Цюрихский мечтатель

news

На днях в Москву прибыл президент ФИФА Йозеф (Зепп) Блаттер. Главный футбольный функционер планеты посетил столицу нашей родины, чтобы следить за ходом милого его сердцу Кубка Содружества. Естественно, герр Блаттер приехал не один, а в сопровождении своего верного оруженосца Мишеля Платини.ГЕРР ПРЕЗИДЕНТ

В Москве Великий Реформатор появился после непростых переговоров с товарищами из УЕФА - президентом Леннартом Юханссоном и генсеком Герхардом Айгнером. Прения касались системы трансферов. Суть проблемы не нова. Европейское сообщество все время пытается поставить знак равенства между профессией футболиста и должностью, например, официанта. Если официанту из французского ресторана надоело работать в своем заведении, то он может без особых хлопот уволиться и устроиться кельнером в германскую гастштетте. У футболиста, связанного со своим клубом контрактом, подобной возможности нет. Ему приходится ждать, пока клубы договорятся между собой и оформят сделку. С точки зрения далекого от футбола ЕС, подобное положение дел — грубейшее нарушение прав человека. Но если посмотреть с футбольной колокольни, уравнивание в правах футболистов и официантов приведет к хаосу европейского футбола и его развалу. ФИФА и УЕФА, забыв о разногласиях, решили стоять насмерть за существующую систему переходов, но неожиданно ФИФА сделала уступку политикам, и трансферная система была поставлена под угрозу. Но к чести президента ФИФА, он не побоялся признать, что допустил ошибку, и исправил ситуацию: "Нам предстоят очень тяжелые переговоры с ЕС. Европейский Союз — это всего-навсего 15 государств. Зато проблем с ними… Мы выдвинули пять пунктов трансферной политики. И по четырем из них достигли компромисса. Осталось уладить разногласия лишь по одному. Что касается наших трений с господином Юханссоном, то они позади. Мы признали, что поспешили направить свои предложения в Брюссель, не согласовав их с УЕФА, и исправили нашу оплошность. Что же касается конфликта с УЕФА, то это преувеличение. Споры есть, но конфликта нет, он не выгоден никому".

Мы часто слышим имя Блаттер, но весьма мало знаем о нем, как о человеке. Йозеф Блаттер родился 10 марта 1936 года в небольшом швейцарском городе Виспе. В отличие от своего предшественника ватерполиста Жоао Авеланжа и главного соперника рыбака Леннарта Юханссона Блаттер имеет самое непосредственное отношение к футболу. Если верить автобиографии президента ФИФА, то 23 (!) года он играл в одной из любительских команд Швейцарии. И неважно, что история футбола не помнит игрока по фамилии Блаттер, на поле будущий президент выходил, и не раз: "Я начал заниматься футболом с 12 лет. Играл в разных клубах и на разных позициях. Не сочтите за нескромность, но я был неплохим футболистом. Вот только почему-то меня игнорировали тренеры профессиональных клубов. А я мечтал играть непременно в сборной Швейцарии. Но не вышло. Зато на любительском уровне я поиграл вдоволь".

Занятия футболом не помешали Зеппу получить два высших образования — экономическое и юридическое. Выступления за любительские клубы Блаттер успешно совмещал с другими занятиями — он был директором по общественным связям туристического агентства города Валайзен, затем работал в Швейцарской федерации хоккея в должности генерального секретаря. Был в жизни Блаттера период работы журналистом, что впоследствии ему помогло продвинуться по служебной лестнице. "Я всегда говорю журналистам, что мы коллеги. Мне довелось вкусить журналистский хлеб. Поэтому всегда отношусь с уважением к тем, кто сообщает людям о нашем труде".

Действительно, беседовать с Блаттером — одно удовольствие. Вежливый, тактичный собеседник, он всегда выслушает, поблагодарит за вопрос и даст полный и в то же время очень доступный ответ.

Много лет будущий президент занимался связями с общественностью в разных организациях, принимал активное участие в подготовке и проведении Олимпийских игр 1972 и 1976 годов. Работоспособность и деловитость швейцарца были замечены Жоао Авеланжем, и в 1975 году Йозеф Блаттер получил приглашение на работу в ФИФА. Авеланж считал Зеппа главным проводником идей организации в жизнь. Поэтому поручал ему самые ответственные участки работы — проведение молодежных соревнований, женских турниров, развитие футзала и многое другое.

