Эдди Джордан: Мы еще повоюем!

news

Технические проблемы, которые испытывает "Джордан" на протяжении последних сезонов, совпали с неудачной экономической конъюнктурой, сложившейся в мире спорта, — резкое падение рекламного рынка, уменьшение бюджета команд. Все это вынудило руководство "Джордана" уволить более пятнадцати процентов персонала. Тем не менее Эдди Джордан с оптимизмом смотрит вперед и с разговорами о продаже своей конюшни предлагает пока повременить.

НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ

— Эдди, безобразное начало сезона, финансовые проблемы, почти шесть десятков человек на улице... Что с командой?

— На мой взгляд, чтобы понять то, что происходит сегодня, нужно вернуться немного назад, в 1998-1999 гг., когда мы выигрывали гонки и, пусть в малой степени, все же боролись за чемпионат. Вслед за этим к нам пришли деньги, спонсоры, и постепенно люди начали говорить мне, что я сменил амплуа, стал больше представителем корпоративного бизнеса что ли, экспертом по консалтингу и управлению фирмой, чем настоящим тим-менеджером. В последние месяцы мне и самому приходилось так думать, и я решил все изменить. Вернуться к команде среднего размера, мотивированной, агрессивной, идущей вперед. Возвращение к истокам в некотором смысле. Для этого мне пришлось уволить более пятнадцати процентов персонала, а это приличное количество, но я выгнал не только простых исполнителей, но и старых попутчиков вроде Тревора Фостера или Тима Холлоуэя. А Дэвид Браун сам предпочел уйти. Это было тяжелое расставание, но надо было "прочесать" всю пирамиду, иначе меня бы не поняли в команде.

— То есть вы даже не киваете на 11 сентября, как большинство коллег?

— Да нет, вся эта кутерьма с бюджетами началась куда раньше. Сначала пошли проблемы с новой экономией, которая была изначально завышена на бирже и в итоге рухнула, а люди, державшие в руках много денег и даже успевшие вложить их, в том числе и в Ф-1, оказались у разбитого корыта. Затем резкое падение рекламного рынка, создавшее спорту проблемы на телевидении. Причем автогонки еще неплохо пока отделались, особенно на фоне футбола, тенниса или гольфа... Ну и 11 сентября не помогло, конечно, но это, увы, было не главным и не единственным фактором.

— А можно ли видеть в этой срочной попытке перестроить команду желание спасти контракт с мотористом?

— А с чего вы взяли, что его нужно спасать? У меня контракт с "Хондой", и точка. Почему все вокруг ставят его под сомнение? Если у кого-то есть сведения, которых у меня нет, то пусть придет и расскажет. В настоящий момент "Хонда" продолжает снабжать две команды, и никаких нюансов тут нет.

— А если отсутствие результатов подтолкнет "Хонду" к идее сосредоточиться на одной?

— Возможно... Но даже если бы это было и так, почему этой одной командой должен стать БАР, как все думают, а не "Джордан"? Сегодня я не вижу ни одного признака того, что "Хонда" хочет работать только с одной конюшней, и я не вижу ни одного признака, что они оказывают предпочтение нашим конкурентам.

НИКАКОГО КРИЗИСА НЕТ

— Но ведь есть проблемы и с шасси! В последние годы на место Гэри Андерсона пришел Майк Гаскойн, затем его сменил Эгбаль Хамиди, а теперь всем руководит Анри Дюран... в тандеме с вернувшимся Андерсоном!

— Да ладно, хватит... Я с большим оптимизмом смотрю вперед. Все только и говорят о нашем кризисе. Да нет его, кризиса! У нас солидная финансовая платформа, и каждый год мы всегда заканчивали не просто по нулям, но даже с прибылью! Кроме разве что 99-го, когда пришлось все вложить в борьбу Френтцена за титул. И я об этом не жалею, это был риск, но представьте, что мы взяли бы чемпионство! А если вернуться к этому году, то, уверен, мы вновь закончим его с прибылью. Да и в спортивном плане все еще впереди. Андерсон вернулся, а я знаю, чего он стоит. Да и с Дюраном у них просто прекрасные отношения.

