Чтоб блин не комом!
С сегодняшнего номера мы начинаем знакомить наших читателей с советами, которые дают сборной России известные футбольные специалисты и игроки, участвовавшие в чемпионатах мира разных лет. Нужно предусмотреть все. Тем паче что все это уже когда-то было. Мы так же отправляли сборную в далекий путь, веря и надеясь. Так же наполнялись гордостью при виде 11 бравых парней, застывших с гордо поднятой головой во время исполнения мелодии гимна. И так же сыпали потом этим парням соль на боевые раны, кляня и улюлюкая. Было? Было. Так вот, чтобы запасы соли на этот раз остались нетронутыми, чтобы блины не комкались, "Советский спорт" представляет памятку участника чемпионата мира, составленную теми, кто этот самый чемпионат своими ногами щупал.
Итак, предусмотрим (вспомним) все! Ну или почти все…
МАТЧ С ХОЗЯЕВАМИ
В 1970 году на чемпионате мира в Мексике в групповом турнире сборная СССР встречалась с хозяевами чемпионата. Участниками того матча были Анатолий Бышовец и Геннадий Логофет.
Бышовец: "Когда играешь с хозяевами, нужно быть готовым к тому шуму и свисту, которыми трибуны будут встречать твои действия. Нужно обладать определенной психологической устойчивостью и быть готовым к борьбе не только с соперниками, не только с собой, но и с трибунами, яростно поддерживающими своих".
Логофет: "На меня лично та игра с мексиканцами особого впечатления не произвела. Ну хозяева, ну шумели трибуны, ну и что? Я отключился и играл.
Кто знает, может, это еще и на руку нашей сборной, что придется ей с японцами встретиться. Японцы могут по "просьбе" трибун побежать вперед и ошибок тактических наделать. Тут мы их и подловим. "Спартак", кстати, много раз так в гостях выигрывал. И в мои годы, и сейчас, при Романцеве".
СУДЕЙСТВО НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА
Сергей Родионов, участник ЧМ-86 в Мексике: "Та команда, образца мундиаля-86, была очень сильной, и к роли фаворита, которую нам после разгрома венгров отписала пресса, мы отнеслись достаточно спокойно. Более того, я уверен, если бы не форс-мажорные обстоятельства в виде некоторой неблагосклонности к нам арбитров, сборная СССР далеко бы прошла. А так 1/8 финала оказалась тем Рубиконом, через который мы перешагнуть не смогли".
Игорь Шалимов, участник чемпионата мира-90 в Италии: "Очевидно, что как для игроков, так и для судей чемпионат мира — это особенный турнир и необыкновенные матчи. Но так уж получилось, что на чемпионате мира в Италии-90 именно судейская ошибка во многом предопределила дальнейшую судьбу сборной СССР. В решающем для нас матче с Аргентиной шведский арбитр Фредрикссон, стоя в трех метрах от Марадоны, не заметил, как тот сыграл рукой! Потом еще было удаление Бессонова, а играть против такой сборной, как Аргентина в меньшинстве — это то еще испытание".
Алексей Спирин, судья международной категории, обслуживавший матчи чемпионата мира-90, ныне глава инспекторского комитета российских судей и член судейского комитета УЕФА: "Та ошибка Фредрикссона послужила толчком к пересмотру многих методических рекомендаций основ обучения и подготовки арбитров. После нее было принято решение, строжайше запрещающее судьям находиться при исполнении стандартных положений на линии ворот. Как доказано медиками, в таком случае судья просто в силу физиологических характеристик обычного человека не сможет увидеть нарушения правил. Ошибка Фредрикссона до сих пор используется в качестве негативного примера, как не надо судить.
Если же говорить о хорошем, то в карьере любого арбитра есть две высшие точки: отсудить матч на "Уэмбли" — футбольной Мекке и поработать на чемпионате мира. Судить игры мундиаля достаточно легко. Чемпионат мира — это пример удивительного единения футбола. Бывает, что перед отдельными матчами настраиваешь себя: "Будь смелее, будь решительнее", а здесь даже и настраивать не надо — кураж предопределен самой "вывеской" турнира.
Арбитрам часто задают вопрос: "Чувствуете ли вы ответственность, обслуживая матчи столь высокого уровня? Чувствуете ли давление?" Я всегда отвечаю так: "Конечно, чемпионат мира — это ответственность. Но это и праздник какой! У судьи не должно быть боязни. Он должен жить игрой и быть частичкой большого фестиваля футбола". Смелость арбитров подогревается самой ФИФА. Вы самые сильные! Вы самые лучшие! У нас даже есть такой тост: "The referee team — the best team" ("Команда судей — лучшая команда"). Однако и смелость должна быть в определенных рамках.
