Эктор Скароне: Изобретатель "стенки"

news

Продолжаем представление лучших игроков ХХ столетия по версии Международной федерации истории и статистики футбола.

Сегодня речь пойдет еще об одном представителе величайшего поколения уругвайских футболистов 20-х годов. Сеа, Петроне, Романо, Кастро, Пьендибене, Назацци, Андраде, Скароне - всех этих людей уже давно нет в живых, но их имена по-прежнему почитаются в Уругвае. Хосе Леандро Андраде, о котором уже был отдельный рассказ, был наиболее популярен в Европе среди упомянутой плеяды и благодаря этому занял наиболее высокое место в мировом рейтинге ХХ века - 29-е. А вот в самом Уругвае наибольшей харизмой обладал Эктор Скароне, расположившийся на 40-й строчке. На его родине до сих пор многие придерживаются мнения, что он - сильнейший футболист страны всех времен.

В карьере Скароне было несколько моментов глобального масштаба. Во-первых, он стал автором "золотого" гола Олимпиады 1928 года. Во-вторых, вошел в историю как изобретатель комбинации "стенка". Наконец, в-третьих, он выходил на поле в матчах первого дивизиона Уругвая в возрасте 55 (!) лет, что, вероятно, является мировым рекордом.

В "НАСЬОНАЛЕ" СМЕНИЛ БРАТА

Скароне начинал играть в команде того района Монтевидео, в котором он жил. Называлась она "Спортсмен" и выступала в третьем уругвайском дивизионе. В 14-летнем возрасте Эктор попытался устроиться в "Насьональ", но там его посчитали недостаточно физически развитым и дали от ворот поворот. В действительности же парень просто не успел сформироваться и впоследствии развился в приличного атлета.

Его приглашал к себе клуб рангом пониже "Насьоналя" - "Ривер Плейт" (Монтевидео). Эктор отказался от приглашения и вернулся в "Спортсмен".

Через год, когда ему стало 15, "Насьональ" принял-таки его в свои ряды. Эктор начал со второй команды и, проведя за нее пять матчей, был переведен в первую. Что интересно, он заменил там своего двоюродного брата Карлоса Скароне, который ушел в "Ривер Плейт" (Буэнос-Айрес). Наличие в рядах "Насьоналя" брата и заставляла его рваться в этот клуб. Но судьба распорядилась так, что родственный дуэт не состоялся.

ЕГО СРАВНИВАЛИ С ГАРДЕЛЕМ

В "Насьонале", а затем и в сборной Уругвая, Эктор Скароне, занявший место правого инсайда, создал звездный дуэт с центрфорвардом Педро Петроне. Считается, что именно эта пара первой стала регулярно использовать во время атак "стенки" - прием, который позже взяли на вооружение Меацца - Скьявио в "Интере", Ди Стефано - Матеос в "Реале" и Пеле - Коутиньо в "Сантосе".

О Скароне отзывались как о скромном и обаятельном человеке. Как футболиста его отличала отточенная техника. Петроне сравнивал его со знаменитым танцовщиком: "Эктор - как Гардель: его можно сымитировать, но нельзя повторить". В прессе его именовали "Ужас перекладин" - вероятно, потому, что он часто поражал не только ворота, но и их каркас.

В 1919 году Скароне совершил свой первый выезд за рубеж. Но не с "Насьоналем", а с другим клубом - "Дублином", который решил усилиться им, отправляясь в турне по Бразилии. Все матчи турне были выиграны, а игра Эктора особенно восхитила бразильцев и послужила причиной его скорого вызова в национальную команду. Скароне дебютировал в составе "Селесте" в том же 1919 году на Кубке Америки, который состоялся опять же в Бразилии.

ДЕВЯТЬ МАТЧЕЙ В ОБМЕН НА ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО

Скароне играл в сборной Уругвая на протяжении 11 лет практически без перерыва. Он выпал из ее состава только в 1925 году, да и то по причине операции аппендицита. Вернувшись в строй, он стал лучшим бомбардиром Кубков Америки-1926 (победного для уругвайцев) и 1927.

В том же году его пригласила к себе "Барселона". Скароне, за которого было заплачено 30 000 уругвайских песо (очень большая для того времени сумма: песо было тогда эквивалентно американскому доллару), получил профессиональный статус. По случаю этого перехода ему было подарено огромных размеров золотое кольцо с бриллиантами.

Можно сказать, что солидных вложений и дорогих подарков Скароне не оправдал, поскольку его быстро обуяла ностальгия, и уже через шесть месяцев он сбежал домой - в "Насьональ". За это время он провел за "Барсу" только 9 матчей, действуя в паре с лидером нападения сине-гранатовых Самитьером.

Золотое кольцо стало его талисманом. С ним он не расставался и в 1951 году, когда во второй раз приехал в Испанию, сделавшись тренером "Реала", это украшение на его пальце сразу же напомнило всем историю четвертьвековой давности.

Вместе с этим кольцом Скароне был похоронен в 1967 году.

ЗОЛОТОЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ГОЛ

В 1928 году Уругвай собирался отстаивать в Амстердаме титул олимпийского чемпиона. ФИФА "шерстила" составы олимпийских сборных, удаляя из них тех, кто зарабатывал футболом деньги. Скароне опасался, что ему тоже запретят играть, - ведь он был профессионалом, пусть и недолго.

