Прибавление в "Королевском" классе
7 апреля на японской трассе "Сузука" начнется чемпионат мира по кольцевым мотогонкам. Причем вместо прекратившего свое существование "королевского" класса 500 куб. см в новом сезоне будет представлен новый класс - "МотоGP", в который будут допущены четырехтактные мотоциклы с объемом двигателей до 990 куб. см.
Виктор МАМОНТОВ, комментатор ТВЦ
Строго говоря, четырехтактные двигатели в "Мото Гран-при" и раньше никто не запрещал. Но было очевидно, что при ограничении объема до 500 куб. см двухтактные будут иметь неоспоримое преимущество. Поэтому в последний раз четырехтактный мотоцикл принимал участие в "Гран-при" в начале 80-х. С инженерной точки зрения этот мотоцикл был по-настоящему революционен, но побеждать он, увы, не мог. Зато теперь, после отмены ограничений, простор для инженерных новаций полный. Дело в том, что двухтактные технологии в массовом производстве практически не используются, так что крупным мотопроизводителям, по большому счету, не было никакого смысла разрабатывать спортивные прототипы без перспективы дальнейшего использования новаций в массовом производстве. Наверно, именно поэтому одни заводы делали упор на чемпионат в классе Супербайк, в котором традиционно принимали участие именно мотоциклы с четырехтактными двигателями, а другие работали сразу на два фронта. Теперь же вполне можно сосредоточиться на одном чемпионате.
Сразу несколько производителей, не представленных ранее на чемпионате в классе 500, объявили о своем участии в "МотоGP". Среди первых — "Априлья". Другой крупнейший итальянский производитель, "Дукати", войдет в чемпионат только в следующем году. Учитывая впечатляющие успехи "красного итальянца" в Супербайке, где традиционно гоняются на "четырехтактниках", мы вполне можем ожидать ниспровержения кумиров последних лет — "Хонды" и "Ямахи". Тем более что "Дукати" объявила бюджет будущей команды — 30 миллионов долларов!
В прошлом чемпионате монополия на поставку шин была у "Мишлен". В этом году монополии не будет. Об участии в "МотоGP" уже заявили два других крупнейших производителя — "Бриджстоун" и "Данлоп". "Все лошадиные силы в мире не дадут никакого преимущества, если шины не позволят использовать их на 100 процентов" — это слова чемпиона мира 2000 года Кенни Робертса-младшего.
На старт первого этапа выйдут пилоты 12 команд, из которых пять представляют "Хонду", четыре — "Ямаху" и по одной — "Сузуку", "Априлью" и "Протон". Официальные команды "Хонда", "Ямаха", "Сузуки" и "Априлья" будут представлены четырехтактными мотоциклами. Остальные — двухтактными. Вообще в чемпионате заявлены 20 пилотов, и в отличие от прошлого года, когда в первенстве участвовало сразу 11 (!) дебютантов, на этот раз таких революционных изменений нет. Настоящих новичков только двое — американец Джон Хопкинс и испанец Пере Риба. Дебютантом с оговорками можно назвать Даиджиро Като, который в прошлом году выиграл чемпионат в классе 250 куб.см. Полностью сохранили состав: официальная команда "Ямаха" (Макс Бьяджи и Карлос Чека), "Хонда Понс" (Алекс Барруш и Лорис Капиросси), "Ямаха Тек 3" (Шинья Накано и Оливье Жак) и "Сузуки" (Кенни Робертс и Сет Жиберно). Что же касается главного фаворита — официальной "Хонды", то ее будут представлять Валентино Росси и Тору Укава.
Сезон испытаний открылся еще в прошлом году. На японской трассе "Сузука" мотоцикл испытывал Валентино Росси — чемпион мира в классе 500 "кубиков" 2001 года. После первых тестов он был, мягко говоря, не в восторге и потом долго размышлял, на каком же мотоцикле ему выступать. Дело в том, что в этом году можно будет использовать и байки традиционной конфигурации, и новые. И только в последний момент, видимо, под сильным давлением руководства команды, объявил, что выйдет на старт на "четырехтактнике". "Ямаха", в отличие от "Хонды", успехами своего "четырехтактника" похвастать не может. На тестах в Каталонии лучшее время "Ямахи" было почти на секунду хуже времени лидера — Валентино Росси, а на "Сузуке" в минувшие выходные — на секунду и семь десятых!
Ну что же, до старта нового чемпионата всего лишь два дня. Он и расставит все по своим местам. А мы с вами увидим, что же произойдет на "Гран-при Японии" в воскресенье на канале ТВЦ в 12.30.
КСТАТИ
Российские спортсмены никогда не участвовали в столь престижных гонках, но если бы большой мотоспорт пришел в Москву, возможно, в нашей стране нашлись бы люди, способные бросить вызов лучшим мотогонщикам мира. Говорят, что чиновники московской мэрии ведут переговоры с организаторами чемпионата мира по кольцевым мотогонкам о том, чтобы после окончания строительства автодрома в Нагатинской пойме проводить там не только соревнования "Формулы-1", но еще и этапы чемпионата "Мото Гран-при".