Валерий Кузин: От системы нельзя отрывать куски

news

Весна в баскетбольной Европе в целом, да и в России в отдельности, ожидается бурной. Дело не только в итоговых результатах ведущих клубов, когда окончательно выясняется, кто есть кто. Речь о ключевой фазе противостояния Международной федерации баскетбола (ФИБА) и Союза баскетбольных лиг Европы (УЛЕБ) - либо компромисс, либо полный развод и его последствия. Комментариев в прессе хватает, но носят они несколько опосредованный характер. Не все можно вычитать на интернетовском сайте, даже официальном. По крайней мере, междустрочные дела и подвижки на нем не видны. В таких случаях правильнее всего "припасть к первоисточнику". Имею в виду члена постоянного европейского бюро ФИБА и президента Российской федерации баскетбола (РФБ) Валерия Кузина. Тем паче, что в новом столетии после переизбрания на высший пост в РФБ он интервью особо не разбрасывался.

МЫ ВЫИГРАЛИ ГОЛОСОВАНИЕ

— Валерий Владимирович, от непосредственных свидетелей внеочередной сессии постоянной конференции баскетбольной Европы постоянно исходят слухи о некоторой бархатной революции. Так ли это? В печати ведь ни слуху, ни духу.

— Дело, видимо, вот в чем. На моей памяти за два с половиной года работы в ФИБА впервые проходило предметное и существенное голосование. До этого подобная процедура имела место лишь во время выборов президента европейской федерации. Она носила обычный, скажем так, протокольный характер. А вот голосование по содержательным вопросам, по организации деятельности, по реструктуризации европейского баскетбола не практиковалось. Обычно все принималось на веру при молчаливом представительном согласии. И вот первый раз мы настояли на голосовании. Я могу сказать, что мы выиграли его. На сегодняшний момент, похоже, вообще происходит изменение векторов сил в ФИБА. Более того, меняется полярность в европейском баскетболе. Когда я появился в европейском бюро, явными гегемонами выступали Федерация баскетбола Греции, Испании, Италии, Турции. Ныне на первые позиции вышли страны СНГ во главе с Россией и страны Балтии.

Голосование было предварительным. Окончательное решение будет приниматься в мае, на очередной сессии постоянной конференции. И оно должно быть очень серьезным. Ведь если созданная комиссия не найдет компромисса с альтернативной лигой и с теми людьми, которые работают независимо от нее, мы будем настаивать на применении жестких санкций, озвученных прошлой весной в Анталии. Санкций, которые коснутся всех богатых федераций и не коснутся нас, поскольку мы соблюдаем договоренности — ни один арбитр не судит матчи УЛЕБ, ни один клуб, играющий в чемпионате России, не выступает в этой лиге. В отличие от той же Греции, где четыре команды выступают в УЛЕБ и судят арбитры, причем делают это совершенно безнаказанно. Фактически РФБ на внеочередном конгрессе поставила вопрос об ультиматуме, который она предъявит в мае: либо европейское отделение ФИБА принимает решение, что континентальный баскетбол один и един, и выполняет свои же решения годичной давности, либо РФБ разрешает своим клубам играть где угодно, когда угодно и с кем угодно.

— Ваше мнение, будет ли достигнут компромисс или придет черед ультиматумов?

— Скорее всего, компромисс будет найден.

— Есть ли поддержка ФИБА со стороны структур объединенной Европы?

— В целом поддержка есть. Достаточно дипломатичная. Со стороны Совета Европы есть совершенно четкие указания, что спорт — это слишком своеобразная область. Но совершенно понятно в то же время, что права человека никто не будет нарушать. Никто не запретит играть ему в баскетбол в любом месте. То есть сложно претендовать на монополию на эти права формально. Другой вопрос, что, конечно же, если рассматривать проблему глубже, не чисто формально, то игроки, задействованные в УЛЕБ, прошли баскетбольную школу и, как ни странно это звучит, обязаны быть членами системы баскетбольного сообщества, которое готовит новую смену. Поэтому они должны поддерживать не только свою коммерческую деятельность, но и национальные федерации, юношеский и детский баскетбол. Без этого просто невозможно. А снимать сливки с того, что сделано ранее другими, безусловно, легко и красиво. Но все-таки баскетбол — не только большой бизнес, это движение, общность. По сути борьба, которая идет, — это столкновение определенных идеологий.

НЕ ДАДИМ РАЗРУШИТЬ ПЕРВЕНСТВО РОССИИ

— Если перекинуть мостик к взаимоотношениям РФБ, суперлиги, клубов, особым притязаниям ЦСКА, то что это — попытка мятежа, восстания, революции? И когда все завершится?

