Гладиаторы, которые все время в грязи

news

Илья ЦЫМБАЛАРЬ:

- Самый жёсткий - Хлестов. Он никогда не играл грубо, но всегда действовал на грани фола. Встретиться с ним "кость в кость" даже на тренировке представлялось делом рискованным.

Многие недоумевают: почему наши ведущие команды на европейской арене "залетают" никому не известным "норвежским рыбакам" и "датским колхозникам", которые и в футбол-то толком играть не умеют? Одна из главных причин трагического для нас исхода противостояния с такими "дуболомами" - мягкотелость отечественных игроков, и в частности защитников, которые зачастую не могут, выражаясь боксерским языком, держать удар. В результате наших просто-напросто сминают. Не раз приходилось видеть, как в жесткое столкновение иноземцы бросаются не задумываясь, в то время как многие российские футболисты убирают ноги и лишь обозначают борьбу. В верховых единоборствах картина еще более удручающая. Мало того, что наши невыразительно играют головой, так еще и в воздушном столкновении они обычно терпят крах, крайне редко добираясь до мяча. Это особенности русского футбола. В нашей стране никогда не культивировалась жесткость. Во многих командах даже сейчас в период сверхплотного футбола не отрабатывается ведение единоборств, не даются упражнения на развитие соответствующих качеств. Менталитет, слабые навыки плюс отсутствие медицинской страховки не позволяют игрокам "рубиться вдрызг".

Сегодня разговор пойдет о сверхжестких защитниках, когда-либо выступавших в российском чемпионате, которые, не испытывая чувства страха, бьются так, что искры летят во все стороны. Тренеры доверяют им опеку самых грозных соперников, партнеры по команде им изумляются, а противники побаиваются. К сожалению, для России такие жесткие, мужественные игроки, способные стереть в порошок своих оппонентов, большая редкость. А они ох как бы пригодились нашему футболу, нашей сборной.

Заблуждаются те, кто полагает, что игроки такого плана — своеобразные "тафгаи" — нам не нужны. Тренеры главной национальной команды считают иначе. Они понимают, что на международной арене на одних технарях и стратегах далеко не уедешь. Нужна мощь, сила, строгость, нужны люди, уютно чувствующие себя в "грязи". Не случайно все жесткие защитники, о которых сегодня пойдет речь, в разное время приглашались в сборную. К ним с уважением относятся за рубежом, потому что их мужество и бесстрашие нельзя не уважать. Если бы таких игроков у нас было больше, то и черная для российского спорта № 1 европейская осень уж точно не наступала бы так рано, как в последние годы.

Кто же они, защитники особой для нынешнего отечественного футбола формации, пример мужества, образец спортивной жесткости?


Дмитрий ХЛЕСТОВ

21. 01.71, 177 см, 76 кг

Подавляющее большинство игроков и специалистов Хлестова назвали самым жестким российским футболистом. Многие знающие люди отзываются о нем как о железном человеке. В свое время частенько рассказывали историю о том, как Дмитрий, столкнувшись с танком, побежал дальше, а развалившуюся стальную махину свезли на свалку. Некоторые серьезно полагают, что такое возможно. Принято считать, что "Барези", как величают Хлестова, вообще не чувствует боли. Однажды в столкновении он получил очень болезненную травму ключицы, но сразу же поднялся на ноги и продолжил игру. Рука у Дмитрия отнялась, он вообще ее не чувствовал, а потому прижал к груди. И так бегал до следующего столкновения. А потом его отвезли в больницу — оказалось, что он порвал связки. Хлестов — единственный игрок российской сборной, который отказывается принимать необходимые витамины и восстановители, полагаясь исключительно на возможности своего организма. Доктор Юрий Васильков, прекрасно знающий "Барези", рассказывал, что если после того, как Дмитрий оказался на газоне, он пролежал секунд пять, значит, произошло непоправимое, сразу же нужно вызывать "скорую помощь".

