Возвращение трекшн-контроля
СЕМИЛЕТНЯЯ БОРЬБА СО СКОРОСТЬЮ
Отмена перед 1994 годом этой революционной инженерной идеи и некоторых других повлекла за собой трагическую гибель Айртона Сенны и еще много тяжелых аварий. Борясь за безопасность гонок, Международная федерация автоспорта (ФИА) старалась снизить скорости всеми возможными способами. Правда, поначалу главной целью было удешевление соревнований, чтобы аутсайдеры могли как-то приблизиться к лидерам. Под этой маркой запретили антиблокировочную систему тормозов, активную подвеску, трекшн-контроль, двустороннюю телеметрическую связь пилота с боксами, то есть многие из прогрессивных находок автомобильных конструкторов. Однако эти запреты сделали болиды "Формулы-1" совсем другими — в потенциале очень быстрыми, но неустойчивыми и опасными. Тут-то ФИА и начала свою "семилетнюю борьбу со скоростью".
Были и положительные решения, такие, как ужесточение требований к кокпиту. Передняя стенка монокока, в котором находится водитель, стала надежней защищать его ноги за счет увеличения расстояния от них до неразрушаемой части болида. Были значительно подняты и боковые стенки кокпита, благодаря чему голова гонщика на резких поворотах стала иметь точку опоры. Спорным моментом многие называли появление четырех канавок на сликах. Теперь мягкие покрышки не "прилипали" к дороге, как раньше, а стали неустойчивее.
Но конструкторская мысль не дремала. Практически в каждой команде находились умельцы, которые обходили многочисленные препоны и рогатки правил. Не секрет, к примеру, что "формулические" конюшни создавали специальные компьютерные лаборатории, которые разрабатывали программное обеспечение для хорошего старта автомобиля, а также систему для сокрытия его от посторонних глаз. Многие именно этим объясняют хорошие старты Мики Хаккинена и Жака Вильнева в 2000 году. Были и другие ухищрения, скажем, попытки применить так называемый граунд-эффект, когда за счет изменяющейся поверхности днища болида создается разреженное пространство, которое увеличивает прижимную силу.
ПОБЕДА ПРОГРЕССА
Нельзя думать, что находки конструкторских гениев "Формулы-1" — эта некая вещь в себе. Многие решения давно и с успехом применяются в серийном автомобилестроении. Бортовые компьютеры, отвечающие за переключение скоростей, за контроль над тормозами, за систему подачи топлива и за многое другое стали незаменимыми помощниками простых водителей. Поэтому бесчисленные запреты ФИА на применение тех или иных технических идей в самой "Формуле-1" выглядели, мягко говоря, странно.
Но, как говорит пословица, вода и камень точит. И вот в феврале 2001 года прошло совещание представителей федерации автоспорта и руководителей команд. На нем наконец-то было достигнуто всеобщее согласие по вопросу применения электроники в "Формуле-1". Сейчас Всемирный совет ФИА проводит по факсимильной связи голосование. Предполагается, что использование противоблокировочной системы тормозов, а также автоматической коробки передач и сцепления будет разрешено после пятого этапа чемпионата мира — "Гран-при Испании". Однако для этого еще нужно будет урегулировать множество вопросов по безопасности.
Босс "Макларена" Рон Дэннис несколько скептически выразился насчет возвращения автоматической коробки передач. Теперь, по его мнению, автомобиль совсем не будет нуждаться в водителе, поскольку машину можно запрограммировать на любую трассу чемпионата. Но ему возразил Фрэнк Уильямс: "Я не думаю, что трекшн-контроль помешает зрелищу. В гонке всегда получается немного не так, как в теории. Навыки водителя в итоге и будут иметь решающее значение".
В СТАНЕ ПИЛОТОВ РАЗНОГЛАСИЯ
Возвращение трекшн-контроля в "Формулу-1" после семилетнего отсутствия было встречено пилотами со смешанными чувствами: одни радовались, а другие говорили о том, что гонщицкое искусство стало никому не нужным.
Как всегда, оппозиционно настроен пилот "БАРа" Жак Вильнев: "Я против возвращения трекшн-контроля, потому что это уменьшает поле вашей деятельности. Получается, что уже не вы ведете автомобиль, а он везет вас. С другой стороны, раньше 11 команд меняли электронную начинку каждую неделю, поскольку ФИА старалась следить за запутанными кодами программного обеспечения и понять, обманывает ли ее кто-то или нет. Лучше тогда все легализовать, чтобы быть уверенным, что никто не жульничает. Гонки станут более быстрыми, но при этом более безопасными. Меньше машин будет вылетать с трассы. Вам уже не понадобится мгновенная реакция, так что даже средние гонщики будут способны двигаться быстро".
Своего партнера по команде поддержал и Оливье Пани: "Мне не нравится трекшн-контроль ни в каком его проявлении. Я предпочитаю двигаться с помощью моей ноги и дросселя. Однако это большая помощь, когда шины в гонке становятся изношенными".
В стан противников нововведения встал также Хайнц-Харальд Френтцен из "Джордана": "Я не думаю, что это хорошая идея. Каждый гонщик полагает, что он хорош сам по себе и может управлять автомобилем без посторонней помощи. А с трекшн-контролем любой сможет выполнить ту же самую работу. Возвращение к этой идее — не очень мудрое решение, но то, что теоретически выравняются силы в чемпионате, — факт. Потребуются навыки движения при влажной погоде, когда компьютер будет заботиться о блокировке ведущих колес вместо чувствительных ног водителя. Опытный гонщик никогда бы не допустил пробуксовки, а при новой системе плохой будет гораздо быстрее превращаться в хорошего".
Но есть и те, кто приветствует возвращение трекшн-контроля. Во главе них чемпион мира Михаэль Шумахер: "Я не думаю, что у лучших пилотов возникнут проблемы. Давайте пойдем от обратного: навык гонщика от новых правил может уменьшиться? Я хочу постоянно показывать предельное время, и в этом трекшн-контроль должен помочь. Посмотрите на 1991 год, когда были неактивные автомобили. Риккардо Патрезе в "Уильямсе" был столь же конкурентоспособен, как Найджел Мэнселл. Когда же настал 1992 год с трекшн-контролем, Найджел умчался далеко вперед. Хороший гонщик всегда использует на пределе все, что имеет".
Немцу вторит и "наследник Мэнселла" англичанин Дженсон Баттон: "Есть положительный результат этого решения. Таким командам, как "Уильямс" и "Бенеттон", будет лучше, чем в прошлом году. Они смогут ликвидировать отставание от лидеров. Но все, как обычно, покажет гонка. Во всяком случае, мне и другим пилотам придется изменить стиль вождения".