— С философской точки зрения, это никогда не кончится. Это естественный процесс для любого игрового вида спорта, в котором есть коммерческий аспект. Но дело в том, что когда клуб, имеющий ярко выраженные коммерческие устремления, начинает думать только о них, то сразу исчезает естественным образом его внимание к детскому, ветеранскому баскетболу, ко всей базе и системе. Затем Федерация и клуб входят в клинч. Поскольку федерация отвечает и развивает не только и не столько, скажем, мужскую суперлигу, в которой двадцать клубов, но и все остальные. Бесспорно, суперлига — это самая вкусная, самая красивая, самая популярная часть баскетбола. Но не единственная. Есть стритбол, есть баскетбол для инвалидов, для ветеранов, есть мини-баскет, есть хорошо развитый детско-юношеский баскетбол. Есть взаимоувязанная, скоординированная система. Нельзя отрывать от системы вкусные или невкусные куски. Федерация этого позволить не может.

Поэтому клинчи возможны и, скорее всего, будут повторяться периодически. Я сейчас не обсуждаю форму входа в клинч со стороны клуба. Неважно, кто этим будет заниматься — ЦСКА, "Урал-Грейт" или еще кто-то. Просто будем надеяться на то, чтобы к руководству клубами в основном, а хотелось бы, чтобы всегда, приходили люди, любящие баскетбол, а не только деньги.

— Как вы будете реагировать на то, что клуб ЦСКА хочет перепродать кому-то принадлежащие по регламенту Федерации телеправа?

— Спокойно будем реагировать. Есть объективные причины, почему контракты РФБ с телеканалами продвигаются трудно. Есть и недоработки. Есть недостатки в менеджменте. Если завтра ЦСКА захочет и сможет сделать нормальный договор для всех клубов, подчеркиваю, для всех, а не только для себя, с основными каналами, с которыми у нас не получается найти выход из тупика, — ОРТ, РТР — пожалуйста, мы готовы передать полномочия, нет никаких проблем. Федерация не собирается зарабатывать на суперлиге, у нее достаточно своих источников. Более того, РФБ в какой-то мере поддерживает суперлигу. Но разрушать чемпионат России, как-то делить его, дробить, как это происходит в Европе, мы не дадим. Это однозначно.

— Чего вы ожидаете от совместного заседания Исполкома РФБ и Совета мужской суперлиги, который пройдет во время розыгрыша Кубка президента в апреле?

— Скажем так, здесь две стороны медали. Есть то, что я ожидаю, и есть то, что скорее всего получится. Я ожидаю конструктивного разговора, в котором, наконец, будет разъяснено с тысячного раза то, что давно разъяснялось. А именно что взносы и судейство — это вопросы, которыми Федерация практически не ведает. Размер взносов и прочее утверждается Советом лиги. Более того, со счетов суперлиги на счет РФБ ничего не поступает. Да, есть прецеденты, когда лига платит за РФБ или РФБ платит за суперлигу, но это рабочие моменты взаимовыручки, взаимоподдержки, взаиморасчетов. Поэтому в результате деньги клубов не содержат Федерацию, и это однозначно. Поэтому ничего нового мы не услышим.

Если будут сделаны серьезные предложения от таких клубов, как "Урал-Грейт", "Уникс", "Локомотив" из Минеральных Вод, "Химки", "Автодор", по улучшению менеджмента, по использованию апробированных схем и вариантов по работе РФБ и суперлиги, я буду рад и доволен.

Далее я ожидаю, что в итоге все-таки будет получен ответ по поводу того, делегируют ли они свои права Федерации по частичному регулированию контрактных отношений с игроками или нет. Вопрос будет поставлен конкретно — либо вы сделаете это, либо нет. Нельзя не делегировать права, как сегодня это существует, а потом с нас спрашивать, как спросили в отношении Панова с РФБ на пару ЦСКА и "Урал-Грейт". Зачем валить с больной головы на здоровую? Нужно прежде всего сказать: РФБ не просто регистрирует контракты, а они с ней согласовываются и Федерация становится в этом случае третейским судьей. С этим согласны и игрок, и клуб. Вот если к этому придут, тогда сразу же юридическая служба РФБ во время этого же заседания предложит ту схему, которая уже разработана, для того, чтобы ее признали и права передали. Если этого не произойдет, мы вообще больше не будем вмешиваться в спорную ситуацию "игрок — клуб".

— После завершения инцидента или прецедента с Пановым появились досужие рассуждения, что вы, дескать, предложили поменять генерального секретаря Погорелкина. Насколько они правомочны?

— Ни насколько. Так же, как, извините за цитируемый сленг, разговоры о том, что мы начинаем "сдавать своих людей". Таких вариантов не может быть по определению. Если мы берем человека на работу, то считаем, что он профессионал.

Если новые веяния требуют перестановок, мы их осуществляем. Юрий Егорович Погорелкин перешел на очень почетную и нужную работу секретаря не столь давно созданной Ассоциации баскетбольных федераций стран СНГ. Дел там непочатый край. Мы действительно будем помогать бывшим советским республикам, будем участвовать в процессе интеграции. Нам нужно это объединение по многим причинам — надо и утерянные связи восстанавливать, надо, не побоюсь этого слова, иметь мощное лобби в европейском баскетболе. Потому что я думаю, что в будущем году на выборном конгрессе мы выставим целую кадровую программу. Мы стараемся быть дальновидными и резонными по всему кругу вопросов. Насущных перспективных и самых острых тоже.

Новости. Архив