Четвертая попытка профессора Проста
Фиаско. Разгром. Березина. Французская пресса захлебывалась эпитетами, резюмируя последний сезон "конюшни", призванной стать национальной гордостью... Команда "Прост-Пежо" закончила чемпионат-2000 "Формулы-1" на последнем месте, не набрав ни одного очка. Опытный Жан Алези проехал полностью всего пять гонок, его молодой напарник Ник Хайсфельд финишировал шесть раз. Перед французскими поклонниками автоспорта встал вопрос: а способен ли четырехкратный чемпион мира Ален Прост, выигравший в свое время 51 Гран-при, стать настоящим "патроном конюшни"?
ГОНКИ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ
Очевидно, этот вопрос задавал себе после катастрофического сезона и сам Профессор Прост: "За три года мы подрастеряли кредит доверия. Чтобы привлечь спонсоров, нужны результаты. А без спонсоров нет мотора и, следовательно, нет результата. Это замкнутый круг". Кажется, самый титулованный из гонщиков "Ф-1", приобретая в 1997 году активы команды "Лижье", и не предполагал, какое бремя он на себя взваливает.
"Ален, конечно, не оценил всей сложности перехода от статуса именитого "пенсионера" гонок к статусу руководителя крупного предприятия, каковым является команда", - свидетельствовал психолог Проста с 1982 года Пьер Балейдье. В какой-то момент Профессор был на грани: "Настоящая проблема заключается в том, что от меня слишком многого ждут. Хотят, чтобы я создал полностью французскую команду. Хотят, чтобы мы выиграли чемпионат мира. Увы, но "Прост-Пежо" стала жертвой восприятия ее широкой публикой. А надо лишь понять, что мы не сможем побеждать в ближайшие два года". Эти слова Прост сказал уже после того, как пережил драму расставания с компанией "Пежо". Они не были созданы друг для друга точно так же, как "Пежо" оказалась не готовой для появления в "Ф-1". Крупный французский автомобилестроитель разочаровался уже после первого сезона сотрудничества с Аленом, быстро разобравшись, что в "Формуле" бывает только один победитель, как в гонке, так и в чемпионате. К тому же сказался эгоцентризм Проста: основное качество пилота - он все стремился сделать сам.
ДЕНЬГИ ИЗ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Однако, потеряв нескольких спонсоров и оказавшись в конце 2000 года припертым к стенке, Прост вдруг объявил о двухлетнем контракте с "Феррари". Окрыленный согласием итальянской "конюшни" предоставить ему мотор, Ален сумел привлечь в свою команду нескольких именитых специалистов, а затем и договориться с бразильским гонщиком Педро Диницем, за которым укрепилась репутация пилота "с большим чемоданом денег", что тот станет совладельцем "конюшни".
После этого дела Проста резко пошли в гору. Был подписан спонсорский договор с южноамериканской телесетью "Пан-Америкен Спорт Нетворк", затем как минимум 600 млн. франков принес в команду в качестве спонсорского "приданого" аргентинский пилот Гастон Маццакане. А подписанный еще до Нового года трехлетний контракт с французской компанией "Мишлен" позволил Просту сказать: "Я рад новым партнерам и уверен, что покрышки "Мишлен" будут конкурентоспособны с самого начала сезона. К тому же мы располагаем одним из лучших моторов и менеджерами высочайшего уровня".
АЛЕЗИ СПЕШИТ В МЕЛЬБУРН
В рекордно короткие сроки новая машина "Проста" АР04 с мотором "Феррари" совершила первые круги на трассе в Маньи-Кур. А еще через две недели пришло время удивляться: во время испытательных заездов в Барселоне Жан Алези на машине установил абсолютный, хотя и неофициальный рекорд трассы - 1 мин. 18,991 сек. Наблюдатели, присутствовавшие в Барселоне, высказывались критически, намекая на "нерабочий" вес машины. Но во французской "конюшне" решительно отрицали подобную возможность: "Какой смысл работать с машиной меньшего веса? Мы только залили минимум топлива, как делают во время тестов и другие".
Правда, сам Профессор, объявивший о приходе в команду в качестве пилота-испытателя испанца Педро Де ля Роса, не торопился обольщаться результатами Алези: "Нам было важно показать хорошее время, чтобы команда поверила в свои силы. Но я не утверждаю, что АР04 какая-то фантастическая машина. Она просто очень стабильна". Тем не менее 13 февраля тест-пилот Де ля Роса побил рекорд трассы в португальском Эшториле. И трудно переоценить психологическое воздействие этих тестовых заездов как на команду Проста, так и на соперников. Всегда считалось, что испытания в межсезонье не имеют ничего общего с гонками, но нельзя отрицать и того, что "роды" четвертой модификации машины Проста прошли успешно. Правда, сам Профессор старается избегать комментариев - он предпочел максимально оттянуть дату официальной презентации команды, которая назначена на 28 февраля, за два дня до старта чемпионата мира в Австралии. Зато Алези недавно заявил: "То, что произошло в прошлом году, было тяжело переварить. Но это уже прошлое. У нас была плохая машина, которую нельзя даже сравнивать с нынешней, и мне хотелось бы уже сейчас оказаться в Мельбурне, чтобы узнать ее реальную мощь". Что ж, ждать осталось недолго.
Его достижения
Прост-пилот
год | команда | очки | место |
1980 | Макларен | 5 | 16 |
1981 | Рено | 43 | 5 |
1982 | Рено | 34 | 4 |
1983 | Рено | 57 | 2 |
1984 | Макларен | 71,5 | 2 |
1985 | Макларен | 73 | 1 |
1986 | Макларен | 72 | 1 |
1987 | Макларен | 46 | 4 |
1988 | Макларен | 87 | 2 |
1989 | Макларен | 76 | 1 |
1990 | Феррари | 71 | 2 |
1991 | Феррари | 34 | 5 |
1993 | Уильямс | 99 | 1 |
Прост-менеджер
год | мотор | шины | очки | место |
1997 | Мюген-Хонда | Бриджстоун | 21 | 6 |
1998 | Пежо | Бриджстоун | 1 | 9 |
1999 | Пежо | Бриджстоун | 9 | 7 |
2000 | Пежо | Бриджстоун | 0 | - |
2001 | Феррари | Мишлен | ? | ? |