Паспортные скандалы в Европе: патриции, клиенты, плебеи
Нынешний сезон был отмечен серией "паспортных" скандалов, в которых оказались замешаны и игроки из стран СНГ. Выяснилось, что за последние несколько лет десятки греческих и португальских паспортов были выданы не только грекам и португальцам.
ОТКУДА УШКИ ТОРЧАТ?
Почему же так случилось, что футболисты принялись искать у себя предков из-за кордона? Отчасти виноват футбольный Че Гевара — Жан-Марк Босман, который качал права прежде всего для себя и своих соплеменников из государств Общего рынка. Знаменитый "революционер" и не предполагал, что, устраняя одну несправедливость, он невольно породит вторую, куда более серьезную. Он как-то не задумывался, что помимо европейцев есть и африканцы, латиносы, вестиндцы, наконец, жители Восточной Европы, которые тоже хотят играть в ведущих клубах. Виноваты и далекие от футбола люди из Совета Европы, которым нет никакого дела до футбола. Главное, чтобы буква закона восторжествовала. Виноват УЕФА во главе с президентом Юханссоном, проглотивший эту пилюлю.
После того как Босман одержал свою пиррову (босманову, что там скромничать) победу, жители стран, которым повезло попасть в некий элитарный клуб по имени Европейский Экономический Союз, перестали считаться иностранцами в границах этого союза. На тех, кому не повезло, продолжает распространяться лимит на иностранцев. Европа вернулась к античным временам. Считается, что в Древнем Риме все жители делились на патрициев — коренное население, обладавшее всеми правами, и плебеев — пришлых, не местных, чьи права были заметно ограничены. Помимо этих двух категорий существовала и третья — клиенты.
В наше время понятие "клиенты" распространяется на людей, пользующихся разного рода услугами. Во времена древних римлян клиентами называли тех плебеев, что сумели перейти под покровительство патрициев и даже получить их родовое имя. И в иерархии клиенты стояли выше плебеев, но ниже патрициев.
И вот почти два тысячелетия спустя слово "клиент" обрело свой первозданный смысл. Граждане стран, не входящих в Европейский Союз, стали искать возможности как бы в этот Союз влезть. В числе первопроходцев были не только бразильцы или аргентинцы с их многочисленными родственниками, но и наши Сергей Юран и Александр Мостовой, чьи жены оказались гражданками нужных стран. А как быть тем, кому не повезло с родственниками? У кого нет тещи из Португалии или римского дедушки? Надо искать. Вот и объявилось в Европе немало заезжих португальцев, далеко не древних римлян и потомков эллинов. И началось. Разоблачение там, разоблачение тут.
НУЗАРЕ — ЗЛОЙ ГЕНИЙ ПАСПОРТНЫХ МОШЕННИКОВ
Все злоключения футболистов, не относящихся к странам ЕС и впутанных в разбирательство по поводу законности их паспортов, начались во Франции. Робер Нузаре, тренер французской "Тулузы", стал тем человеком, который явился косвенным виновником всех судебных процессов, связанных с расследованием дел о фальшивых паспортах. Уволенный из "Сент-Этьена" и возглавивший "Тулузу", Нузаре, не имея, видимо, в наличии других средств, громогласно потребовал провести разбирательство в отношении своего бывшего клуба после поражения его новой команды "Сент-Этьену". Главный тренер задал вопрос, почему у соперников выступало четыре человека, не относящихся к странам ЕС, тогда как положено только три. Тут-то и всплыл факт, что голкипер "зеленых" Левицкий и бразильский форвард Алекс проходят по документам Французской футбольной лиги как греческий и португальский подданные. При этом юридическая законность их документов вызывала большие сомнения.
ПЕРВОПРОХОДЕЦ ГАРАЙ
Тут же масла в огонь подлило руководство клуба второго дивизиона "Нанси", потребовавшее вернуть им место в первом дивизионе. Президент команды мотивировал это требование тем, что в сезоне-1999/2000 за "Страсбур" 22 игры провел аргентинец Диего Гарай, у которого впоследствии был обнаружен поддельный итальянский паспорт. Футболист был задержан таможенной службой в аэропорту немецкого города Франкфурт при возвращении его клуба из турне по Азии. В спешном порядке и со строжайшей секретностью "Страсбуру" удалось сдать аргентинца в аренду в клуб "Тальерес" и тем самым замять конфликт.
Все эти случаи заставили руководство Французской футбольной лиги предпринимать адекватные шаги, чтобы дело не зашло слишком далеко. В итоге 8 декабря юридический комитет Лиги объявляет о том, что до февраля 2001 года будут проверены паспорта 78 иностранных футболистов первого и второго дивизионов. Одновременно главой комитета было сделано заявление, что клубы понесут самые жесткие наказания в случае подтверждения фальсификации документов.
Первыми "ласточками" в ряду пострадавших игроков стали уже упомянутые Левицкий и Алекс, дисквалифицированные Лигой до 9 января, а впоследствии на четыре месяца. В отличие от украинца, который признался в том, что по собственной инициативе приобрел греческий паспорт, Алекс настаивал на том, что клуб предъявил ему готовый португальский паспорт, и ему оставалось лишь поставить свою подпись. Клубы, напуганные таким поворотом дела, тут же зашевелились. И вот уже руководство прошлогоднего чемпиона Франции клуба "Монако", не дожидаясь расследования, сдает в аренду в аргентинский клуб "Расинг" своего чилийского защитника Пабло Контрераса, у которого на руках был итальянский паспорт. Однако уйти от наказания монегаскам не удалось. На этой неделе Лига приняла решение лишить "Монако" двух очков в чемпионате на том основании, что в ее рядах выступал футболист с поддельным паспортом. Сам же игрок был дисквалифицирован на четыре месяца.