Блаттер принимал самое активное участие в организации чемпионатов мира 1982, 1986, 1990, 1994 и 1998 годов. В 1990-м он был избран генеральным секретарем ФИФА, а в 1998-м сумел победить Леннарта Юханссона в борьбе за пост президента ФИФА. Причем фаворитом считался тогдашний и ныне действующий президент УЕФА.ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ

С первых шагов своей деятельности на президентском посту Блаттер стал предлагать самые разнообразные проекты. Идея проводить чемпионат мира среди клубов довольно скоро была воплощена в жизнь. Другое предложение Блаттера — проведение чемпионатов мира каждые два года — пока не нашло всеобщей поддержки. Также ему удалось внедрить принцип ротации континентов - организаторов мировых первенств. Будучи человеком обязательным, президент сильно переживал, когда кандидатура ЮАР была отклонена при выборе страны-хозяйки чемпионата мира 2006 года. Блаттер очень хотел расширить географию мировых первенств, провести главный футбольный форум в Африке, но право принять национальные команды было отдано Германии. Блаттер-человек, конечно же, был огорчен, но президент Блаттер не имел права показывать свои чувства: "Выбор сделан. Германии под силу провести очень хороший чемпионат".

Еще одной из идей президента стало составление единого календаря международных соревнований. "Одной из проблем остается противоречие между клубным футболом и национальными сборными. В этой борьбе клубы берут верх над сборными. Соревнования между национальными командами на грани исчезновения. Клубы неохотно отпускают футболистов даже на официальные матчи, не говоря уже о товарищеских. Зачастую календарь отборочных матчей накладывается на матчи внутренних чемпионатов. Нужно покончить с подобным положением дел. Поэтому создана комиссия во главе с моим помощником Мишелем Платини, в которую включен и представитель России Геннадий Логофет. Им дано поручение — составить такой календарь международных встреч, который бы удовлетворил всех. Клубы будут обязаны отпускать игроков 12 раз в году, и все. Нет, не все. Еще гарантировать футболистам отпуск не менее четырех недель. Ведь футболисты тоже люди".БЛАТТЕР И ДЕТИ

Но не только и не столько вершиной футбола — мировыми первенствами занимается действующий президент ФИФА. Очень много внимания уделяется развитию детского футбола.

— Профессиональных футболистов в мире всего 200 тысяч. Всего же футболом занимаются двести миллионов человек. То есть лишь одна десятая процента футболистов — профессионалы, остальные же — те, кто играет в футбол ради удовольствия или готовится стать профессионалом. Меня очень волнует судьба детского футбола — основы основ спорта номер один. Во многих странах — Иран, Куба, Гаити футбол включен в программу общеобразовательных школ. Мы собираемся провести в июне специальную конференцию с участием педагогов, где изучим опыт вышеназванных стран. Если найдем его положительным, в чем я почти не сомневаюсь, то рекомендуем его к внедрению в других странах. В том числе и в вашей стране. Вообще наша цель воспитать детей не только хорошими футболистами, но, прежде всего, достойными людьми. И такая игра, как футбол, поможет нам в этом.

У президента вызывает тревогу деятельность многих футбольных агентов, особенно тех из них, кто занимается вербовкой молодых игроков:

— Не могу спокойно смотреть, как некоторые дельцы ездят по земному шару в поисках талантов. Сулят им золотые горы, переманивают еще неоперившихся ребят — детей. Заручаются поддержкой их родителей. Привозят их в другие страны. Но еще не факт, что из одаренного юноши вырастет сильный игрок. Зачастую таланты погибают в новых условиях. Из них не получается ни футболиста, ни гармонично развитой личности. Подобную практику сманивания я бы сравнил с современной формой рабства. Как в средние века шли суда с "черным деревом", так и ныне в развитые футбольные страны перетягивают тысячи игроков. Статистика говорит, что из 10 начинающих футболистов раскрывается только один. Я хочу положить конец этому безобразию. И ФИФА приложит максимум усилий, чтобы навести порядок. Прежде всего мы введем регистрацию и лицензирование всех молодых футболистов, начиная с 8 лет, а также запретим все международные переходы игроков в возрасте до 18 лет. Никаких исключений, никаких лазеек. Тогда мы сможем поставить заслон на пути разных недобросовестных дельцов. В РОССИЮ СЛЮБОВЬЮ

Зимние визиты Зеппа Блаттера в нашу страну стали доброй традицией.