Дмитрий Хлестов:

— Много говорят о том, что я железный… Да ничего особенного во мне нет. Просто я не люблю валяться, корчиться от боли. Как-то это не очень по-мужски. Вообще к боли нужно относиться философски: если тебя ничто не беспокоит, значит, тебя уже нет в живых. К тому же я умею бороться с болью. Основное средство - игнорирование, с детства стараюсь ее не замечать.

Это помогает не пасовать ни перед какими столкновениями и идти на них не задумываясь. Я всегда играю жестко, но особенно в тех ситуациях, когда надо взять реванш. Допустим, соперник меня обыграл или поступил нечестно. Тогда я его запомню, к следующей нашей встрече подготовлюсь максимально - так, чтобы он ее надолго запомнил. Но при этом важно держаться в рамках дозволенного. Я никогда не играю грубо, не прибегаю к подкатам. Особенно мне чужды подкаты сзади - так же можно нанести сопернику травму. Этого ни в коем случае делать нельзя.

Что касается недостаточной жесткости именно российских защитников… В некоторых странах, например, есть куда более трусливые представители обороны. А вообще сейчас в отечественном чемпионате немало настоящих бойцов, ни за что не желающих уступать даже в малозначительном эпизоде. Например, мой друг Евсеев.


Сергей ГОРЛУКОВИЧ

18.11.61, 183 см, 83 кг

Его называли двоюродным братом Карелина и, шутя, высказывали предположение, что после футбола Сергей не пропадет, так как благодаря своему внешнему виду вполне сможет контролировать какой-нибудь рынок. О нем слагали анекдоты, причем фактуру собирали из спортивной жизни жесткого игрока. Всем известен случай, как против Горлуковича кто-то сыграл опасно. Вставая с газона и потирая ушибленную ногу, Сергей спросил у подошедшего партнера: "Какой номер у того парня?" "Тому парню" потом пришлось несладко, благо тренер его вовремя заменил. Впрочем, до откровенной грубости Горлукович никогда не опускался, просто действовал предельно жестко. Попав на "старости лет" в "Спартак", несколько изменил игровую манеру, но репутация человека-кирпича сохранилась за ним и до сих пор.


Юрий КОВТУН

05.01.70, 190 см, 84 кг

Как-то хавбек "Спартака" Максим Калиниченко, глядя со стороны за игрой Ковтуна, изумленно произнес: "Я не представляю, как от Юрка можно убежать. Он играет по принципу "за нами Москва, ни шагу назад". Он никого ни за что не пропустит". Правдивость слов Калиниченко на себе могли прочувствовать многие, в том числе и лучший футболист мира реаловец Фигу. За 90 минут мадридского матча португалец так измучился с Ковтуном, что после игры заметил: "Этого русского лучше не злить". Юрий хорош и на земле, и в воздухе, он рожден для того, чтобы вести единоборства. Как и Хлестов, он очень терпелив к боли. Когда Олег Романцев узнал, что Ковтун целый матч отыграл с трещиной на стопе, он, восхитившись стойкостью своего защитника, воскликнул: "Такую боль невозможно терпеть!"

Юрий Ковтун:

— Поначалу в детском футболе я жесткостью не выделялся. Но на тренировках, в играх, постоянно сталкиваясь с соперниками, которые играли нагло, порой грубо, я заводился: уж больно не хотелось им уступать, считал своим долгом их образумить. Так со временем и выработался мой стиль. Я полюбил единоборства. Нет ничего лучше настоящей мужской борьбы, из которой выходишь победителем. Особый разговор — верховые дуэли. В них есть свой особый колорит. Раньше я всегда играл искренне, без всяких ухищрений. Если нарушал правила, то из-за тактических ошибок. Поиграв же на международной арене, понял, что без маленьких специфичных приемов побеждать там шансов мало. Поэтому сейчас я ими тоже пользуюсь: то плечо поставишь, то за футболочку придержишь, то при подаче углового своего оппонента корпусом встретишь. Это очень помогает бороться с западными футболистами. Единственное, до чего я никогда не опущусь, так это до подлой игры.


