Дважды покоренная вершина

news

Первая в сезоне 2002 года супермногодневка "Джиро д'Италия" стартовала в минувшую субботу. Караван не преодолел еще и десятой части пути. Гонщики даже до Италии пока не добрались. Не случайно тому, что происходит сейчас, придумано даже специальное название — "Евро-Джиро". Стало быть, главная борьба еще впереди, и у любителей велоспорта есть еще две с половиной недели переживаний по поводу самого удачного на данный момент для российских гонщиков "Гранд-Тура". Пользуясь последними аккордами этой велосипедной прелюдии, авторы "Велонедели" спешат напомнить читателям некоторые эпизоды пребывания наших велогонщиков в "Джиро" в прошлые годы.

ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

Собственно говоря, с "Джиро", как ни парадоксально это звучит, начался наш отечественный профессиональный велоспорт. Появившаяся в 1989 году на свет первая, тогда еще советская, профессиональная команда "Альфа-Люм" была совместным детищем фирмы из Сан-Марино и отечественной федерации велоспорта. Немудрено, что главный акцент хозяева команды постарались сделать на участии в гонках по дорогам Италии. Имена многих из того, самого первого состава и ныне производят сильное впечатление: Пульников, Конышев, Жданов, Сухорученков, Угрюмов, Чмиль… Однако в то время отношение к "Альфа-Люму" в среде профессиональных велогонщиков было, мягко говоря, двойственным. Вчерашние любители (в понятии профессионалов - дилетанты) да к тому же из СССР… От таких никогда не знаешь, чего ожидать. Так или примерно так рассуждали менеджеры сильнейших профессиональных команд конца прошлого века.

Одной из самых распространенных рекомендаций, которые давали упомянутые менеджеры своим подопечным, был совет во время гонки держаться подальше от загадочных русских. "Они неопытны и чересчур агрессивны. Еще завал устроят" - примерно такими были мотивы, исходя из которых к группе "Альфа-Люм" ближе чем на расстояние вытянутой руки старались не приближаться. Все это весьма смущало наших "новых профи". С другой стороны, менеджер команды Джованни Джонко всячески старался привить нашим ребятам профессиональный дух. Получалось не всегда.

ДЕНЬГИ ВМЕСТО ЖЕНЫ!

"Ребята, вы профессионалы. Вы должны чувствовать себя свободно и не знать никаких забот, связанных с длительным нахождением вдали от семьи. Больше общайтесь с женами, родными, коллегами…". После нескольких подобных проповедей наши ребята стали регулярно звонить домой, чем поначалу радовали добродушного итальянца. Вскоре радость сменилась головной болью. Телефонные счета, которые менеджеру приходилось оплачивать во время туров практически после каждого ночлега, порой превышали стоимость проживания. После некоторого раздумья 70-летний сеньор вновь выступил перед командой. "Профессионализм, ребята, это очень хорошо. Однако деньги считать все же стоит. Вот вам по 50 долларов на месяц и оплачивайте свои разговоры с домом сами", - так сказал сеньор Джонко, раздавая велосипедистам купюры. С этого дня звонки прекратились вовсе. Сама мысль о том, чтобы потратить валюту на общение с родными, казалась нашим гонщикам дикой.

Оценив ситуацию, Джонко спустя некоторое время выступил с новой инициативой.

"Парни, — сказал он, — вы редко видите своих жен. Для профессионалов это серьезная проблема. Фирма решила оплатить проезд и проживание ваших жен к нам на тренировочную базу".

"А как быть тем, у кого жены нет? — задал вопрос молодой Андрей Чмиль, еще не связанный в ту пору узами брака. — Нельзя ли получить деньгами?"

КАК "ДЖИРО" УЧИЛАСЬ ГОВОРИТЬ ПО-РУССКИ

Дебют наших гонщиков на "Джиро" получился довольно запоминающимся. Уже в 1989 году Дмитрий Конышев и Иван Иванов сумели отметиться на пьедестале двух этапов. Через год пришли победы. Первую одержал Владимир Пульников, выигравший этап. В том же году на заключительной стадии в Милане своим фирменным броском на финиш публику в первый раз потряс Джамолидин Абдужапаров. Эффектная победа была смазана хулиганским жестом "Абду", который, поддавшись эмоциям, показал Марио Чиполлини, которого он обошел на финише, средний палец. Гонщика дисквалифицировали, отдав победу итальянцу. Что же до самого Чиполлини, то он даже после этого продолжал с большим уважением относиться к "Абду", считая его большим специалистом.

Потом были победы Евгения Берзина и Павла Тонкова. "Джиро", в которой победа неитальянца уже воспринимается как сенсация, узнавала все больше русских имен, а зрители проникались к нашим гонщикам все большей симпатией. Вот только опасения синьора Джонко о том, что вдали от дома наши начнут забывать родину, увы, также оказались небеспочвенными. Наш польский коллега из газеты "Пшегленд спортовы" рассказывал, что года четыре назад, когда он попытался взять интервью у Евгения Берзина, победитель "Джиро-94" отказался разговаривать на русском, который интервьюер знает очень хорошо, и посоветовал задавать вопросы на итальянском. Спустя год Берзин оставил большой спорт и в настоящее время вместе со своей женой-итальянкой продает автомобили где-то в Ломбардии.