Перед стартом чемпионата все судьи получат соответствующие инструкции, как им нужно действовать, обслуживая матчи мирового первенства-2002. На последнем семинаре в Сеуле были выделены три основных критерия поведения судьи. Первый: дайте возможность игрокам проявить свои лучшие качества. Второй: футбол должен жить, как шоу, как эстетическое зрелище, которое смотрят миллионы. Третье: судья должен быть горд за себя, за страну, которую он представляет на чемпионате мира. Очень жаль, что на полях Японии и Кореи ни один арбитр из России воплощать эти лозунги в жизнь не будет. Жаль…
И последнее. Я получил предложение от Романцева и Гершковича перед отлетом сборной России в Японию встретиться с ребятами и в дружеской беседе дать им ряд полезных советов, как можно и как нельзя действовать на полях мирового форума, отталкиваясь от сегодняшних судейских требований. Вот какие советы я дам игрокам нашей команды. Первый: судьи получили строгий наказ не давать футболистам так называемого незаслуженного преимущества. Общеизвестно, что многие игроки симулируют, выпрашивают штрафные, карточки, "воруют" метры при вбрасывании мяча из аута и т.д. Все это должно пресекаться, если очевиден поиск игроком вот этой незаслуженной выгоды. Второй: в единоборствах должен пропагандироваться принцип фэйр-плей. Должна отсутствовать агрессивность, склонность к сознательному нанесению травмы. Удары локтями, зацепы, захваты, щипки — тактика мелкого фола просто стала притчей во языцех. Тактические схемы строятся на тактике микрофола! Арбитр обязан предотвратить такое "мелкофольное" развитие игры даже ценой того, что сама игра может быть "скрыта" за его свистками. У нас, судей, есть такое понятие — "посадить игру на свисток". Если сами футболисты не хотят дарить зрителю спектакль, что ж, пусть тогда "садятся на трели свистка".
Третий совет касается апелляций к арбитру. Судьи получили четкие указания прислушиваться к игрокам, сочувствовать их боли, но никоим образом не позволять унижать себя. Ведь арбитр имеет такие же права, как и футболист! Конечно, не стоит быть очень строгими к игрокам-актерам. К тем, которые умеют вызывать у рефери сочувствие. Арбитр должен уметь жестами, мимикой отреагировать на тот или иной момент. Это игра — кто кого переиграет. Не случайно сейчас арбитрам читается курс так называемого body language — языка жестов, который вошел в футбольный обиход благодаря широко известному итальянскому арбитру Коллине. Кроме всего прочего впервые на этом чемпионате будет разрешено после забитого мяча снимать майку, выражая таким образом свои эмоции, но только в том случае, если нижняя майка не содержит никаких надписей. Иначе карточка. А горчичник, или того хуже — красная карточка, на таком турнире, когда групповой тур состоит только из трех игр, может дорого обойтись и команде, и самому игроку. Три игры на чемпионате мира — это же история. Нужно уметь себя для нее сберечь, что я и буду советовать нашим ребятам".
КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Валентин Иванов, участник ЧМ-62 в Чили: "Помню одно: жарко было. Дыхание сбивалось, пить все время хотелось. Но это что! Вот мы в Мексике с Бесковым тренировались, так там вообще кислородные баллоны стояли в раздевалке: мы в перерыве бегали, прикладывались".
Сергей Юран, участник ЧМ-94 в США: "Влажность была большая, жарко. Минут 10-15 первых все нормально, а потом ноги становятся ватными, голова начинает "нагреваться". Чувствуешь, что сам по себе организм ослаблен, и если матч против средней команды еще можно вытянуть, то с бразильцами в таких привычных им погодных условиях очень тяжело играть. Ускорился, рывок сделал туда-сюда и уже спекся. Даже если хорошо физически будешь готов, все равно климат даст о себе знать.
Нашим ребятам, конечно, тяжеловато будет. Если к временному поясу приспособиться можно, то к жаре и влажности как приспособишься? Нужно за полгода до старта выезжать, жить там, вариться в этой парилке, только тогда, наверное, будешь готов. Поэтому, я думаю, преимущество при игре в таких условиях получат африканские и азиатские сборные".
Анатолий Бышовец: "Адаптироваться к таким климатическим условиям, как в Корее и Японии, просто невозможно. Мне это хорошо известно: я там работал, там же, в Южной Корее, выигрывал Олимпиаду в 88-м.
В таком климате на первые роли выходит способность игрока собрать всю волю в кулак, забыть о жаре и "на зубах" бегать. Вообще на чемпионате мира очень важно каждому футболисту показать себя личностью. Это такой турнир, где нужно уметь пересилить себя и сыграть через не могу".
Геннадий Логофет: "Первый матч в 1970 году мы играли с мексиканцами, хозяевами турнира, в 12 часов дня в жуткую жару. Это был как раз матч открытия, и запасные игроки пошли "открываться", а мы сидели в раздевалке и изнывали от волнения и переживаний. А потом вышли в это пекло, включили морально-волевые, начали бегать и через не могу и не хочу добиваться результата. Хотя, конечно, в таких условиях играть — это просто издевательство над живым человеком".