воскресенья, православного праздника, отмечаемого по всей Руси, оба отмели старые обиды (если такие и были) и повели профессиональный диалог, который закончился главным: теперь в преддверии Олимпиады на нашу хоккейную дружину будет работать мощный треугольник Михайлов — Фетисов — Стеблин.
— Александр Яковлевич, не секрет, что кое-кто ставил вас и Фетисова по разные стороны баррикад…
— Эти кто-то специально муссировали жареную тему, не более того, — говорит Александр Стеблин. - Я знаком с Вячеславом около 20 лет, еще в пору работы в "Динамо". У нас всегда были нормальные отношения, в том числе и неформальные. Да, трудности возникали, у кого их не бывает, но мы оба — хоккейные люди и понимаем, что должны работать на благо нашего вида спорта. Мы говорим на одном языке, и тот долгий конструктивный диалог, что состоялся между нами, еще раз доказал это. Мы посмотрели друг другу в глаза, крепко пожали руки и начали открыто говорить о проблемах, которые может испытать олимпийская команда России, ничего не скрывая друг от друга. Самое главное — доверие, и в этом мы, уверен, друг друга не обделим.
— Каковы основные итоги вашего диалога?
— В первую очередь мы договорились, что будем работать на благо российского хоккея. По игрокам основные решения будут принимать тренеры. Вячеслав, как опытный и авторитетный специалист, поможет в отборе кандидатов, так как именно он чаще всего непосредственно видит всех ребят на заокеанском льду. У Фетисова позитивная позиция, он предложил создать боеспособную команду, имея в виду не только хоккеистов, но и штаб специалистов по подготовке сборной. Вячеслав согласился не просто предлагать того или иного кандидата на место в составе, но и выразил желание вкупе с Михайловым влиять на процесс определения достоинств каждого игрока сборной, непосредственно участвовать в формировании команды. Иными словами, оба будут вести совместный диалог по каждой кандидатуре, оба будут иметь право сказать "нет" по любой фигуре, даже если это будет звезда, по каким-либо причинам не подходящей для решения конечной цели - завоевания олимпийской медали.
Мы вместе с Фетисовым разложили все по полочкам, подробно коснулись практически каждого аспекта в подготовке сборной. Слава очень щепетильно относился к каждому моменту, делая продуктивные предложения, вплоть до введения в штаб сразу двух врачей. Было хорошо заметно, что сердце у него болит за нашу команду, за наш хоккей и он искренне желает его скорейшего выхода на ведущие позиции на планете. Вячеслав видит те нюансы, те мелочи, на которые уже сегодня необходимо обращать внимание. Он предложил использовать любые, даже малейшие положительные предложения со стороны, а также учесть опыт предыдущих игр, не отказываясь от помощи именитого наставника Владимира Юрзинова, руководившего командой в Нагано-98. Все те, кто влияет на процесс создания олимпийской команды, должны быть друг за друга, едины по духу, по целеустремленности — таков был основной лейтмотив нашего с Фетисовым разговора. Игроки должны верить в тренерский состав, и это главное — мы оба все прекрасно понимаем.
Впрочем, нам еще предстоит обсудить некоторые вопросы, и мы договорились вновь вернуться к нашему разговору. Кроме того, Вячеслав планирует встретиться с Борисом Михайловым и сделать первые наметки по кандидатам, обсудить каждого. Это, видимо, произойдет во время следующей поездки Михайлова по Северной Америке.
— Конкретно по игрокам вы не прошлись?