Павел Тонков живет в настоящее время в Испании и родным языком пользуется довольно редко. Возможно, поэтому, разговаривая с ним по телефону, трудно отделаться от впечатления, что общаешься с иностранцем. Впрочем, стоит отметить, в просьбе ответить на вопросы Тонков соотечественникам никогда не отказывал. Однако пообщаться с ним накануне старта третьего этапа помешала плохая связь. Пришлось отложить интервью до лучших времен.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

В НХЛ такое понятие, как "выставочные матчи", уже стало вполне привычным термином. Уже не первый раз сильнейшие хоккейные клубы Северной Америки проводят первую неделю регулярного чемпионата в Японии. Нынешняя "Джиро" совершает в настоящее время недельную гастроль по Европе. У таких этапов две цели. Главная из них - маркетинговая. "Джиро" — это товар, который надо выгодно продавать. Допинговые страсти последних лет изрядно подмочили репутацию "Майского тура". Нынешнюю гонку в силу разных причин проигнорировали четыре элитные команды: испанские "ОНСЕ" и "Ибанесто", французский "Кофидис" и американский "Ю. Эс. Постал". Отсутствие в караване Яна Ульриха, Лэнса Армстронга, Эрика Цабеля, Лорана Жалабера и Эрика Деккера также немало обеспокоило организаторов.

Европейские этапы должны, по мысли организаторов, продемонстрировать открытость и прозрачность гонки, а также то, что с допингом итальянцы готовы решительно бороться. В этом году все 218 участников соревнования прошли допинговый тест еще накануне старта. Это, конечно, не дает никаких гарантий, но формально деятелям из антидопинговой комиссии пока придраться не к чему.

Зато итальянские зрители уже успели пережить первое разочарование. Победитель последнего этапа Кубка мира Микеле Бартоли угодил в завал на первом этапе, серьезно повредил ногу и теперь не сядет в седло по меньшей мере в течение двух месяцев.

Что же касается наших гонщиков, то компанию многоопытным Дмитрию Конышеву (его нынешний старт в "Джиро" уже 14-й по счету) и Тонкову составили молодые, по меркам профи, Фаат Закиров и Денис Бондаренко. Из этого квартета лишь Павел Тонков может рассчитывать на что-то серьезное в общем зачете, хотя то обстоятельство, что в своей нынешней команде "Лямпре" он появился во многом вынужденно, говорит не в пользу его возможного успеха.


"Джиро д'Италия-85". 2-й этап. Кельн-Льеж/Анс (Германия - Бельгия). 209 км.

1. Стефано Гарзелли (Италия, "Мапеи") - 5:25.12. 2. Франческо Касагранде (Италия, "Фасса Бортоло"). 3. Йенс Хеппнер (Германия, "Дойче Телеком"). 4. Давид Ребеллин (Италия, "Геролштейнер"). 5. Тайлер Хамильтон (США, "Коаст"). 6. Михаэль Бугерд (Голландия, "Рабобанк"). 7. Рие Вербрюгге (Бельгия, "Лото") — у всех время победителя. 8. Кадель Эванс (Австралия, "Мапеи") - отставание 0.03. 9. Михаил Халилов (Украина, "Селле"). 10. Хуан Карлос Домингес (Испания, "Фонак")… 12. Дарио Фриго (Италия, "Таккони")… 17 . Сергей Гончар (Украина, "Фасса Бортоло") - у всех то же время… 23. Владимир Белли (Италия, "Фасса Бортоло") - 0.09… 29. Паоло Саволделли (Италия, "Аексиа") - 0.25… 33. Джильберто Симони (Италия, "Саеко") - 0.25… 37. Фаат Закиров (Россия, "Панариа") - 0.30… 39. Павел Тонков (Россия, "Лямпре") - 0.33… 47. Марко Пантани (Италия, "Меркантоне Уно") - то же время… 78. Денис Бондаренко (Россия, "Формаджи Трентини") - 1.02… 89. Марио Чиполлини (Италия, "Аква&Сапоне") - 1.18… 91. Дмитрий Конышев (Россия, "Фасса Бортоло") - 1.37.

Общий зачет. 1. Гарзелли - 11:10.45. 2. Фабрицио Гуиди (Италия, "Коаст") - 0.13. 3. Вербрюгге - 0.19. 4. Домингес - 0.21. 5. Матиас Кесслер (Германия, "Дойче Телеком") - 0.27. 6. Касагранде - 0.31. 7. Халилов - 0.33. 8. Матиас Баксхоффер (Австралия, "Фонак") - 0.34. 9. Эванс - 0.37. 10. Фриго - 0.41… 14. Гончар - 0.47. 15. Белли - то же время… 21. Симони - 0.52… 30. Чиполлини - 1.08. 31. Саволделли - 1.09… 56. Тонков - 1.39… 60. Пантани - 1.44… 64. Закиров - 1.56… 71. Бондаренко - 2.08… 148. Конышев - 5.09.


Успехи велосипедистов из России и стран бывшего СССР на "Джиро"

ГодПобеды на этапахКоличество этапов
в розовой майке лидера
Победители и призеры
общего зачета
1990Владимир Пульников (2) - -
1991Пульников (6) - -
1993Петр Угрюмов (3), Дмитрий Конышев (5, 12) -Угрюмов 2-е место
1994Евгений Берзин (4, 8, 18), Джамолидин Абдужапаров (10), Пульников (20)Берзин 19Берзин 1-е место
1995Сергей Ушаков (20), Берзин (21) -Берзин 2-е место,
Угрюмов 3-е место
1996Павел Тонков (13), Дмитрий Гонченков (16), Берзин (19), Угрюмов (22)Тонков 9Тонков 1-е место
1997Тонков (3, 5, 21), Конышев (9), Сергей Гончар (18)Тонков 11Тонков 2-е место
1998Тонков (18), Гончар (21)Гончар 2Тонков 2-е место
1999Роман Ванштейнис (6), Гончар (13) - -
2000Конышев (6) - -
Всего26 41
Новости. Архив