Потолок игры
Вспоминайте. "Жмуришься. Аж до неприличия. Прострела ждешь, прокручивая в памяти намалеванные пацанами картины. "Этот как шарахнет! У того, другого, голова отваливается, а мяч на ее место". Да-а-а уж… Шеи больше нет, вжата в плечи по самое… Надо, Вова, надо. Прыгаешь. Кожаные ромбы впиваются в лоб, голова, как после хорошего хука, дергается назад, ты исполняешь упражнение "потолок" — "пол" ("земля" — "воздух") и уже привычно ловишь грунт пятой точкой. Мяч невесть где, трибуны шокированы, но тебе плевать. Экзекуция закончилась. Головой сыграно!"
Знакомо? Каюсь, имеет место несколько неприглядный оттенок. Футболист — это же герой. А тут такой деготь. Какие-то страхи, "мурашки". Хорошо, хорошо. Тем, кто БЕЛИТ футбольный "потолок" (и только!), посвящается…
ГЛАВА 5. ИГРА ГОЛОВОЙ
Однажды Пеле, отвечая на вопрос, сложная ли игра футбол, не без юмора заметил: "Конечно, сложная. Ведь играют в него ногами, а думать приходится головой". С Королем спорить себе дороже, но… Головой в футболе не только думают, но и очень активно играют. Действо воздушных дуэлей подчас так прихватит, мама не горюй. Куда там Лукасу со своими "Звездными войнами"! Эпизоды футбольных "воздушных войн" - вот это да!
Эпизод 1. Голова профессора Старухина
Игра головой. Что имеем с 1/6 части суши? Ковтун, Черевченко, Варламов… Это из действующих. А вообще? И думать нечего — Старухин.
"Достаточно высокий, рано облысевший и потому выглядевший крупноголовым, Старухин имел любимое занятие: подстеречь высоко летящий мяч и боднуть его в сетку. В те годы, когда играл Старухин, он был общепризнанным, а точнее сказать, единственным мастером игры головой…" Лев Филатов. "Форварды".
Единственный… И это в те годы! Удачливые 70-е. Серебро в Европе, бронзовые медали мюнхенской и монреальской Олимпиад. Слушаем.
Виталий Старухин: "Никто не верит, когда я говорю, что специально на тренировках игру головой не отрабатывал, но так оно и есть. Всегда полагался на природное чувство мяча, которое было неплохо развито с детства — я ведь и в баскетбол, и в волейбол недурно играл. И понял, что закономерность поведения мяча в воздухе, в сущности, одинакова для любой командной игры. Необязательно выше всех прыгать, чтобы обвести блок над сеткой или завладеть отскочившим от щита мячом. Главное — прочувствовать траекторию его полета и встретиться с ним в нужное мгновение и в нужной точке".
Если место и время встречи изменить нельзя, то саму технику исполнения удара варьировать можно.
Старухин: "При ударе с места лбом ноги ставятся на ширину плеч и чуть сгибаются в коленях. Одна нога "выносится" вперед. Туловище перед ударом отклоняется назад, а мышцы спины напрягаются. Затем тяжесть тела быстро переносится на стоящую впереди ногу и резким движением головы, напоминающим кивок, наносится удар лбом в середину мяча.
Чтобы нанести удар лбом в прыжке, прежде всего необходимо хорошо выполнить толчок ногами и правильно скоординировать свои движения в наивысшей точке прыжка. Здесь коротким движением туловища и кивком головы резко наносится удар по мячу. Важно запомнить: при ударе головой мышцы шеи должны быть напряжены, глаза открыты и головой нужно играть, а не просто подставлять ее. Играть!"
Можно раскланиваться с мячом, можно стыковаться с ним в бреющем полете, но про вот это старухинское "играть!" забывать не стоит. Не рекомендуется.
Партнер Старухина по донецкому "Шахтеру" вратарь Вячеслав Чанов: "Старухин именно играл головой. В прыжке видел все. И движение вратаря в том числе. Мог в последнее мгновение так выкрутить, что ловить было бесполезно. В Донецке вообще вся тактика была построена на Старухине. Даже мяч разыгрывали с центра поля таким образом. Он отдавался назад центральному защитнику, а Виталий за это время успевал добежать до штрафной. Шла длинная передача, он выигрывал мяч и скидывал Роговскому или Грачеву".
Скидывал… Если б в то, старухинское, время в ходу была система "гол плюс пас", форвард "Шахтера" лидировал бы, да еще и с неплохим гандикапом.
"Сброс мяча головой под удар, — говорил Старухин, — даже эффективнее будет, чем пас ногой. Не так очевидно для вратаря и защитников и, как правило, более удобно для партнеров. Иногда, чтобы сбить с толку обороняющихся и перехитрить их, полезно вообще не касаться мяча, а лишь имитировать борьбу в воздухе и … уповать на проворность оказавшегося рядом партнера".
