Андрей Разин: Друзей у меня много везде
13 апреля лучший игрок России прошлого сезона, центральный нападающий сборной страны и "Динамо" Андрей Разин получил травму в контрольном матче с национальной командой Украины. За день до первого выхода на лед после лечения Андрей побывал на нашей "горячей линии", еще не зная тогда, что скажут врачи относительно перспектив его участия в чемпионате мира в Швеции.
Часть первая
Звонки читателей
В МОСКВЕ ХОРОШО ЖИВЕТСЯ
— Здравствуйте, Андрей. Я болельщик магнитогорского "Металлурга". Хочу спросить, вернулись бы вы в "Магнитку", если бы вам поступило такое предложение?
— В "Магнитку" меня в этом году уже звали. Я решил остаться. Как минимум на год. Вы, кстати, откуда звоните?
— Я уже 10 лет живу в Москве, хотя сам из Магнитогорска.
— Ну, вот видите, и как вам в Москве, хорошо?
— Вообще-то да. Я здесь работаю, так же как и вы.
— И мне в Москве хорошо живется.
— Да, но в Магнитогорске у меня остались все друзья.
— У меня их везде много— и в Магнитогорске, и в родном Тольятти, и в Москве.
— А какая чисто игровая атмосфера для вас благоприятнее: та, что была в "Металлурге", или в "Динамо"?
— Трудно сравнивать. И там, и здесь дружный коллектив, атмосфера рабочая. Мне в обеих командах хорошо. Но в двух сразу играть ведь не будешь, и на следующий сезон я выбрал "Динамо". Это не говорит о том, что мне не нравится магнитогорская команда.
О КАПИТАНСТВЕ ДУМАТЬ РАНО
— Добрый день, это Вячеслав Александрович из подмосковного Королева, болельщик "Динамо" с 30-летним стажем. Андрюша, здравствуй, дружище. Спасибо тебе за великолепную игру, которую ты показал в сезоне.
— Думаю, не так уж все было великолепно.
— Нет, все равно отлично. Вот только твоя травма колена в матче с Украиной смазала впечатление. Слышал, ты собирался в тренировочный лагерь "Филадельфии". Действительно ли хочешь попробовать силы в НХЛ?
— Все хоккеисты, думаю, мечтают об этом. Не расстаюсь с такой мечтой и я. Но если реально посмотреть на вещи, то мне в "Динамо" предложили хорошие условия. Меня здесь все устраивает. Так что вряд ли поеду. Хотя, может быть, судьба сложится так, что все-таки доведется попробовать силы в НХЛ.
— После ухода из "Динамо" Равиля Якубова капитанская должность в команде стала вакантной. Если тебе предложат занять ее, как на это посмотришь?
— Если мне окажут такое доверие, то как тут думать, отказываться или нет? Но считаю, мне еще рано об этом думать, ведь я всего один год отыграл за "Динамо".
— На юниорском чемпионате мира очень хорошо проявил себя динамовец Саша Овечкин. Как думаешь, возможен вариант, что Зинэтула Билялетдинов поставит его в вашу тройку?
— Это вопрос к Зинэтуле Хайдаровичу. А я не могу за него ответить. Наверное, и Сашу Овечкина с таким же успехом можно спросить, захочет ли он играть со мной.
— Хотел бы прочитать "кричалку", которую написал мой сын Андрей, тоже динамовский болельщик. "Разин — пас, Савченков — гол, вратарь соперников пьет валидол".
— Спасибо.
УВЛЕЧЕНИЕ — МОЯ СЕМЬЯ
— Алло, меня зовут Василий. Мне 27 лет, я из Белой Калитвы. Среди болельщиков ходят слухи, что "Динамо" не было в этом сезоне единой командой, существовали группировки и что разрешалось старшим, младшим было нельзя, а такие отношения влияли на игру, на результат.
— Не знаю, откуда могут быть такие слухи. Могу с полной уверенностью сказать, что в команде был единый коллектив.
— Чем вы увлекаетесь, кроме хоккея? Нельзя же зацикливаться на нем...
— Хоккей занимает очень много времени, и увлечение мое — это семья.
— Андрей, это Вячеслав Георгиевич из Москвы.
— Здравствуйте.
— Ну что, как у тебя жизнь, настроение?
— Все отлично, великолепно (смеется).
— Уже подлечился?
— Не совсем, пока еще лечусь.
— Новости из команды не сообщишь?
— Я в последнее время в сборной находился, так что информацией не располагаю.
