Помощь "лавки"
До Японии долетели благополучно, разместились удачно, и теперь все дороги ведут в Кобе, где 5 июня сборная России примет крещение чемпионатом мира. "Советы" переходят на тунисскую дорожку, но остаются в силе — те, кто крещение уже прошел, продолжают делиться знаниями.
Скамейка запасных — доля не из приятных. Во сколько крат это "неприятие" возрастает на турнире уровня чемпионата мира, сказать сложно. Не измеришь. Но то, что "лавка" до бисерин пота и вздувшихся на лбу вен каждую секунду матча и каждое единоборство переживает на порядок острее, чем основа (куда ей до переживаний, только играть!), — точно. И готовясь заменить травмированного, вкушая до буквы тренерскую установку, "футболист запаса" мечтает своим появлением на поле (пусть хоть на пять минут, пусть на минуту!) переломить неудачно складывающийся поединок или удержать на табло нужные цифры. По аналогии с одной очень популярной телепередачей сегодня "советы" выбирают… помощь "лавки".
НА ЧЬЕЙ СОВЕСТИ ЗАМЕНА?
Александр Бубнов, защитник сборной СССР на чемпионате мира-86: "Процесс замены полностью на совести тренера. Классный специалист все возможные замены предусматривает еще до матча. Только травму не спрогнозируешь, но даже в этом случае возможны какие-то домашние заготовки. Классический пример тренерского вмешательства, который я уже приводил в прошлом выпуске "Советского спорта", — это выход Беланова и Заварова на чемпионате мира-86 в матче с канадцами.
На ту игру тренеры выставили второй состав. В принципе он не сильно уступал первому по именам, но проигрывал в сыгранности. Ведь, если вы помните, смена руководства сборной команды (Малофеева на посту главного тренера заменил Лобановский) произошла за две недели до старта чемпионата мира. Поэтому очевидно, что первый состав, в который входили в основном киевляне, выигравшие за месяц до этого Кубок кубков, был гораздо сыграннее, чем второй. И если в матче с канадцами в обороне все получалось, то в атаке — ну никак. Вот тогда Лобановский и решил выпустить Заварова с Белановым. Выпустить не только потому, что они были лидерами сборной. Они ведь прекрасно взаимодействовали с другими киевлянами. Понимали друг друга буквально с полуслова, с полувзгляда. Их появление на поле в конечном счете и сделало результат".
Владимир Мунтян, полузащитник сборной СССР на чемпионате мира-70: "У любого тренера должна быть группа "запасных игроков", в которых он верит. И игроки должны доверять тренеру. Верить и, выходя на замену, сработать по максимуму, что позволит, быть может, решить исход поединка. Вот вам пример: Фергюсон и Сульшер. Сколько раз норвежец, выходя на замену, решал исход поединка! Один финал Лиги чемпионов чего стоит. Только тренеру не следует заранее настраивать игрока на то, что он будет игроком запаса. Все игроки основы, все одинаково готовятся, но не могут сразу 15 или 16 человек выйти на поле — правила не позволяют".
ПОЧЕМУ ТЫ НА "ЛАВКЕ", А ОН В ОСНОВЕ?
Евгений Ловчев, защитник сборной СССР на Кубке мира-70: "Замену не объяснить. У меня как тренера есть такие вещи, которые нельзя осознать — предвидение какое-то, предсказание. Я знаю, чувствую, что вот этот парень сейчас выйдет и забьет.
Что касается истории с моей "заменой" (это когда я отыграл на чемпионате мира-70 полтора матча и больше на поле не появлялся), то сейчас, с позиции времени, возраста и опыта, такому "отлучению" могу дать следующее объяснение.
Во-первых, не могут все эти журнально-газетные статьи и интервью пройти бесследно. Во-вторых, у меня еще и физиологические изменения в организме происходили, связанные с изменением половой жизни. Я ведь тогда только-только женился и, несмотря на то что мы много времени проводили на сборах, постоянно думал о своей половине. Это тоже сказывается. Однако я бы не сказал, что в случае со мной "провал" — это точная формулировка. Просто не так здорово играл, как в первый год, когда стал лучшим игроком своего амплуа и просто летал по полю. А на чемпионате мира, после того как я отыграл первую игру (ехал-то я туда все-таки игроком основы!), на вторую меня Качалин не поставил, сделав ставку на армейских защитников — Капличного, Афонина, Шестернева. И если в матче с бельгийцами я-таки появился на поле, выйдя на замену вместо Капличного (тот получил травму), и отыграл чуть больше тайма, то в остальных матчах не выступал. Но никаких обид и в помине не было, несмотря на все амбиции, свойственные молодости! Коллектив уж очень тогда в сборной был хорошим. Качать права? Да никогда! Я ж Шестернева по имени не мог назвать! Алексеичем величал. И потом, все общей цели было подчинено — выиграть. Даже в смысле денег. Нам ведь платили только в случае, если мы выступим лучше, чем сборная СССР на предыдущем чемпионате мира. А тогда мы четвертыми стали. Хотя, что греха таить, ждал, что тренеры скажут: "Ловчев, играешь с Уругваем". Но…"
ВАШ ВЫХОД!
Юрий Суслопаров, защитник сборной СССР на первенстве планеты-82: "Мой выход на поле в матче с бразильцами имел несколько курьезный оттенок . Мы вели 1:0, а как я вышел, сразу два гола пропустили. Мандраж, конечно, был. И у тех, кто в основе выходил, и у запасных. Мы ведь на чемпионате мира аж 12 лет не участвовали (аналогию с нынешними восемью годами не усматриваете? — Прим. авт.), а на таком уровне матчи играть — это дело особое. Тем более с бразильцами! Я до сих пор оба забитых ими мяча помню. В "девятки". Но потом немного притрешься, минуты 2-3 побегаешь, и ничего. На скамейке сидеть гораздо сложнее. Смотришь на Сократеса (я же, кстати, как раз на его позиции играл), и ждешь, что этот кудесник еще выкинет. В игре легче. Тут не до размышлений — только действовать!"
Олег Саленко, нападающий сборной России на чемпионате мира-94: "На том первенстве основа на первый матч с бразильцами формировалась… в основном по обещаниям. Я, например, готов был с самого начала выйти, но Садырин не поставил. У меня даже с ним из-за этого небольшой конфликт случился.
Каково на "лавке" сидеть? Гораздо сложнее, чем играть. Психологически сложнее. Главное, на мой взгляд, сидя в запасе, не перегореть. Сохранить те эмоции, которые на скамейке копишь, и на поле их выплеснуть. Я когда в матче с бразильцами Юрана заменил, тяжело в игру входил. Ни разу до этого на "мире" не играл, а тут сразу "кудесники мяча", к тому же мы еще и проигрываем, плюс жара страшная. В первые же минуты задохнулся, раскаленного воздуха глотнув. Вот такая замена получилась".
Сергей Родионов, нападающий сборной СССР на чемпионатах мира-82 и 86: "Не знаю, как и кому, а мне легко удавалось в игру войти. Я и в первом же своем матче за сборную гол забил, на замену выйдя. Какой рецепт? Нужно, чтоб, когда выходишь на замену, в голове только одна мысль сидела: "Помочь!" Ведь если игрок выходит на поле, у него задача одна: усилить игру команды. А выходить номер отбывать не стоит. Номер отбыть и на скамейке можно! Кстати, на "лавке" полезно не просто так сидеть, а анализировать. Где у соперника слабина, где уколоть можно. Я, например, именно так готовился в игру войти — читал ее".