Эпизод 2. "Рыбка" ты моя…
Если голова к голове "идут" — это одно. А если нападающий "рыбкой" "поплыл" к ноге защитника, тогда как? Это уже не потолок, а плинтус какой-то получается. И встречаться с шипами оборонца нападающему как-то не с руки, то есть не с головы. Если дело обойдется одними бинтами — считай, повезло. Николай Паршин, защитник "Спартака" 50-х, самый свой памятный гол (по его впечатлению) забил ВВС с прострела, идущего на полуметровой высоте. "По голове от Акимова получил, зато 3:1 выиграли", — вспоминал потом Паршин. Старухин: "Удар "рыбкой" в любом случае остается наиболее опасным для бьющего. Тут надо учесть все возможные для себя последствия и в первую очередь — не потерять из виду ближайшего защитника соперников: иначе можно и без головы остаться. И не потому, что твой опекун пойдет на умышленную грубость, нет. Просто он тоже будет делать свою работу — постарается выбить мяч ногой… Скажем, с московскими динамовцами Новиковым, Никулиным и Бубновым я старался без крайней нужды не связываться. Ребята были абсолютно бесшабашные". Слово Бубнову: "В те годы, когда я играл, Старухин был безоговорочно лучшей головой советского футбола. Он прекрасно "находил" мяч вверху и либо сам забивал, либо следовала скидка под удар партнерам. Но вот с московским "Динамо" Старухину всегда было тяжело играть. У нас тогда тренером был Сан Саныч Севидов, и мы очень много работали над игрой в воздухе. Плюс знали все секреты игры "Шахтера", которая во многом строилась на умении Бабуси действовать головой. Старухин вообще во время игры с нами любил, как говорят футболисты, "поплакать". Никулину плакался: "Серег, слушай, ну иди к кому-нибудь другому, что ты за мной все ходишь? Что меня держать — я уже старенький, ничего не сделаю". Артист большой был. Я же со Старухиным в основном играл на стандартах — не уступал ему ни в росте, ни в физической силе.
Если же о нашей бесшабашности говорить, то тут, наверное, Валерий имел в виду, что мы, защитники "Динамо", были игроками без страха и упрека. Ведь если форвард готовится выполнить "рыбку", защитник должен иметь определенное бесстрашие и силу воли, чтобы не побояться пойти навстречу мячу (и голове соперника!) ногой. Мы не боялись. И тогда кто кого опередит. Травм много в таких случаях было — и носы ломались, и челюсти…"
Получили брошюру: "ловись рыбка большая и маленькая…" Ловись… Телеэкранами ловись!
Во как я переиначил о среднестатистическом болельщике вспомнив. Ему, болезному (от "болеть" — переживать), привычно с пивом усевшемуся перед голубым экраном для лицезрения, скажем, Лиги чемпионов, по большому счету до лампочки все эти носы и челюсти. Если таранки под рукой нет, так хоть на экране что-нибудь съедобное сварганьте. А что там дальше: грудь в крестах или "голова в шипах"…
Эпизод 3. Мини и макси
Если через затуманенное "Балтикой" око смотреть футбол (многих наверняка удивит такая постановка вопроса: а как еще?), то очевидной станет истина: чем выше игрок, тем больше у него шансов "потолок белить". Ему, может, даже и прыгать не надо — весь второй этаж и так его. "Дядь, достань воробушка…" Справедливо такое суждение будет только под "балтийский перебор".
Да, "каланчи" на ногах стоят — не столкнешь. Коллер, Бирхофф, Скухравы… Томаш Скухравы, чех, в матче 1/8 финала мирового первенства-90 три мяча забил, гладя костариканцев по голове… подмышками. На две головы выше был.
Если природа ростом не наделила, надо брать позицией! Василий Кульков, защитник "Спартака" и сборной России 90-х: "Я часто играл против нападающих, которые выше меня. Но если ты занял правильную позицию, ему у тебя не выиграть! А вот Саморано — мелкий. Но сколько головой забил! Умеет действовать на опережение. Или же "дернет" защитника — тот рванулся, он остался на месте, мяч через защитника перелетает — Саморано забивает. "Король воздуха"!"