— Если Гэри так много значит для команды, то зачем же он уходил?

— Потому что мы провели вместе долгие годы, и ему элементарно хотелось попробовать чего-то другого, например, работать в "Ягуаре", имея в распоряжении огромный бюджет. А потом он понял, что засиделся в Англии, и решил поработать в Америке с шасси "Рейнарда". Зато теперь, после отлучки в три с половиной года, он понял, что может себя по-настоящему реализовать только с нами, тем более что я дал ему понять, что его всерьез ждут "дома". И он признался мне, что и сам давно об этом мечтал. К тому же их сотрудничество с Анри Дюраном действительно заработало на полную катушку и в личном плане, и в профессиональном. Они прекрасно дополняют друг друга и вместе формируют самую сильную техническую бригаду, что была у "Джордана" за все время его существования. Ну а я теперь возвращаюсь к тому, от чего несколько отошел в эти последние полтора года, — прямое и бескомпромиссное управление командой.

— То есть вы даете понять, что команда двигалась в ложном направлении?

— Да, совершенно верно. Просто у нас не было больше средств следовать тому уровню расходов, которого мы постепенно достигли. У нас было полно народа: менеджеры, руководители всех мастей и т.д. С огромными зарплатами. В конечном итоге, раньше это никогда не было нашим стилем. И теперь больше не будет.

КОМАНДУ ПРОДАВАТЬ НЕ БУДУ!

— Да, но как можно преуспеть с меньшим количеством сотрудников там, где не преуспели с большим?!

— В 99-м у нас было 170 человек, и мы боролись за чемпионат, а сейчас нас 210 даже после сокращения. Я недавно говорил с Аленом Простом, с которым у меня прекрасные дружеские отношения, когда он навещал паддок во время "Гран-при Испании". Учитывая собственный грустный опыт и читая обо мне все эти помои в прессе, он был очень обеспокоен судьбой моей команды. Я сказал ему, что не для того посвятил 32 года своей жизни автоспорту, чтобы сегодня опустить руки! Я буду биться до последней капли крови за то, что остается единственной настоящей страстью всей моей жизни.

— Вы упомянули Проста, но о подобных проблемах все чаще слышно в паддоке и со стороны других "маленьких" команд. Меры по ограничению бюджетов были достаточными?

— Мне трудно сформулировать предложения, на которые согласились бы Фрэнк Уильямс, Жан Тодт или Рон Деннис, ибо их проблемы совершенно отличаются от моих. В первую очередь они думают о себе, что делал бы и я на их месте, но можно ли провести "Гран-при" с шестью машинами на старте? Мы в очень сложной и опасной ситуации. Мне непонятно, например, что произойдет с "Ягуаром"... Нельзя иметь в чемпионате одних производителей, Ф-1 нуждается в ремесленниках типа "Лижье", "Тиррелла", "Брэбхема", "Лотуса"! А они ведь все исчезли... Но "Джордан" еще здесь и будет продолжать сражаться! Мы не в такой яме, как это пытаются представить, и еще выпрыгнем, подобно чертику из табакерки!

— Ну а конкретнее, что делать? Не останавливаться на одном моторе на машину с 2004-го?

— Да! Надо срочно запретить все тесты по ходу сезона. Отменить все ограничения на зимние испытания, но, начиная с первого "Гран-при" сезона, все тесты должны проходить во время свободных заездов перед гонками! Недавно я участвовал в техническом брифинге, где один инженер объяснял, что частые тесты стоят дороже гонок. Вы что-нибудь в этом понимаете? Эти производители тратят миллионы ради собственной рекламы, а тесты никакой рекламной отдачи не дают!

— И тем не менее, спасение "Джордана" может прийти именно со стороны производителя?

— Ну уж нет, команду я постараюсь не продавать до последнего! Пока меня вполне устраивает статус партнера "Хонды", не более того. Там посмотрим, конечно, но я почему-то уверен, что и в этой конфигурации мы еще повоюем! Вот увидите...

Новости. Архив