Один шаг вперед, десять назад
На прошлой неделе на очередном заседании мирового Совета ФИА по автоспорту был принят ряд важнейших поправок к правилам в "Формуле-1", которые некоторые специалисты уже успели окрестить драконовскими мерами.
МОНТОЙЯ И ШУМАХЕР ДОЛЖНЫ ЗАДУМАТЬСЯ
Самым важным из принятых постановлений является ограничение количества двигателей, используемых командами на "Гран-при". Теперь каждый гонщик сможет использовать в течение уик-энда только один мотор. И если по ходу соревнования двигатель все же придется менять, пилот, сидящий за рулем этого болида, будет автоматически перемещен на стартовой решетке на 10 мест вниз. "Существующее положение в "Формуле-1" несколько экстравагантно, - говорит ярый сторонник новых правил президент ФИА Макс Мосли. - Многие команды создают специальные двигатели для квалификации, рассчитанные не более чем на 50 миль. Поэтому мы хотим уравнять шансы всех команд, даже тех, за которыми не стоит крупный капитал".
Однако на этом нововведения не заканчиваются. В ответ на полемику, возникшую после двух первых "Гран-при" сезона, в частности в связи с наказанием Хуана-Пабло Монтойи, которое почти все гонщики, включая Михаэля Шумахера, расценили как слишком жесткое, было решено, что стюарды могут переместить пилота на 10 мест назад на стартовой решетке следующего этапа, если они определят, что он заслуживает наказания за инцидент в предыдущей гонке. Это означает, что комиссарам не придется больше штрафовать гонщика в ситуации цейтнота, теперь стюарды будут иметь возможность еще раз посмотреть спорный эпизод на видео и лишь после этого вынести окончательный вердикт.
Кроме того, на Совете также было объявлено, что в будущем та машина, которая останется на своем месте после того, как пелотон уйдет на прогревочный круг перед стартом гонки, уже через 30 секунд будет убрана со стартовой решетки и эвакуирована на пит-лейн. Напомним, что до этого команды могли продолжать работу над болидом до самого старта.
АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ ЗАДУМАЛИСЬ
Было бы странно, если бы эти решения Совета весь "формулический" мир сразу принял "на ура". Например, поправкам, касающимся замены моторов, было оказано такое мощное сопротивление, что президент ФИА Макс Мосли был вынужден согласиться на введение этой поправки не с 2003 года, а только с 2004-го. Больше всех, естественно, недовольны автопроизводители, которые сочли новое правило нарушением джентльменского соглашения между ними и ФИА о том, что регламент не претерпит серьезных изменений. Источник, близкий к компании "БМВ" - поставщику двигателей для команды "Уильямс", заявил британской газете "Гардиан": "Автопроизводителей вдохновляли на приход в "Формулу-1" общая стабильность в правилах. А теперь ФИА начинает корректировать эти правила, ведь требование сделать один двигатель на весь гоночный уик-энд не соответствует существующему регламенту. Нам придется создавать абсолютно другой двигатель, чтобы он смог продержаться все три дня "Гран-при".
А вот Марио Иллиена из компании "Мерседес", поставляющей моторы команде "Макларен", и Жан-Жака Хиса из "Рено" беспокоит двойное толкование этой поправки: является ли смена водяного насоса или генератора тока заменой двигателя? К каким компонентам двигателя у команды будет доступ? К каким компонентам - у стюардов? Можно ли менять свечу зажигания? Поэтому теперь ФИА придется как следует поработать над формулировками этой поправки, дабы помешать командам ремонтировать двигатели на автодроме. Вероятнее всего, моторы будут просто опечатываться, чтобы их нельзя было открыть. Вообще по новым правилам моторы, стоящие на запасных автомобилях, включены в число "дополнительных", так что любой пилот, пересевший на запасную машину, также автоматически будет перемещен на 10 мест назад, даже если проблема не была связана с двигателем.
ЗРЕЛИЩНОСТЬ РЕШАЕТ ВСЕ!
Невооруженным глазом видно, что все эти меры направлены только на одно - увеличить зрелищность соревнований. Не исключено, что через пару лет в каждой гонке сильнейшие пилоты будут вынуждены стартовать в конце решетки только потому, что на предыдущем этапе позволили себе маневр, подобный тому, что проделали Михаэль Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя в Малайзии. А может быть и другая картина: пилот, завоевавший поул-позишн, так нещадно эксплуатировал свой мотор, что перед самой воскресной гонкой он у него отказал. Поэтому вместо первого места на старте он автоматически переместится на 11-е. Это означает, что мы все чаще будем наблюдать неожиданные результаты, когда пилоты далеко не самых сильных команд смогут финишировать не только в очковой зоне, но и на подиуме. Вот радость-то для Эдди Джордана, чья команда в последние годы испытывает серьезный кризис, готовясь повторить судьбу "Проста": "Совсем неплохо для начала. Все, что делает "шоу" более захватывающим и при этом снижает затраты, должно восприниматься только как польза для "Формулы-1". Уменьшение расходов путем ограничения количества двигателей - отличное начинание. А новые штрафы позволяют стюардам эффективно наказывать пилотов, при этом давая возможность участвовать в гонке и им, и тем, кто ведет себя на трассе достойно".