— Хотя я всю жизнь провел в хоккее и, поверьте, неплохо в нем разбираюсь, считаю, что об игроках должны судить тренеры. Это не моя прямая функция, я лишь могу корректировать некоторые вопросы, устранять проблемы по взаимодействию между кем-то из хоккеистов и тренерами. Прекрасно понимаю, насколько непросто будет наставникам выбрать самых достойных. Ведь помимо наших звезд, кого уже сегодня можно заявлять на Олимпиаду, существует немало звездочек, всерьез заявивших о себе в НХЛ, но пока еще не проявивших себя в сборной. Это как раз тот аспект, где всерьез может помочь Фетисов, досконально знающий заокеанский хоккей изнутри, прекрасно понимающий все технические и тактические нюансы игры. Тот же Денис Швидкий из "Флориды", молодой парень, на виду. Он, а также практически неизвестный у нас защитник из "Буффало" Дмитрий Калинин очень мне понравились. Могут ли они по уровню игры подойти к Олимпиаде в полном боевом порядке? Вот на этот вопрос и ответит генеральный менеджер олимпийской сборной России Вячеслав Фетисов. Именно этот пост я от имени ФХР предложил Славе, а он принял его.
ЛАМОРЕЛЛО — ЗА!
— С кем вы еще встречались в ходе визита?
— Я давно знаком с нынешним генеральным менеджером "Нью-Джерси" Лу Ламорелло, еще с тех пор, как он настойчиво приглашал в свой клуб Фетисова-игрока. Виделись мы с ним и теперь, и я официально информировал Ламорелло (генерального менеджера сборной США в Нагано-98) о том, что Фетисову предложен пост в нашей команде. Тот не стал возражать.
Что касается игроков, с которыми удалось встретиться, Алексея Житника, Максима Афиногенова, Павла Буре, Виктора Козлова, все в один голос заявили о готовности не только играть на Играх-2002, но и помочь национальной команде на ЧМ-2001 в том случае, если их клубы вылетят из плей-офф.
Встречался я с агентами Хабибуллина и Зубова (оба игрока не участвовали на ОИ-98. — Г.Н.), и меня убедили в позитивной позиции обоих хоккеистов. Николай вскоре должен подписать контракт с "Финиксом", и тогда проблем с игровой практикой у него не будет. Причина обид — та олимпийская медаль за победу на Играх-92, которая из-за того, что Хабибуллин был третьим вратарем и ни разу не вышел на лед, досталась Виктору Тихонову. У меня есть устная договоренность с президентом ИИХФ Рене Фазелем и президентом МОК Хуаном-Антонио Самаранчем об изготовлении для Хабибуллина еще одной медали, и она будет вручена игроку.
Встречался я и с Алексеем Касатоновым, у нас получился интересный разговор. Радует, что все те, кто работает за океаном, настроены конструктивно, готовы помогать сборной России и видят свою миссию в одном: создать единую, боеспособную команду на основе лучших игроков, выступающих в НХЛ и России.
МИХАЙЛОВ СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ
Наставник россиян Борис Михайлов рассказал о ходе своей поездки по США:
--У меня две основные задачи: пообщаться с игроками неформально, поговорить с ними в обычной обстановке, посмотреть на их состояние, а также определить круг кандидатов для участия как в ЧМ-2001, так и на Олимпиаде. Подчеркну — из тех, с кем удалось встретиться, никто не сказал "нет". Каждый готов приехать и помочь сборной, но во время первенства мира все исходят из интересов клуба НХЛ, что понятно, ибо каждый тренер ставит перед подопечными задачу попасть в плей-офф. Мы разговаривали с Андреем Николишиным, Сергеем Гончаром, Павлом Буре, Виктором Козловым, Денисом Швидким, Олегом Петровым. В воскресенье вечером встретились с Алексеем Житником, Максимом Афиногеновым и Сашей Харитоновым. К сожалению, из-за травмы не прилетел на игру в Вашингтон монреалец Андрей Марков, но с ним мы все обсудили по телефону. Сегодня увидимся с Алексеем Яшиным, планируем разговор по телефону и с другими ребятами.
С Вячеславом Фетисовым мне встретиться, увы, не довелось. Правда, мы говорили с ним по телефону из Москвы, и он охотно помог мне с оценкой игры некоторых ребят. Надеюсь, с новым генеральным менеджером олимпийской сборной у нас сложится добротный альянс, ведь никаких разногласий с Фетисовым у нас нет и не было.