"Воздух выдержит только тех, только тех, кто верит в себя…" — пел Вячеслав Бутусов. Подозреваю, что лидер культового "Наутилуса Помпилиуса" не ведал, что посвящает эти строки Саморано. Или Галимзяну Хусаинову. (Два решающих гола в финалах Кубка СССР, те, что Гиля забил головой при своих 164 сантиметрах роста, позволили спартаковцам тоже пустить в ход "Короля воздуха". По заслугам и по-доброму — без сарказма.) Или Сергею Реброву. Ребров: "Недостаток роста я постарался компенсировать другими ценными качествами — хорошей координацией, резкостью, прыгучестью. Я ведь в детстве был "всеядным": играл и в баскетбол, и в волейбол, и даже в хоккей, если наша украинская зима позволяла". Ничего не напоминает? А как же речи профессора Старухина? Ведь буквально по написанному Ребров шпарит. По зазубренному. О баскетболе-волейболе. Только вот во времена Старухина еще и волейбол … головой практиковался. Старухин: "Я когда еще в футбольной школе занимался, мы зимой в волейбол головами играли. Зальчик был маленький, любой сильный удар ногой мог обернуться разбитым окном, и мы по волейбольным правилам на "раз-два-три" перебрасывали мяч головами с одной стороны площадки на другую. Занятие, на мой взгляд, очень полезное, но в командах мастеров почему-то не прижившееся". Рецепт?
Эпизод 4. Скрытая угроза
Стандартный монолог: "Наши головой играть не умеют. Абсолютно. То ли дело "Бавария" или "Манчестер". Чтобы уважать кого-то — уважай себя. Но о каком уважении толковать будем, если у нас по поводу забитого головой мяча легко может "пройти" такой комментарий: "Да это у нападающего голова квадратная. Углом зацепил мячик, вот тот и залетел в ворота". Шутка шуткой, но доля правды в ней есть.
С этой темы выводов выводить — не перевыводить. Это как с сушками у Саши… Не кончается шоссе, не кончаются сушки. Говорили о проблемах с "потолком", говорят и будут говорить.
На ваш суд представлены два "спича". Разница во времени между ними 14 лет. А воз и ныне…
1988 год. Михаил Якушин: "Сколько мы играем в футбол, столько и будем говорить о нашем отставании в игре головой. Почему это происходит? Целые поколения наших футболистов воспитаны на том, что мяч должен чаще держаться внизу, так как внизу играть легче. Эта истина преподносится каждому игроку с детства. А раз так, то и на тренировках должного внимания отработке ударов головой не уделяется. Больше того, у нас отсутствует необходимая методика обучения этому важному элементу игры. Те редкие футболисты, которые показывали достаточно высокое мастерство в игре головой (Селин, Сальников, Калоев, Понедельник, Старухин), добивались желаемого большей частью путем самостоятельных занятий, интуитивно используя свои природные физические данные. Ведь при игре головой основной фокус состоит в том, чтобы, когда партнер делает передачу, точно уловить момент вылета мяча и вовремя выпрыгнуть. Те же Сальников и Старухин обладали очень верным расчетом при выпрыгивании, благодаря чему они, как правило, наносили удар в высшей точке своего прыжка, что особенно ценно.
В зарубежном футболе, в отличие от нашего, обучению игре головой традиционно уделяется большое внимание. К сожалению, у нас никто не играет головой так, как играл знаменитый венгерский нападающий Кочиш. В одном из матчей со сборной СССР, к примеру, после навесной передачи Пушкаша он высоко выпрыгнул, на какое-то мгновение завис в воздухе, а затем чуть отклонил голову назад и нанес сильный и точный удар по воротам. Самое печальное то, что такой игре головой у нас не обучают. Могу здесь взять вину и на себя. В своей тренировочной практике я вроде бы уделял немало внимания игре головой, но в основном это были занятия с защитниками, в ходе которых ставилась задача научить их в жестких единоборствах отбивать мячи после навесных передач. Для нападающих существовали свои игровые упражнения — игроки атаки должны были рывком опередить соперника и нанести удар по воротам. А вот специальных упражнений по "схеме Кочиша" я не проводил, и это было, как я теперь понимаю, моим упущением".
2002 год. Марат Измайлов: "Основная причина не слишком хороших действий наших команд на "втором этаже" — отсутствие самого ее фундамента. Не закладываются азы в детских школах. Я по себе сужу: знаю, что надо правильно позицию выбирать. И все. А возьмем английский футбол. Так, у них игра головой, наверное, с пеленок пестуется! И если на "взрослом" уровне разница в этом элементе футбола несколько притупляется, то на юношеском она просто громадна. Когда я пацаном играл против англичан, они нас просто "закидывали" своими подачами и прострелами".
Река времени камень не точит. Камень нашей "головы" все так же прочен и неприступен. Может, хоть королевским речам внемлет?
УРОКИ КОРОЛЯ
Пеле: "Я на всю жизнь запомнил: бить надо центральной частью лба, глаза открыты, рот закрыт. Отведи корпус назад. Чем дальше ты его отведешь, чем резче рванешься вперед, тем мощнее получится удар. И не закрывай глаза! Чтобы научить ребенка не жмуриться, надо больше бить ему в лоб. Мячом, конечно. Желательно слегка спущенным.