— Хорошо, тогда Виталию Семеновичу Давыдову позвоню.
— Правильно, он знает больше.
— Говорит Роман из Одинцова. Андрей, если следующий сезон сложится удачно, вы останетесь играть в России или уедете за океан?
— Об этом рано говорить. Когда закончится очередное первенство, тогда и посмотрим.
— Меня зовут Хокина Маша, мне 19 лет, я из Щелково-3. Что думаете о шансах "Динамо" завоевать в следующем сезоне чемпионский титул?
— Не хотелось бы загадывать. Тем более что опыт отрицательный в этом плане есть. Перед этим сезоном все вокруг только и говорили, что "Динамо"— чемпион. А мы в итоге стали лишь седьмыми.
— Это Алексей, болельщик ЦСКА из Москвы. Андрей, вы хорошо известны по выступлениям за "Металлург" и "Динамо". А чей вы воспитанник?
— Тольяттинского хоккея. Начинал у тренера Коновалова Александра Константиновича.
— Алло, это Дима из Москвы. Мне 9 лет. За "Динамо" болею с шести.
— Ого, три года стажа?
— Да. Каких игроков вы собираетесь покупать в межсезонье?
— Я— никаких. Это у руководства клуба надо спросить.
— Будете ли вы и в следующем сезоне играть за сборную?
— Если пригласят, то обязательно.
ПЛАНЫ НАПОЛЕОНОВСКИЕ
— Дмитрий Яковенко из Москвы. Андрей, знаю, что в товарищеском матче со сборной Украины вы получили травму, поставившую под вопрос ваше участие в чемпионате мира. Что это за травма?
— Небольшой надрыв мениска и боковой связки колена. Не знаю, говорит ли вам это о чем-то.
— Какие цели, планы у вас насчет следующего сезона?
— Меня тут спрашивали о шансах "Динамо" на чемпионство, и я решил не загадывать. Но вот что касается планов, то они, как всегда, наполеоновские — завоевать золото на чемпионатах мира и России.
— Алло, Андрей? Это Владимир из Москвы.
— Здравствуйте.
— Андрей, а можно на "ты"?
— Конечно.
— Как болельщик "Динамо" хочу спросить, как тебе наша команда вообще?
— Признаться, не ожидал, что меня здесь так здорово примут и с ребятами сложатся столь хорошие отношения. Когда уезжал из Магнитки, думал примерно так: Москва— столица, а все остальное для нее— провинция, как бы что-то не особо важное.
— То есть москвичи— люди высокомерные?
— Ну да, что-то вроде этого. И очень приятно был удивлен, увидев, что это не так.
— Значит, в "Динамо" друзья уже появились?
— Конечно.
— Это, понятно, Саня Савченков. А кто еще?
— Вся команда! Во всяком случае, врагов у меня здесь точно нет.
— Андрей, распасовщик ты от бога, прямо скажу. Тебе бы немножко вес сбросить и скорости прибавить— мог бы всю пятерку соперников на одном коньке объезжать!
— А как думаешь, сколько я вешу?
— Не знаю. Но вижу, тяжеловато ты катаешься.
— Это, считаешь, от веса? А вот Белоусов Валерий Константинович, главный тренер "Магнитки", увидев меня недавно после долгого перерыва, сказал, что я похудел. У каждого, выходит, свой взгляд.
— Но, может быть, мышцы какие-то все же надо подкачать?
— Ладно, уговорил (смеется). Подкачаю.
ПОМОГУ ОВЕЧКИНУ
— Говорит Дима, болельщик "Динамо" из Москвы. Андрей, означает ли подписание вами нового контракта, что вы решили закончить карьеру в России и не искать счастья за океаном?
— О завершении карьеры думать пока рано. Хотел бы поиграть как можно дольше, а как получится, кто может сказать?
— Хотелось бы, чтобы вы с вашим даром распасовщика помогли Александру Овечкину стать в следующем сезоне лучшим снайпером чемпионата России.
— Приложу все усилия к этому. Если будем играть в разных звеньях, то постараюсь помочь Саше морально.
— Алло, это Евгений из Москвы. Кто из нападающих укрепит в межсезонье "Динамо"?
— Сейчас ведутся переговоры не только с нападающими, но и с защитниками. Но с кем именно, пока не говорится, потому что у всех действующие контракты. Думаю, из газет вы скоро все узнаете.
— Нет ли в команде упаднического настроения после неудачного сезона?
— Конечно, неприятный осадок у всех остался. Но жизнь-то продолжается.