Подобный исход дела привел в негодование руководство клуба во главе с главным тренером Клодом Пюэлем, который утверждал, что Контрерас подписал контракт с французским клубом в 1999 году, и футболист использовал фальшивый итальянский паспорт к тому времени уже в течение двух лет. Ведущий борьбу за выживание "Монако" с потерей двух очков и вовсе погружается на дно турнирной таблицы. Единственный выход — апелляция, которая будет рассмотрена Лигой в понедельник.
Следующей своей жертвой Французская футбольная лига выбрала колумбийского вратаря "Меца" Фарида Мондрагона, который подозревается в обладании поддельным греческим паспортом. Однако разбирательство этого дела отложено до 14 марта, так как на данный момент голкипер занят в сборной Колумбии. Руководство же клуба приняло решение отстранить Мондрагона от участия в чемпионате, пока полностью не прояснится ситуация с паспортом вратаря. Сам Мондрагон уверен в своей невиновности: "Я все делал правильно, предоставив все документы, что от меня требовали".
Таким образом, уже сейчас, когда до конца чемпионата остается еще целых десять туров, результаты первенства подвергнуты большому сомнению. Семь очков сняты с "Сент-Этьена", два — с "Монако". И это только начало.
МАМЕДОВ — НЕВИННАЯ ЖЕРТВА?
Неожиданное продолжение паспортный скандал в Европе получил в тихой Австрии, по футбольным меркам стоящей явно не на первом плане. Один из лучших защитников "Штурма" россиянин Рамиз Мамедов при пересечении австрийской границы был задержан в аэропорту в Вене. Как оказалось, португальский паспорт футболиста, который он получил на законных основаниях, вступив в брак с жительницей Португалии, был выполнен на одном из 2000 бланков, украденных из лиссабонского офиса. Пытаясь доказать свою невиновность, Мамедов отправился в Россию. А тем временем руководство клуба, опасаясь суровых последствий, поспешило заявить, что россиянин больше не будет играть за "Штурм". Дескать, оно не видело его с начала января, и вообще футболист с подложным паспортом им не нужен. Что ж, еще одно доказательство неравноправности игроков налицо.
Если в славящейся своим либерализмом Франции всерьез всполошились из-за паспортных безобразий, то что говорить об Англии, где в отношении иноземцев всегда существовали драконовские меры? Но успехи островитян куда скромнее, чем у их французских коллег.
Летом прошлого года в лондонском "Арсенале" появился нападающий Томас Данилявичюс. Чем литовец так приглянулся Арсену Венгеру, неизвестно. Но на пути к подписанию контракта встал шлагбаум в виде отсутствия еэсовского гражданства. Томас был отправлен в Швейцарию, но "канониры" пообещали приютить бывшего московского динамовца, как только он станет подданным одной из 15 избранных стран. Перед Рождеством Данилявичюс снова приехал на "Хайбери", уже с новеньким греческим паспортом. Сыграл несколько встреч. Но как только во Франции грянул скандал, англичане усомнились в подлинности греческих документов новобранца "Арсенала". "Мы хотим удостовериться, не является ли паспорт Томаса подделкой", — заявил председатель "Арсенала" Питер Хилл-Вуд. На время экспертизы литовского грека (греческого литовца) отстранили от тренировок и игр. Данилявичюс довольно быстро доказал, что он его греческий паспорт — настоящий. Но дотошные чиновники не успокоились: а на каком это основании Данилявичюс стал греком? И на этот каверзный вопрос у Томаса нашелся ответ — прабабушка футболиста была гречанкой. Пришлось британским бюрократам признать Данилявичюса гражданином ЕЭС.
Еще одно громкое известие пришло из Англии чуть позднее, когда было объявлено, что перуанский хавбек "Ньюкасл Юнайтед" Нольберто Солано, представитель индейского племени кечуа, имеет на руках греческий паспорт. Об этом известил председатель правления клуба Фредди Шепперд. Индеец в этом сезоне стал звездой первой величины, и Шепперд захотел пополнить клубную кассу за счет продажи перуанского полузащитника в богатый итальянский или испанский клуб. Но там, видимо, все "плебейские" вакансии уже заняты. Когда переговоры зашли в тупик, Шепперд проговорился: "У Нола имеется греческий паспорт. Он гражданин ЕЭС". Понятно, это заявление породило немало вопросов. Англичане решили проверить документы у перуанца, но тот показал им лишь паспорт своей родины. Про греческие документы индеец не обмолвился ни словом. Может быть, они существуют только в воображении Фредди Шепперда? Или покоятся в его сейфе в ожидании своего часа? Пока к Солано нельзя придраться. У него все по закону — гражданин Перу, негражданин ЕЭС. А грек из племени кечуа, видимо, оказался мертворожденным.
Все это, конечно, смешно. И грустно. ФИФА бьется как рыба об лед, стараясь изжить из футбола расизм, проявление прочей нетерпимости. Президент ФИФА Зепп Блаттер не устает повторять, что мировой футбол — одна семья. И тут — новое разделение на агнцев и козлищ. Все футболисты равны, но некоторые равнее. Алекс, Левицкий, Мамедов — жертвы обстоятельств. Виноваты не они, а те, кто поделил футболистов на патрициев и плебеев. Это разделение подточило основы Римской империи. Не расшатает ли оно устои империи ФИФА?