Один же из моих лучших ударов головой (так уж случилось) совпал с впечатляющей демонстрацией вратарского мастерства. Произошло это на чемпионате мира в Мексике в 1970 году в матче Бразилия — Англия. Жаирзиньо, уверенно обыграв Купера, сделал мне отличную навесную передачу. Я высоко выпрыгнул и ударил головой. Мяч, срикошетив от земли, полетел точно в верхний угол. Вратарь англичан Гордон Бэнкс находился в противоположном углу. Я радостно закричал: "Го-о-л!" Однако Бэнкс, как лосось в стремнине реки, метнулся в угол ворот и, дотянувшись кончиками пальцев до мяча, перевел его через перекладину. Немыслимый бросок!"
Мыслимые и немыслимые броски. Поймать и отбить. Выбить. Перехватить…
О технике игры вратаря читайте в следующем номере "Советский спорт — ФУТБОЛ".
КСТАТИ
Согласно футбольной статистике, из 84 голов, забитых Старухиным в чемпионатах СССР, 46 (больше половины!) оказывались решающими для исхода матча — приносили его клубу либо победу, либо ничью.
Иван Саморано, Иван "Грозный", в 1997 году был признан самым выдающимся спортсменом Чили всех времен.
ЛЮБОПЫТНО
Рано "состарившийся" (то есть утративший растительность на голове) Старухин получил среди донецких болельщиков несколько необычный, но очень ласковый псевдоним "Бабуся".
В сороковые годы в первенстве Москвы зверствовал один защитник — он доставал из гетры булавку и в момент прыжка соперника… колол того в пятую точку.
САМОЕ-САМОЕ
Сколько бы ни говорили о том, что голова — это наше самое слабое звено, важнейший гол в истории отечественного футбола был забит именно ею. Вспомним?
10 июля 1960 года. Париж. "Парк де Пренс". СССР — Югославия. Финал Кубка Европы. 1:1. 23-я минута дополнительного времени. Яшин рукой выбрасывает мяч практически к центральному кругу. После короткой перепасовки Бубукина и Войнова последний обыгрывает Матуша и длинной передачей отправляет в прорыв по левому флангу Месхи. Михо элегантно, своими финтами разбирается с опекуном и простреливает в район одиннадцатиметровой отметки, куда параллельным курсом на всех парах летит Виктор Понедельник. Удар головой в "свободный" от вратаря Вудринича угол и — 2:1. Кубок наш!
Первый гол чемпионата мира в Швеции в 1958 году (наш первый чемпионат мира!) был забит не головой, а… физиономией. После сильной прострельной передачи с фланга мяч попал в лицо шведскому нападающему Агне Симонссену и отскочил в ворота. "Кровавый гол", как писали потом корреспонденты.
Первый "золотой" гол в истории чемпионатов мира и Европы был забит именно головой. Его автор - немец Оливер Бирхофф. А произошло это знаменательное событие в финале первенства Европы-96 Германия — Чехия.
На мировых первенствах самые "обидные" голы со "второго этажа" мы получали не из-за бездарной игры в "воздухе", а из-за несвоевременных проявлений свойственной нам расслабухи.
1970 год. ЧМ в Мексике. Несколько минут оставалось до окончания дополнительного времени четвертьфинального матча с Уругваем, когда, уповая на свисток арбитра (мяч покинул пределы поля!), игроки сборной СССР буквально встали и позволили одному уругвайскому нападающему (Кубилле) подать мяч, а второму (Эспарагго) этот навес замкнуть. 0:1 — и мы без медалей.
1986 год. Снова чемпионат мира, снова Мексика, снова дополнительное время и снова "встаем"… Матч 1/8 финала с Бельгией. Счет 2:2. Вспоминает Ринат Дасаев, защищавший ворота сборной СССР в том матче: "Третий гол "начался" с неприметного вроде бы промаха Олега Кузнецова. Погорячившись, наш защитник выбил мяч на угловой в ситуации, абсолютно того не требовавшей. Бельгийцы быстренько его разыграли. Геретс, увидев в штрафной Де Моля, тут же верхом отправил ему мяч. Стоявший рядом с Де Молем Баль, вместо того чтобы перехватить передачу, вдруг зачем-то рванулся в сторону. И бельгиец беспрепятственно пробил головой. Так же странно повел себя Андрей и чуть позже, когда забивался четвертый гол. На сей раз Баль оставил без присмотра Кулеманса. И тот точнехонько скинул мяч головой под удар набегавшему Кулемансу". 3:4 - и время собирать чемоданы. Домой…