— Я динамовский поклонник со стажем. И очень рад, что благодаря вашему приходу в игре команды появилась свежая струя. Вы дали болельщикам команды надежду на возвращение "Динамо" к прежним, победным позициям. Присутствует оптимизм, вера, что, как и в Магнитогорске, вы сможете придать команде дальнейшее поступательное движение.
— Спасибо за то, что так верите в меня. Только хоккей — командный вид спорта, и чтобы выиграть чемпионат, нужно иметь в составе хотя бы три очень мощных звена.
— Согласен. Пока одна пятерка, наверное, по-настоящему играет. Вы в ней— вообще как бог. Есть еще Овечкин. Наверное, трех-четырех сильных нападающих не хватает. Есть ли вероятность появления в "Динамо" чешских форвардов, как было в этом сезоне в ряде клубов?
— О чехах или игроках из НХЛ пока ничего не слышал.
ТОРТЫ СЪЕДАЕМ НА МЕСТЕ
— Алло, это Александр из Пушкино, болельщик "Динамо".
— Здравствуйте.
— Это не с самим ли Андреем я говорю?
— Да, слушаю вас.
— У меня к вам два вопроса, может быть, пустячных, но все же. Где будете отдыхать по окончании сезона — на море, за границей?
— Отдых— это совсем не пустяк. Ведь чем лучше отдохнешь, тем продуктивнее потом будешь работать. Да, поеду на море, на пляж. Чтобы провести время с семьей.
— Второй вопрос. Вам, по-моему, несколько раз вручали приз как лучшему игроку в составе "Динамо"…
— В Москве, к сожалению, ни разу.
— Разве? Ну ладно, другие ребята торты все-таки получали. Скажите, а как у вас в команде принято— всем по куску достается или торт его обладатель домой увозит?
— Да что вы, какое там домой… Только человек в раздевалку заходит, торт у него из рук сразу выбивается и на месте съедается.
— Говорит Саша Хохлов из Москвы.
— Привет, Саша.
— С чем связаны неудачные результаты "Динамо" в последние два года?
— Про прошлый год мне трудно что-то сказать, меня тогда не было в команде. А вот в последнем чемпионате нам не хватило опыта выступления в плей-офф. Много было в составе молодых ребят.
— Против каких защитников сложнее всего играть?
— Наверное, против Макинниса, Пронгера.
— Ваша мечта в хоккее?
— Стать олимпийским чемпионом.
— Есть команды, на которые вы настраиваетесь особенно серьезно?
— На все игры настраиваюсь одинаково.
Часть вторая
Беседа с журналистами
БЕЛЫХ ПОЛОС БОЛЬШЕ
— Андрей, считаете ли себя везучим по жизни человеком? Если судить по двум последовавшим одна за другой травмам ноги, то, наверное, нет?
— Жизнь состоит из черных и белых полос, хотим мы того или нет. У меня больше белых.
— Примеры можете привести?
— Чем не пример сам факт, что я попал в большой хоккей? Если бы в свое время "Магнитка" не приехала на товарищеские матчи в Тольятти, то трудно сказать, как бы у меня сложилось. Геннадий Федорович Цыгуров сказал тогда, что я не подхожу "Ладе", и предложил искать команду, но ни один клуб моя кандидатура не заинтересовала. И вот приезжает "Магнитка". Большинство партнеров знало, что я ищу команду, и мы обычно в таких случаях друг другу помогаем, узнаем, куда можно кого пристроить. Рафик Якубов рекомендовал меня в Казань и ждал оттуда ответа. А тут Олег Кофтун посоветовал подойти к наставнику "Металлурга" Валерию Викторовичу Постникову. Подхожу, спрашиваю, не нужны ли центральные нападающие. "Приезжай, — слышу ответ,— посмотрим".
Приехал, сыграл на Мемориале Ромазана, и мне предложили остаться. Но серьезного соглашения не было, мне как бы в любой момент могли сказать: "До свидания". А потом в 10 матчах я набрал 10 очков, и со мной заключили очень солидный трехлетний контракт.
В то время сломал руку Дима Иванов — центрфорвард довольно хорошей тройки, в которой вместе с ним играли Игорь Старковский и Сергей Девятков. Меня поставили на его место, и мы вместе с Игорем и Сергеем провели практически весь сезон, хотя у Постникова редко так бывает — обычно он всегда варьировал состав. Партнеры— это ведь важнейший момент. Если повезло с ними и они знают, чего от тебя ждать,— это уже полдела. И еще мне повезло, что доверие к себе почувствовал. До этого в "Ладе" я в основном в запасе сидел. Единственное, что можно вспомнить, — финал Кубка МХЛ с "Динамо". Тогда у обеих команд перед третьим матчем решающей серии по пять человек взяли в сборную. Я провел три последние игры, и в той, в которой определялся обладатель трофея, сделал голевую передачу, внеся, таким образом, вклад в победу.
