Сергей Родионов: Меня заставили уйти травмы
"Советский спорт" продолжает повествование о том, как живут выдающиеся футболисты советского времени, имена которых гремели по всей стране. Сначала мы расскажем об игроках московского "Спартака". А в дальнейшем вы узнаете, чем занимаются сейчас ветераны других московских команд.
Сергей Родионов являлся одним из сильнейших нападающих Советского Союза 80-х годов. Дважды в составе московского "Спартака" он становился чемпионом СССР, а впоследствии успел добавить в свой актив титул чемпиона России. Пребывая на пике славы, Родионов вместе со своим другом и постоянным партнером на поле Федором Черенковым отправился на поиски футбольного счастья во французский клуб второго дивизиона "Ред Стар". Почему именно туда? Да потому, что французы были единственными, кто согласился взять разом неразлучную пару форвардов. Отыграв три сезона по контракту, Сергей вернулся на постсоветское пространство и еще некоторое время выступал за "красно-белых".
— Впервые меня стали посещать мысли об уходе из большого футбола по приезде из Франции, — начинает свой рассказ Родионов. - Травмы, которые меня преследовали последние годы, заставляли задуматься об окончании карьеры. После тридцати лет уже очень тяжело восстанавливаться, приходится форсировать форму, а это откладывает серьезный отпечаток на здоровье. В 95-м году на одной из тренировок "Спартака" перед ответной игрой с английским "Блэкберном" в Лиге чемпионов в безобидной ситуации я столкнулся с Дмитрием Аленичевым, в результате чего у меня оказалось сломанным ребро. Сезон заканчивался, и мне уже не к чему было готовиться, поэтому решил уйти. Да и сам чувствовал, что уже начал терять нужные кондиции, скорость была не та, что прежде, а это самое главное для нападающего. Я вспоминаю немного игр в последние годы выступлений, когда мог безболезненно для своего организма отыграть все 90 минут. Чаще всего приходилось преодолевать какие-то боли. Менять высший дивизион на первый мне не хотелось. Кроме этого, представилась возможность поработать с дублирующим составом московского "Спартака" в качестве главного тренера вместе с Федором Черенковым. Видимо, это обстоятельство помогло мне избежать серьезных переживаний по поводу ухода. Хотя сейчас иногда посещают мысли, что, может, сумел бы поиграть еще немного и за что-нибудь побороться. Но тогда было морально тяжело, ведь приехав из Франции, я не мог приносить пользу "Спартаку". Да и устал порядком, чувствовал пресыщенность футболом, и мне очень сильно надоели больницы, по которым постоянно приходилось ходить и лечить свои болячки.
На посту тренера тоже пришлось несладко. Тяжело было сразу перестроиться, соблюдать дистанцию между собой и игроками. В этом вопросе многое зависит от футболистов, хотя и тренер тоже должен уметь быть тактичным. Конечно, мне приходилось за время работы сталкиваться с проблемами, они имеются в каждой команде. Показав неплохие результаты спустя три года в дубле "Спартака", я решил завершить с тренерской практикой. Перед началом нового сезона мы встретились с Романцевым, и он сказал, что хотел бы в дубль пригласить опытного специалиста Николая Киселева в качестве консультанта, чтобы укрепить тренерский состав. Я посчитал, что если нам помогают, значит, мы с Черенковым не справляемся со своими обязанностями, и по собственному желанию подал в отставку. Ушел еще и потому, что знал требования Киселева, поскольку играл при нем в юношеской команде и понимал, что мы с ним не сработаемся. Но, считаю, мой тренерский опыт был удачным, я прошел большую жизненную школу. Работая с молодежью, стал педагогом. Ко мне даже родители некоторых футболистов обращались за советом. Пока не имею желания снова браться за тренерство, это адский труд. Игроку проще - ему сказали, он делает, а здесь необходимо отдавать всего себя работе. Честно говоря, я сильно устал психологически и пришел к мнению, что мне лучше заняться чем-нибудь другим.
А пока я и Федор Черенков организовали Фонд развития футбола под названием "Форвард". Мы являемся некоммерческой организацией, которая популяризирует футбол не только в Москве, но и в регионах страны. В основном занимаемся благотворительной деятельностью и помогаем инвалидам, ветеранам и молодым спортсменам. Существует фонд на пожертвования частных лиц, которым небезразличен футбол.
Оглядываясь назад, могу сказать, что счастлив. Я часто выступаю за сборную ветеранов московского "Спартака", и мы немало разъезжаем по стране, где нас узнают и помнят, поэтому от недостатка славы я пока не страдаю. Помимо всего прочего, доволен своей спортивной карьерой. Пусть потерял здоровье, но занимался любимым делом и могу вас уверить, что ни один спортсмен не скажет вам по окончании карьеры, что ошибся, выбрав подобную дорогу в жизни. У нас в стране живет много людей, которые идут на работу, как на каторгу. Слава Богу, мне удалось избежать такой участи, даже на тренировках получал удовольствие, не говоря о самой игре.