— Господин президент, вам нравится приезжать в нашу страну?

— Несомненно. Всегда приезжаю в Москву с большим удовольствием. Россия — самый крупный член ФИФА. Нигде в мире нет такого обширного футбольного пространства. Впервые я посетил вашу страну в далеком 1977 году. Мне очень понравилось. С тех пор я не упускаю случая посетить Россию и навестить моего друга и коллегу Славу Колоскова. Считаю его профессионалом высшего класса, преданного футболу. Мне очень нравится организация ваших зимних турниров, которым нет аналогов в мире. Производит впечатление турнир Гранаткина, полигон юных футболистов. Очень рад, что в этом году это соревнование возрождено в Санкт-Петербурге. Уникален и Кубок Содружества. Представители сразу двух частей света спорят за главный трофей. Это здорово. Ваш опыт нужно поддерживать и перенимать.

— Многие люди в нашей стране считают футбол на искусственном газоне едва ли не второсортным. Да и УЕФА не жалует проведение матчей под крышей. Хотелось бы узнать позицию ФИФА.

— Мне часто задают вопросы, как вы относитесь к проведению матчей на искусственном поле. Я обычно тогда говорю: покажите мне документ ФИФА, предписывающий проведение матчей исключительно на травяном газоне, причем исключительно английского типа. Не покажете, ибо такой нормы не существует. В футбол можно играть на любом покрытии, подчеркиваю, на любом. Будущее — за комбинированными полями, состоящими на 20% из травы и на 80% из ее заменителей. Наука достигла таких вершин, что можно создать искусственную траву, ни в чем не уступающую настоящей. С той лишь разницей, что она не выгорает на солнце, не вымерзает зимой, ее невозможно вытоптать, и не надо поливать. В качестве эксперимента подобные поля были сооружены в Либерии. Результат превзошел все ожидания. На поле нового образца можно тренироваться и играть 24 часа в сутки. Резко уменьшится травматизм. Словом, будущее за комбинированными полями.

— О чем вас чаще всего спрашивают в нашей стране?

— Какой вопрос мне часто задают в России? Конечно же, о возможности проведения чемпионата мира или чемпионата Европы в вашей стране. В последнее время этот вопрос претерпел изменение: может ли Россия или какая-либо из стран бывшего Союза (чаще других упоминается Украина) принять у себя крупный футбольный турнир?

— И есть ли у России шансы? В одиночку или с кем-нибудь за компанию?

— А почему нет? Если у вас есть возможности — подавайте заявку и вперед. Бельгия и Голландия провели вместе чемпионат Европы. Неплохо получилось. Опыта совместного проведения чемпионата мира у нас пока нет. Посмотрим, как справятся с возложенной на них миссией Корея и Япония. А вообще, если у стран есть общая граница, общность языка, культур, если эти страны находятся в одинаковых экономических условиях, то почему им не доверить провести чемпионат вместе. Например, желание принять европейское первенство 2008 года высказали Австрия, Венгрия и Швейцария, затем их примеру последовали Финляндия и скандинавские страны. Имеются подобные планы у Шотландии с обеими Ирландиями. Что касается России и, например, Украины, то ваши народы объединяют и долгие годы жизни в одном государстве. Не вижу ничего предосудительного. Главное, чтобы вам оказалась по плечу столь ответственная миссия.

Зепп Блаттер очень обаятельный человек и приятный собеседник. От него веет добротой, он обладает тонким чувством юмора. Умеет пошутить, но его шутки никогда не бывают обидными. И если у Блаттера не все получается в его деятельности, то, может, потому, что он человек мягкий, старающийся сделать так, чтоб никто не пострадал. С ним можно говорить очень долго, и все равно остается немало вопросов, на которые бы хотелось получить ответы. Например, во время последнего приезда президента ФИФА мне так и не удалось поговорить с ним о родине футбола. Накануне визита в Москву Блаттер обмолвился, что футбол появился не в Британии, как принято считать, а в Китае. Ничего. В следующий раз поговорим. Ведь Зепп Блаттер приедет в Москву и на следующий Кубок Содружества.

Новости. Архив