— Если вас сейчас снова приглашали в магнитогорский "Металлург", значит, ваши отношения с генеральным директором этого клуба Геннадием Величкиным, испортившиеся прошлым летом, нормализовались?
— Честно говоря, историю ту вспоминать не хочется. Где-то я был не прав в своих интервью, где-то — Геннадий Иванович. Кто из нас больше пострадал в результате или, может, никто вовсе не пострадал, теперь не разберешь. Знаю только, что магнитогорские болельщики в конце концов остались на меня обиженными. Это я почувствовал, когда впервые в Магнитку вместе с "Динамо" приехал. Но я никогда ничего плохого ни про поклонников "Металлурга", ни про игроков не говорил. Считаю семь лет, проведенные в этой команде, прекрасными. Я прибавлял в мастерстве, вместе мы выиграли все, что можно, в России и Европе. Последние четыре года я после каждого сезона собирался вернуться домой, в Тольятти. Не скрывал это ни от руководства, ни от ребят. Но в итоге все время оставался — впереди виделась новая цель, и жаль было не дойти до нее вместе со всеми. И вот на этот раз все-таки решился уйти. Но не в "Ладу", а в "Динамо". Видимо, Геннадия Ивановича это сильно обидело. Возможно, вдвойне, потому что я отправился в стан именно "Динамо" — принципиальнейшего в последние годы соперника "Металлурга". И мы с ним поругались. С тех пор не здороваемся, не общаемся.
Всегда буду помнить, что все лучшие свои качества приобрел в Магнитогорске. Как игрока меня раскрыл Белоусов. Но помимо хоккея есть другая жизнь.
ДОЧКА УГОЩАЛА ПЕСОЧНЫМ ПИРОГОМ
— А общаетесь ли вы с Геннадием Цыгуровым, которому не подошли когда-то?
— Прошлым летом случайно столкнулись. Я с семьей возвращался из отпуска, и мы летели из Москвы в Тольятти. Наша дочка Кристина, которой тогда было три с половиной года, пошла гулять по салону самолета и стала играть с грудным ребенком. Нам с женой не было видно, кто там сидит, а когда стали выходить, оказалось, что это сын Геннадия Федоровича Дима— тоже с женой и ребенком. Там и Геннадий Федорович был. Поздоровались с ним, он спросил о моих планах, я сказал, что уже подписал контракт с "Динамо".
— Дочка ваша воспитательницей еще не собирается стать?
— "Писацелем" — именно так она произносит. Очень умный, считаю, ребенок — благодаря жене, может, и мне чуть-чуть (смеется). Относительно давно читает, рассуждения у нее достаточно взрослые. Раньше Кристина хотела стать садовником, сейчас еще и кулинарные интересы проявляет. Наберет в ведро воды, песка, камней, все это в духовку ставит и говорит, что сделала пирог.
— Не угощала?
— Пыталась.
— Андрей, говорят, в детстве вы были чересчур тихим, скромным…
— Действительно так. Я был очень некрасивым, до шестого класса носил очки. А потом появились угри. Не то что познакомиться с девочкой, а даже глаза на нее поднять боялся. Так продолжалось до тех пор, пока не встретил свою вторую половину. Это было вскоре после того, как школу закончил. Наташа гуляла с подружкой, я — с другом. И с первого же разговора мы нашли взаимопонимание, никаких проблем в общении не возникло. Теперь она по специальности детский психолог. Задатки, естественно, уже тогда были. Вот и сейчас, когда я выходил из дома на "горячую линию", с ее стороны были пожелания, советы. Не скажу, что какие-то глубокие, но все же…
В ТУРЦИИ ЗНАЮТ "МАГНИТКУ"
— На улице вас узнают?
— Узнают. На днях купили в магазине продукты, подходим к машине, а там два парня ждут, просят автограф. И протягивают фотографию, на которой я забиваю гол в Одинцово украинцам. Причем четко видно, что шайба в сетке— такой момент не каждый профессионал зафиксирует. Я был в шоке! Сколько дней прошло с того матча, и вот так взять и встретить меня Москве…
Не менее удивителен другой случай. Отдыхаю летом в Турции, выхожу из воды, рядом мужчина идет и вдруг приветствует меня: "Металлург"— чемпион!"