Максим БОКОВ

29.08.73, 175 см, 73 кг

Бывший кумир Питера, любимец армейской торсиды, из породы кремней. Несмотря на отнюдь не выдающиеся физические данные, Макс, как по-свойски называют его болельщики, очень "кусачий" защитник. Такое впечатление, что у него тоже атрофировано чувство страха. Из-за своего небольшого роста ему часто приходится в опасные стычки идти головой, в то время как соперник "орудует" ногами. Но даже полученные шишки не отпугивают Бокова от повторения подобных подвигов. Максим нередко действует на грани между жесткостью и жестокостью, особенно в принципиальных матчах. Например, в 1997 году в первой питерской встрече против своего бывшего клуба Боков настолько рьяно настроился на борьбу, что даже Садырин вынужден был его утихомиривать.


Вадим ЕВСЕЕВ

08.01.76, 176 см, 74 кг

В "Спартаке" полушутя Евсеева называли "человеком без башни". "Ему же все равно — игра или тренировка, против своих он действует или против чужих. Он носится, как сумасшедший, и никогда не сворачивает в столкновениях", — заметил Егор Титов. Вадима отличает потрясающий настрой. Когда он перешел в "Локомотив", железнодорожники искренне изумлялись его энергии и выносливости. Покрошить свою бровку в мелкий винегрет для него не проблема. Больше всего на свете он не любит упускать своего оппонента. Бывает, увлекшись атакой, он оголяет свой фланг, по которому тут же развивается контратака. Сломя голову, Евсеев настигает свою жертву и преграждает ей путь. Зачастую Вадим может нарушить правила и чуть ли не оторвать бедолаге ноги. После таких фолов он разводит руками: "Ну не мог же я его пропустить". В жестокие стыки, когда существует большая вероятность, что одного из двоих унесут на носилках, Евсеев идет с открытыми глазами и даже обычно не моргает. На это способны только по-настоящему отважные люди.

Вадим Евсеев:

— Приятно, конечно, когда думают, что я не испытываю страха. Но признаюсь, я знаю, что это такое. По-моему, все боятся, потому что бывает, попадешь в такую мясорубку, что не испугаться в ней невозможно! Другое дело, что один поддастся своим чувствам и дрогнет, а другой подавит в себе слабость и пойдет в любое столкновение, в любую переделку. Я из тех, кто умеет преодолевать боязнь. Если бы я хоть раз струсил, никогда бы себе не простил. Для меня очень важно выиграть единоборство, не уступить сопернику. И уж подавно нельзя позволять кому-то себя обыгрывать.


Андрей СОЛОМАТИН

09.09.75, 183 см, 80 кг

Защитник с репутацией бойца. Фраза "бьется до последней капли крови" предназначается таким, как он. В прошлом году в матче первого круга со "Спартаком" Андрей получил страшный удар по голове, но сумел подняться и продолжить игру. Через несколько минут его закачало и Семин вынужден был его заменить. Как позже выяснилось, Андрей получил сотрясение мозга. И даже в таком состоянии, когда его уводили под руки, он все оглядывался на поле и переживал за партнеров. Соломатин наделен отменными физическими данными. Его называют "машиной" и "безумным паровозом". Однако, несмотря на все это, Андрей слишком часто получает травмы и по этому показателю значительно опережает всех своих упомянутых здесь коллег.


