Во Францию Россию не пустили

news

После провала чемпионата Европы в 1996 г. в Англии главный тренер сборной России Олег Романцев был освобожден от должности, а его место занял Борис Игнатьев, который неплохо начал отборочный цикл: ничья в Израиле, выигрыши у Кипра, Люксембурга. Но неожиданно в ответной встрече на Кипре сборная России сыграла вничью, потеряла два важных очка и перед матчами с болгарами оказалась в худшем положении, чем главные конкуренты. Более того, после проигрыша в Софии она лишилась шансов выйти в финальный турнир напрямую. Правда, оставалась возможность в случае выигрыша у итальянцев, также занявших второе место в своей группе, достичь поставленной цели. Но в Москве была зафиксирована ничья, а в Италии наша команда проиграла. И в итоге сборная России во Францию не попала. Воспоминаниями о последнем чемпионате мира делится Борис Игнатьев.

— Борис Петрович, в отборочном цикле сборная России под вашим руководством сыграла восемь матчей, а на такой дистанции, как правило, исход борьбы за путевки случайным не бывает — если и происходят потери, то все равно сохраняется возможность наверстать упущенное. У вас же таких осечек оказалось несколько, и второе место в группе практически лишило команду поездки во Францию. Почему это случилось?

— Это не совсем верно. На этой дистанции мы, считаю, допустили только один промах, когда сыграли вничью на Кипре, и потерей двух важных очков умело воспользовались болгары.

— Но были еще и ничья в Израиле, и проигрыш в Софии?

— Считаю такую оценку нашей игры неверной. Было время, когда любое поражение, даже проигрыш чемпионам мира воспринимался болезненно. Сейчас же отношение к неудачам, на мой взгляд, изменилось: к ним адаптировались, что не дает повода говорить о прогрессе российского футбола. А с другой стороны, встречаются любители футбола, в том числе и среди специалистов, которые почему-то полагают, что сборная России не имеет права сыграть вничью с командой Израиля на его поле, вспоминая время, когда советские футболисты там выигрывали с крупным счетом. Но времена поменялись. У нас нет теперь сборной СССР, а израильские футболисты за 40 лет тоже научились играть хорошо. Тем не менее наша ничья в Израиле в стартовом матче действительно вызвала критику, хотя в стратегическом плане она вроде бы не давала повода для огорчения.

Что касается поражения в Софии, то оно объяснялось не столько силой соперников или нашей слабостью, сколько откровенным желанием судьи из Чехии помочь хозяевам выиграть. И он своего добился, а мы, несмотря на выигрыш у болгар ответного матча в Москве, уже не могли их догнать — всю обедню испортила ничья на Кипре.

— А чем вы объясняете эту кошмарную ничью?

— Ничего нового я не скажу: матчей, в которых заведомо сильные команды не обыгрывали откровенно слабых соперников, в мире насчитается немало. И объяснение тому традиционно простое — недооценка сил соперников, желание победить с наименьшими физическими затратами, наконец, отсутствие должной мотивации.

— А для наших футболистов выигрыш на Кипре трех очков, получение премиальных, наконец, приближение к Парижу — это разве не мотивация?

— Ну, это все в данном случае не более чем слова, которые легко доходят до сознания игроков, но не дают нужной реакции ногам. На Кипре мы не выиграли не потому, что соперники были сильнее. Просто у нас уверенность переросла в самоуверенность, да и удача в том матче выступала в форме соперников.

— В отборочном цикле вы проверили 38 кандидатов. Эта цифра говорит о богатом выборе игроков или о том, что вы так и не определились с составом?

— Если не ошибаюсь, в предварительной заявке на предстоящий чемпионат мира команды заявляли до 30 игроков, а я проверил 38 футболистов за два года. Костяк у нас, безусловно, был, но в силу разных обстоятельств я добавлял в каждой встрече по 2-3 игрока. Работая в сборной, я не на словах, а на деле придерживался принципа: двери сборной всегда должны быть открыты для футболистов, хорошо играющих в данный момент. Случалось и разочаровываться в некоторых кандидатах, но ведь без проверки мне не удалось бы узнать их истинные возможности. Так что в этом отношении совесть моя чиста. Никто не может упрекнуть меня в том, что я не дал кому-то шанса.

— Но последний шанс завоевать путевку во Францию вы упустили в дополнительных встречах с итальянцами.

— Мы, считаю, сыграли с ними достойно. Победа была упущена в Москве. В тот день был мороз, поле было завалено снегом, так что играть было очень трудно. А тут еще Вьейра сломал челюсть Онопко, вместо которого вышел Цвейба. Юран открыл счет, но провал в центре нашей обороны не позволил удержать победу. Упорной была борьба и в ответном матче. Судьбу решил один мяч, забитый итальянцами.


1998. Технические результаты

В отборочном цикле сборная России выступала в одной группе с командами Кипра (4:0, 1:1), Израиля (1:1, 2:0), Люксембурга (4:0, 3:0), Болгарии (0:1, 4:2). В итоге наши футболисты заняли в группе второе место, сыграли два дополнительных матча с итальянцами (1:1, 0:1) и в финал чемпионата мира во Франции не попали. В отборочном турнире сборная России выступала в таком составе: Овчинников, Черчесов, Радимов, Есипов, Цвейба, Яновский, Косолапов, С.Гришин, Харлачев, Кечинов, Никифоров, Черышев, Мамедов, Тернавский, Тетрадзе, Онопко, Канчельскис, Бесчастных, Колыванов, Тихонов, Радченко, Канищев, Минько, Бушманов, Карпин, Мостовой, Попов, Чугайнов, Цымбаларь, Герасименко, Симутенков, Веретенников, Юран, Зубко, Ковтун, Аленичев, Семак, Хохлов. Главный тренер Б.Игнатьев.

Новости. Архив