Вечный ад
На прошедшей неделе самым заметным событием стала знаменитая гонка Париж — Рубе. Говорят, чтобы выиграть ее, мало быть сильным велосипедистом — надо еще представлять великую велосипедную державу. Хочется надеяться, что вскоре камень из легендарной брусчатки достанется нашему соотечественнику. Пока же драгоценные камни разбирают бельгийцы и итальянцы.
Сотая по счету гонка Париж — Рубе завершилась в воскресенье победой бельгийца Йохана Мюзева из команды "Домо". Помимо традиционного гранитного булыжника и награды в 30 тысяч евро ветеран и трехкратный победитель "Дороги в ад" заполучил белую майку лидера общего зачета Кубка мира.
История гонок Париж — Рубе овеяна легендами, которые украсили бы любой из "Гранд Туров". Но в том-то и дело, что Париж — Рубе давно уже придерживается собственной шкалы ценностей и не равняется на "какие-то там Джиро и Вуэльты". Трасса, соединяющая столицу Франции с достаточно заурядным по здешним меркам городком, была открыта в 1896 году, когда в Рубе был построен велодром. По задумке строителей в день открытия на нем должна была финишировать какая-нибудь значимая по масштабу велогонка. И такая велогонка была организована. Трасса длиной в 280 километров была большей частью проложена по сельской местности. То, что в те времена называлось проезжей частью, было местами вымощено булыжником, местами представляло собой обычную грунтовку и лишь непосредственно в Париже и кое-где в Рубе являлось шоссе. Лучше других с этими в общем-то привычными для конца XIX века условиями справился немец Йозеф Фишер. За ту победу он получил 1000 франков — по тем временам зарплата шахтера за 7 месяцев.
С тех пор прошло немало лет. Европа обвита многокилометровыми "хайвеями", велосипеды представляют собой эталоны технической мысли, гонщики работают на пределе физических возможностей, и только дорога из Парижа в Рубе дошла до нас если не в первозданном, то по крайней мере очень близком к этому виде. Ее булыжные участки последние 50 лет служат почти исключительно для проведения раз в году велогонки и стали своего рода визитной карточкой гонки. Что же касается часто употребляемого названия "Дорога в ад" (или "Северный ад"), то им мы обязаны первой мировой войне. Первая после ее окончания гонка в 1919 году проходила практически по полям сражений, и пейзажи, "украшенные" окопами, воронками, разбитой техникой и прочими милитаристскими "прелестями", невольно навевали гонщикам мысль о муках грешников.
Звание "Мистер Париж — Рубе" принадлежит бельгийцу Роже де Флемингу. Он выигрывал гонку четыре раза: в 1972, 1974, 1975 и 1977 гг. "Роже летал по этим камням", — говорил об этом гонщике знаменитый Эдди Меркс. Де Флеминг использовал очень большую передачу — 53 зуба на передней шестерне и 12 на задней. Его излюбленным приемом было — встать на педали и рвануть вперед прямо по булыжникам. Все, кто пытался повторить этот трюк вслед за ним, неизменно падали на камни или оказывались в придорожной канаве — гонка Париж — Рубе не прощает легкомысленного к себе отношения.
Юбилейная гонка проходила по трассе, имевшей 26 участков булыжной дороги, составлявших в сумме 49,3 км. Их трудность обозначалась звездочками. Самая тяжелая — пять звездочек, полегче — четыре и т.д. От гонки ждали многого, особенно немцы. После уже упомянутой победы Йозефа Фишера ни один немецкий велосипедист не смог финишировать на велодроме в Рубе, победно вскинув руки.
В гонке 2002 года стартовало 190 спортсменов, а финишировало 41. Из россиян стартовали: Дмитрий Конышев, Сергей Иванов и Алексей Сиваков. Сиваков активно вел гонку и на первой части трассы даже уехал в отрыв в числе еще 16 спортсменов. Но на первых же "пятизвездных" камнях отрыв достали. Примерно за 40 километров до финиша Мюзев включил форсаж и стал уходить от преследователей. Бороться с ним пытались уже упоминавшийся Веземанн и два гонщика из "Постал": амбициозный Хинкапи и соотечественник Мюзева Том Бунен. Для Хинкапи, о котором говорят как о преемнике Лэнса Армстронга, эта погоня обернулась крушением в полном смысле этого слова. Не удержавшись на брусчатке, он вылетел в придорожную канаву и в результате не смог побороться даже за место на пьедестале. Ну а Мюзев продолжал упрямо крутить педали и приветствуемый тысячами приехавших из Бельгии фламандцев (самого Мюзева порой называют "Фламандским львом", сопоставляя с гербом бельгийской провинции) первым показался на знаменитом велодроме.
Кубок мира. Париж - Рубе (Франция) - 261 км.
1. Йохан Мюзев (Бельгия, "Домо-Фарм Фритс") — 6:39.08. 2. Штефан Веземанн (Германия, "Дойче Телеком") — отставание 3.04. 3. Том Бунен (Бельгия, "Ю. Эс. Постал") — 3.08. 4. Тристан Хоффман (Голландия, "КСК-Тискаль") — 4.02. 5. Ларс Михаельсен (Дания, "Тим Коаст"). 6. Джордж Хинкапи (США, "Ю. Эс. Постал") — то же время…17. Андреа Тафи (Италия, "Мапеи") — 9.11…26. Эрик Цабель (Германия, "Дойче Телеком") — 9.59. 27. Фрэд Родригес (США, "Домо-Фарм Фритс") — 14.00…32. Сергей Иванов (Россия, "Фасса Бартоло") — 15.21…37. Алексей Сиваков (Россия, "Биг Мат — Юбер") — 17.48.
Зачет Кубка мира (после трех этапов). 1. Мюзев — 170 очков. 2. Марио Чиполлини (Италия, "Аква&Сапоне") — 120. 3. Тафи — 109. 4. Хинкапи — 82. 5. Родригес — 79. 6. Веземанн — 70. 7. Петер Ван Петегем (Бельгия, "Лотто") — 61. 8. Жо Планкерт (Бельгия, "Кофидис") — 55. 9. Бунен — 52. 10. Маркус Зберг (Швейцария, "Рабобанк") — 51.