Виктор ОНОПКО

14. 10. 69, 189 см, 80 кг

После матча Швейцария — Россия главный тренер российской сборной гордился Виктором Онопко: "Я специально выдвинул Витю в зону переднего защитника, чтобы он действовал против жесткого, настырного Фрея. Я знал, что этот швейцарец наделен мощью и наглостью. В тех матчах, которые я видел, он продавливал оборону противника. Я не сомневался, что Онопко ему этого сделать не позволит. Так оно и вышло, Витя не дал тому и шанса. Фрей натыкался на него, как на стену, и останавливался". По итогам прошлого года Валерий Карпин именно Виктора назвал лучшим игроком России, сопроводив свою характеристику словами: "Если бы вы видели, как он играет в Испании! Не случайно его уважают все нападающие соперников". Онопко действительно отличается природной неуступчивостью. Если ситуация требует того, то он играет очень-очень жестко. В случаях, когда оппонент грубит, Виктор может пустить в ход и локти. Знаменитый Раш, прочувствовав на себе их остроту, заметно поумерил пыл.


Юрий НИКИФОРОВ

16.09.70, 185 см, 80 кг

Был период, когда Юрия мучила тяжелая травма бедра. Тем не менее он регулярно выходил на поле, правда, прибегая к помощи обезболивающих уколов. И вскоре "доигрался". Мышца бедра закостенела, образовалась огромная шишка. Пришлось делать операцию, которая оставила шрам длиной 18-20 сантиметров. Этот пример наглядно характеризует бойцовские качества футболиста. Отличительной чертой Юрия является страшный по силе удар. Даже существовала былина, что когда он пробивал пенальти, вратари думали не о том, как бы отбить мячик, а о том, как бы от него увернуться. Все это способствовало созданию образа футбольного гренадера, тафгая. Бывали случаи, когда Юрий не сдерживался и в отместку на нанесение соперником травмы партнеру прибегал к мести, мог пойти и врукопашную.

Юрий Никифоров:

— Еще в свой детско-юношеский период я основательно закалился и, может быть, поэтому или по причине природной неуступчивости чувства страха на футбольном поле я не испытываю. Да если будешь бояться, то нападающий из тебя просто-напросто клоуна сделает и все. Чтобы этого не произошло, нужно играть максимально жестко. Правда, попадаются не менее сильные бойцы и среди нападающих. Вот тогда идет такая битва, что словами не передать. Для меня самым трудным был немец Клинсманн. Сейчас таких неудобных форвардов нет.

Вообще я не представляю, чтобы защитник был мягким. Тогда это и не защитник вовсе. Да и в серьезной команде в состав его навряд ли будут ставить, так как любой тренер от своих игроков обороны требует агрессивности при встрече с соперником. А что касается приведенного вами примера о том, что датчане и норвежцы выбивали из розыгрыша еврокубков российские клубы, так скандинавы традиционно славились своим железобетонным, порой жестоким стилем. Если перед ним разочек дрогнешь, то потом уже и "не разогнешься". Российским командам тяжело ему противостоять, хотя, на мой взгляд, наши игроки и не являются мягкотелыми.


ПРИМЕЧАНИЕ

Были в российской истории и защитники, за которыми закрепилась репутация не жестких, а жестоких игроков. Вспомнить хотя бы чемпиона России в составе "Алании" Тимофеева и экс-армейца Лобжанидзе.

Не стали мы включать в наш список и тех представителей обороны, у которых существует откровенный перекос в сторону ведения борьбы. Их техника, тактика, созидательный потенциал, лидерские качества не всегда соответствуют необходимому уровню. Дроздов вполне заслуживает права называться жестким игроком, но сегодня речь идет о защитниках, а Юрий — номинальный хавбек.

Парфенов наделен отменным бойцовским характером и неуступчивостью, но в виду своих физических данных в противостоянии с гренадерами не представляет собой грозную силу, хотя за счет ума и тактической грамотности может их нейтрализовать.

Немало агрессивных, строгих футболистов и среди легионеров российского чемпионата. Это грузины Цхададзе и Шелия, белорусы Штанюк и Яхимович. Но речь идет только о россиянах.

Новости. Архив