Но все обошлось, и в переигровке финала, где уругвайцам противостояла Аргентина, Эктор забил решающий гол, принеся "Селесте" победу - 2:1. Произошло это на 73-й минуте: его партнер Борхас "тащил" мяч к воротам аргентинцев, и на подходе к штрафной площади, чувствуя, что уже не в силах бороться с повисшим у него на плечах опекуном, откинул мяч Скароне, крикнув: "Твой, Эктор!" Скароне пробил не раздумывая, с лета - и мяч затрепыхался в сетке.

ОБЖОРСТВО ЕДВА НЕ ВЫШЛО БОКОМ

На чемпионате мира 1930 года, который проходил на его родине, Скароне забил всего один мяч - румынам на групповом этапе. Но его роль в победе в финальном матче с Аргентиной была очень высока, ибо два первых уругвайских гола состоялись при его непосредственном участии.

На 12-й минуте Скароне пробил по воротам, мяч попал в защитника аргентинцев Патерностера и отскочил к уругвайцу Дорадо, который отправил мяч между ног у вратаря Ботассо в сетку. Так был открыт счет в матче. К перерыву аргентинцы забили два гола и повели 2:1. А во втором тайме, на той же 12-й минуте, Скароне взял на себя инициативу и сделал хитроумную передачу на Сеа, чей удар достиг цели. Этот гол стал переломным. Счет сравнялся, и в дальнейшем "Селесте" дожала соперника - 4:2.

Скароне вспоминал позже, что наиболее трудными для его команды матчами были первый и последний. Перуанцы, первые соперники Уругвая, оказали неожиданно упорное сопротивление, и их удалось переиграть лишь за счет единственного гола Кастро. Только в том матче, кстати, Скароне не вышел на поле. Возможно, потому игра и получилась трудной.

Еще одно воспоминание Скароне о мундиале-30 связано с чрезмерным радушием его соотечественников, которое едва не вышло боком. "В день финала люди из отеля, в котором мы жили в период чемпионата, пригласили нас на обед, - рассказывал он. - Каждый считал своим долгом угостить нас. Отказаться было невозможно, вследствие чего матч с Аргентиной пришлось начинать с набитым брюхом. Пришлось играть "через не могу": мы же не могли подвести молившуюся на нас страну. Не имели права не выиграть!"

ФУТБОЛЬНЫЙ МАФУСАИЛ

Финал с Аргентиной стал 64-м и последним матчем Скароне в составе сборной. После чемпионата мира он отважился на новое европейское "приключение". Выиграв с "Насьоналем" 8 чемпионских титулов, Эктор подписал в 1931 году контракт с итальянским "Интером" (точнее, "Амброзианой", как он тогда назывался).

Скароне стал в "Амброзиане" первым "ориундо" - легионером итальянского происхождения. Только такие инородцы приветствовались в кальчо времен Муссолини. Чтобы получить право зарабатывать деньги в серии А, Скароне нужно было доказать, что помимо фамилии, которая у него была, безусловно, итальянская, его связывает с этой страной и родословная. Когда нашлись документы, подтверждающие, что его отец родился в городе Дего под Генуей, играть Эктору разрешили.

В сезоне-31/32 он сыграл 14 матчей и забил 7 голов. Во встрече с "Лацио" после попадания сильно пущенного мяча у него из носа шла кровь, но Скароне остался на поле и сделал дубль. Болельщики дали ему за это прозвище "Гарибальди".

Летом 1932-го он перешел в "Палермо" и там провел еще два неплохих сезона, забив в них 4 и 9 голов соответственно.

В 36-летнем возрасте Скароне вернулся на родину и еще несколько месяцев поиграл за "Насьональ". В 1951-52 годах он работал наставником мадридского "Реала", в 1953-м в очередной раз пришел в "Насьональ", где, официально числясь тренером, несколько раз выходил на поле в матчах уругвайского чемпионата. Ему было тогда 55 лет. Трудно утверждать наверняка, но вполне возможно, что Скароне установил своим нестандартным поступком возрастной рекорд для великой игры. Его на полном основании можно назвать футбольным Мафусаилом по аналогии с известным ветхозаветным патриархом, прославившимся своим долголетием.

В общей сложности за "Насьональ" он забил 300 голов в 369 матчах, в том числе 163 гола в 191 матче чемпионата Уругвая. Это третий результат за всю историю первенств, больше только у Фернандо Морены (230) и Аттилио Гарсии (208).


Эктор СКАРОНЕ

Уругвай. Нападающий.

Рост 171 см, вес 73 килограмма.

Родился 26 ноября 1898 года.

Умер 24 апреля 1967 года.

Клубы: "Спортсмен" Монтевидео (1912-14), "Насьональ" Монтевидео (1914-26), "Барселона" (1926), "Насьональ" (1926-31), "Интер-Амброзиана" Милан (1931-32), "Палермо" (1932-34), "Насьональ" (1953).

Сборная Уругвая (1919-30): 64 матча.

Чемпион Олимпийских игр 1924, 1928, чемпион мира 1930, победитель Кубка Америки 1923, 1926.

Новости. Архив