10 лет. Полет нормальный?
Прежде всего позвольте мне, друзья, поздравить вас с одной знаменательной датой. 10 лет назад мы с вами впервые собрались соответственно перед экранами телевизоров и микрофоном для просмотра "Гран-при Испании"-92. Тогда это зрелище транслировалось по РТР в прямом эфире... Но спортивные болельщики традиционно отличаются повышенной, по сравнению с другими слоями общества, долей оптимизма, так что мне остается лишь призвать вас не терять его.
ГРУСТНАЯ ГОДОВЩИНА
Десять лет - это солидная веха. "Ф-1" от экзотической диковинки постепенно прошла путь до одного из самых популярных в России и странах бывшего Советского Союза видов спорта. От первых трансляций и статей в спортивной прессе до серьезных разговоров об организации нашего национального "Гран-при". Не могу не поблагодарить всех тех, кто был с нами с самого начала, и тех, кто влился в наши ряды по дороге, и тех, кто заинтересовался автогонками совсем недавно. Огромное спасибо и всем тем, с кем мы начинали тогда трансляции на телевидении, тем, с кем работали все эти годы, тем, кто продолжает традицию сегодня. Будем надеяться, что позади лишь первое десятилетие из грядущей вереницы лет.
Если говорить о датах, то не могу не вспомнить и об одном грустном событии. Год назад на тестах баркетты "Ауди" на немецком Лаузицринге от нас ушел один из величайших гонщиков современности Микеле Альборето. Судя по "огромному" количеству воспоминаний о нем в мировой автоспортивной прессе, вице-чемпиона мира "Ф-1" и победителя Ле-Мана отнюдь не ждет судьба Айртона Сенны и Жиля Вильнева. Так пусть же хотя бы эта грустная годовщина позволит нам вспомнить о жизнерадостном итальянце - прекрасном пилоте и верном друге...
У ТРИБУН СВОИ ГЕРОИ
Теперь о предстоящем "Гран-при". Джанкарло Минарди, чье интервью вы можете прочитать в этом номере, и его команду в Барселоне в отличие от предыдущей гонки больше не ждет восторженный прием. Здесь, в Каталонии, у трибун свои герои, которые, правда, в большинстве своем остаются в тени. Марк Жене и Фернандо Алонсо не выйдут на старт, хотя накрученные ими на тестах километры, несомненно, пойдут на пользу "Уильямсу" и "Рено". Педро де ля Роза вполне достойно выглядит на фоне своего именитого напарника Эдди Ирвайна. Однако он слишком зависит от довольно средней (если не сказать резче) в последнее время формы "Ягуара", для того чтобы всерьез претендовать на главные роли на "Гран-при Испании". Конечно, болельщикам останется испаноговорящий Хуан-Пабло Монтойя, который к тому же год назад именно здесь впервые поднялся на пьедестал почета, финишировав вторым. Но в отличие от многих гонок, где колумбиец блистал, но не показал результата, здесь все было как раз наоборот.
Зато трибуны будут приветствовать Шумахера. И не только потому, что Скудерия и ее лидер вообще традиционно перевешивают чашу цветовой окраски торсиды по всему земному шару. И не потому, что в Барселоне у Михаэля просто невероятная серия результатов - 11 очковых финишей из 11 стартов, в том числе восемь подиумов, пять лучших кругов, четыре "поула" и три победы. Дело в том, что примерно половину этих самых трибун автодрома "Каталония" традиционно заполняют... его соотечественники, а безбрежные паркинги вокруг трассы плотно заставлены туристическими автобусами с немецкими номерами. С одной стороны, сами испанцы, по-прежнему предпочитающие мотогонки и ралли кольцу, оставляют в кассах немало нераспроданных билетов, с другой же - для многих немцев это, как принято говорить в футболе, первый серьезный "выезд" года. И вот они спешат к теплому южному солнцу и морю из едва начавшей просыпаться от зимы Германии. По этой же причине Барселона традиционно привлекает и наибольшее после Венгрии (а с принятием нашими "братьями" визовой системы, может, и просто наибольшее) количество россиян. Жаль лишь, что на этот раз во время гонки "Ф-3000" нашим флагам не суждено будет взметнуться над большинством трибун автодрома (в том числе и над главной, заново перестроенной).
ВСЕ ПРЕДСКАЗУЕМО?
Если же говорить о самом зрелище, это как раз тот редкий случай, когда болельщики на трибунах практически ничего не теряют по сравнению с телезрителями. Первые, по крайней мере, видят настоящие болиды, слышат пронзительный вой моторов, вдыхают запахи бензина, резины и карбоновой пыли от тормозов, дружно приветствуют каждый проезд их любимца. Вторые же... Чаще всего они видят лишь старт и финиш, пресно разбавленные медленно растягивающимся пелетоном, который идет на стандартную тактику двух пит-стопов, и расстановку сил, которую меняют лишь механические проблемы конкурентов. Изредка, правда, случаются и столкновения и даже обгоны - если кто-то из лидеров с самого начала откатился на последние места. Но шоу практически не превосходит по своему качеству то, что мы видели две недели назад в Имоле. Обычно, увы, напротив, даже уступает...
Конечно, я очень хотел бы ошибаться. Как хотел бы дождя или наказания в минус десять позиций на старте для всей первой шестерки. Но если первое еще в Барселоне иногда случается, как, например, в 96-м, во время первой победы Шумахера за "Феррари", то второе, согласитесь, вариант практически невероятный. Почему же все так грустно, спросите вы? Отчасти из-за показателей самого автодрома, заточенного под аэродинамику, моторы и резину. Иными словами, роль машины в финальном результате и ее преимущество над пилотажем велики как, пожалуй, нигде больше. Ну а второе - это мой любимый конек, и я не буду утомлять вас, седлая его в очередной раз. Постараюсь быть предельно кратким. Тесты. Когда команды проводят здесь чуть не всю зиму да еще возвращаются между каждым вторым "Гран-при", если не чаще, то ясно, что каждый болид в итоге настроен просто идеально и выдает на-гора максимум своих возможностей. И это лишь закрепляет ту разницу в скорости, что существует между командами, и окончательно, еще до начала свободных заездов, фиксирует расстановку по ранжиру...