Нейтральная полоса и гранитные ступени
Последний месяц весны российская профессиональная команда "ИТЕРА" провела в Испании. Две серьезные многодневки - "Вуэльта Риоха" и "Вуэльта Кастилья-Леон", где наши гонщики отметились как на этапах, так и в общем зачете, - свидетельствуют о безусловном росте команды. Однако каков на сегодняшний день реальный уровень наших молодых велосипедистов и чего можно ожидать от них в этом сезоне? Об этом авторы побеседовали с главным тренером команды Александром Кузнецовым.
СТАНОВЛЕНИЕ КОМАНДЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Телефонный звонок застал Кузнецова в 40 километрах от испанского местечка Беневанте, где в этот день финишировала многодневка. Откажись он в такой (не самый, прямо скажем, подходящий) момент от интервью, у авторов едва ли был бы повод сетовать на необщительность тренера. Но Александр Анатольевич согласился ответить на вопросы, извинившись лишь за неважную связь - обычное дело во время гонки.
- Уровнем готовности команды я доволен. В испанских многодневках и гонке в Португалии, состоявшейся двумя неделями раньше, ребята хорошо поработали и показали неплохие результаты. Если в прошлом году было трудно говорить о специализации отдельных спортсменов, то сейчас у нас определенно наметились специалисты в отдельных "дисциплинах". Скажем, Павел Брутт и Владимир Карпец хорошо едут в горах, а Алексею Маркову удаются финишные "разборки". "Кастилья" стала для нас своего рода рубежным событием. Уже завтра значительная часть команды отправляется в Москву, где примет участие в Кубке России по гонкам на треке. В другое время этими соревнованиями можно было бы пренебречь, но в конце мая в российской столице состоится этап Кубка мира по треку, где на наших ребят возлагаются вполне определенные надежды. Надежды надо оправдывать, а значит, готовиться к этапу необходимо очень серьезно. Те, кто останется в Европе, не будут лишены соревновательной практики, но рассчитывать на командный успех нам не приходится. Имея в своем распоряжении 11 человек, нельзя успешно биться сразу на двух фронтах.
- Какие гонки в этом сезоне будут наиболее важными для команды?
- Самой серьезной гонкой, в которой в ближайшее время примет участие "ИТЕРА", будет многодневка высшей категории "Вуэльта Каталония". Она состоится 16-23 июня. В истории нашей команды это будет первое соревнование столь серьезного уровня.
- И какие задачи ставит перед командой руководство?
- Не торопитесь в ожиданиях. Я понимаю - каждый участник гонки должен ясно видеть перед собой цель. Но ведь "ИТЕРА" создавалась не для того, чтобы выжать из велосипедистов все возможное на "Вуэльта Каталония", а с более далеким прицелом. Конечно, на то, какие задачи мы должны решать в этом году, есть разные взгляды.
СТАТЬ КРЕПКИМ СЕРЕДНЯКОМ
"ИТЕРА" находится в настоящий момент во втором дивизионе в обществе еще 32 команд. В этом году мы поставили перед собой цель — стать крепким середняком в этой компании. Для более серьезных задач мы еще не готовы.
— А когда будете готовы?
— Не тяните дерево за макушку - пусть вырастет само. Между любительским и профессиональным велоспортом существует огромная дистанция, которую нужно преодолеть каждому гонщику. Этой доли не избежал до сих пор ни один спортсмен. К вершине профессионального спорта ведут 1000 гранитных ступеней (это еще что: Александр Анатольевич, говоря о велоспорте, порой и не такие сравнения находит. - Прим. авт.), своего рода нейтральная полоса. Гонщик уже вроде не любитель, но и профессионалом не стал. На преодоление этой полосы уходят годы.
Чтобы вам стало понятно, приведу пример с Евгением Петровым. Два года назад он стал двукратным чемпионом мира в своей возрастной группе 19-22. Это был безусловный успех. Однако вот уже два года Петров выступает за второй состав "Мапеи", а к главной команде его пока не подпускают. Евгению предстоит еще много работать, чтобы не разделить участь многих своих сверстников, которые, заработав (а иногда получив авансом) профессиональный контракт, через год-другой теряли его и вовсе сходили с арены.
— Кто из вашей команды, на ваш взгляд, успешнее других поднимается по этим ступеням?
— Уже упомянутые мной Карпец, Брутт и Марков. Однако и другие гонщики работают старательно. Все они чувствуют за собой дыхание конкурентов. Понимаете, национальная профессиональная команда - серьезный стимул для тех ребят, которые приходят в велоспорт. В отличие от сборной, собирающейся главным образом на чемпионаты мира и Олимпиады, она имеет практику круглогодично. Скажу больше: в нормальной ситуации именно профессиональная команда готовит кадры для сборной. Правда, для этого таких команд должно быть несколько. Вы поглядите, в Польше и Португалии, где уровень велосипедистов вполне сопоставим с нашим, таких команд по семь. В России на сегодняшний день есть лишь одна. Но и она способна решать важные задачи для развития в стране велоспорта. "ИТЕРА" должна, помимо прочего, стать для гонщиков школой, которая поможет им вырасти в настоящих профи. Именно так, развиваясь, команда сможет попутно способствовать появлению в России талантливых ребят во всех возрастных категориях и во всех дисциплинах - а это в конечном счете и является нашей общей задачей с Федерацией велосипедного спорта.
Поблагодарив Александра Анатольевича за интервью, мы распрощались. А спустя короткое время узнали, что Алексей Марков занял на заключительном этапе второе место и, значит, следуя логике Кузнецова, продолжил свое восхождение по гранитным ступеням профессионализма.
ДОСЛОВНО
На сегодняшний день в мире существуют 104 профессиональные команды с совокупным годовым бюджетом около 250 миллионов долларов в год. За четырехлетие, на которое первоначально создавалась наша команда, в мире велопрофи этих долларов прокрутится более миллиарда. Как вы считаете, можно ли здесь добиться быстрого успеха? Любой человек, серьезно работающий в этой области, категорично скажет вам, что это невозможно.