— Андрей, в последнее время вы постоянно подписываете контракты только на год. Чем это объяснить?
— С удовольствием подписал бы на 5 или 10 лет, как Яшин. Но страна у нас не та. Никто не знает, что будет через год. Это одна причина. Другая — примета. Дважды подписывал трехлетние контракты, и оба раза двух лет в командах не мог продержаться— отчисляли. Первый раз из "Лады", второй — из "Металлурга", за неделю до отставки там Постникова. Предлагали отправиться в аренду в Челябинск. Но я решил, что лучше поближе к дому, и поехал на неполный сезон в Самару, причем пришлось самому выкупать себя— денег у ЦСК ВВС не было. В Самаре, игрой которой руководил Александр Сергеевич Асташев, вновь почувствовал уверенность в себе, и уже Белоусов снова пригласил меня в "Металлург", поставил в четвертое звено к Саше Гольцу и Дмитрию Попову. Сезон удался, и с тех пор больше чем на год я контракты не заключал. Да и к чему это? При нашем законодательстве срок контракта не имеет принципиального значения: придет другой тренер— и все можно изменить. А можно, наоборот, каждый раз на год документы продлевать.
— Что касается тренеров, то вы пришли в "Динамо" к Владимиру Семенову, а теперь решили остаться под крылом Зинэтулы Билялетдинова. Между тем у них разные взгляды на хоккей, но и те, и другие вас, получается, устраивают?
— Я бы не сказал, что произошли глобальные изменения в плане тактики. Просто дисциплина наладилась у тех, у кого ее не было. А в нашем звене, регулярно забивавшем, главный тренер и вовсе ничего менять не стал. Конечно, если перестанем забивать, нам придется как-то перестраиваться. А пока все по-прежнему. Утверждают, будто жестче стал тренировочный процесс. Скорее, он теперь более интенсивный. Давно так напряженно не работал!
Не знаю, кстати, откуда идут разговоры, что я не могу выдерживать больших нагрузок. Другое дело, что я не люблю штангу, то есть конкретную нагрузку, на руки, спину. После них теряется чувство шайбы. Считаю своим козырем умение дать пас в подкидку — через 1-2 клюшки. А после штанги подкинешь шайбу— и она летит непонятно куда. Потом, правда, это, конечно, проходит. Штанга на предсезонке— другое дело, там она необходима. Впрочем, если понадобится, в любой момент буду делать то, что считает нужным тренер. Никуда не денешься, дисциплина должна быть.
В "горячей линии" участвовали: Илья ЕЛИСЕЕВ, Дмитрий ПОНОМАРЕНКО, Виталий СЛАВИН, Сергей ЧУЕВ.
НАША СПРАВКА
Андрей Разин — мастер спорта международного класса
Выступал за "Ладу" (Тольятти), "Металлург" (Магнитогорск), ЦСК ВВС (Самара). Сейчас в "Динамо" (Москва). Трехкратный чемпион страны. Двукратный победитель Евролиги. Обладатель кубков МХЛ, Суперкубка Европы. В составе сборной России победитель Кубка "Балтики", участник чемпионата мира.
ДОСЛОВНО
Андрей РАЗИН:
— В два года родители поставили меня на коньки. Папа играл в русский хоккей. Сам он из Октябрьска Самарской области. Его приглашали в Куйбышев, но по семейным обстоятельствам у него не сложилось. Затем он играл в хоккей с шайбой за заводскую команду. Всю любовь к этой игре передал мне. В пять лет меня отвели заниматься в секцию с ребятами на два года старше.
Андрей РАЗИН:
— В ходе безвыигрышной динамовской серии из шести матчей болельщики команды вручили мне, как любимому своему игроку по результатам Интернет-опроса, приз — пистолет. В тот момент даже горько пошутил про себя, не хотят ли они, чтобы я застрелился? На самом деле я, конечно, понимал, что это далеко не так, ребята от души хотели сделать мне приятное. Кстати, пистолет хотя и с пулями, но не стреляет.
КСТАТИ
Колено Разин травмирует не впервые. Два с половиной года назад он порвал связки на левом колене. После операции врачи сказали, что на лед можно выходить через четыре месяца. Андрей вышел через два, а через четыре он забросил две шайбы в финальном матче Евролиги пражской "Спарте", и "Металлург" тогда победил — 2:0.