Валентин Никульцев: Меня считают судьей-рекордсменом

news

29 марта исполнится 65 лет арбитру международной категории Валентину Никульцеву. Было время, когда без него не обходился ни один важный матч. Нередко Валентина Петровича и сейчас можно встретить на московских встречах российского чемпионата. Правда, передвигается он с помощью палочки и вряд ли когда-нибудь еще раз выйдет на лед.

ТАРАСОВ ПРОТИВ КУЛАГИНА

— Валентин Петрович, как самочувствие?

— Ничего не проходит бесследно, в том числе и занятия профессиональным спортом и связанные с этим разного рода мероприятия, в том числе и за праздничным столом. Да и пенсионный возраст, безусловно, дает о себе знать. Но я и в 65 остаюсь оптимистом, в канун очередного дня рождения о болячках и прожитых годах вспоминать не очень хочется.

— Тогда вспомним что-нибудь приятное.

— Сам я не помню, сколько матчей отсудил, а вот ленинградские статистики называют меня рекордсменом — только в чемпионатах СССР провел более 250 игр.

— Самый памятный матч?

— Весной 1974 года во Дворце спорта Лужников я судил встречу между "Крыльями Советов" и ЦСКА, в которой решалась судьба золотых медалей. Дополнительная принципиальность этой встречи заключалась в том, что за звание чемпиона боролись команды, которые возглавляли непримиримые в то время тренеры Анатолий Тарасов и бывший его помощник Борис Кулагин. Если не ошибаюсь, с разницей в одну шайбу выиграли профсоюзные хоккеисты. Сам счет говорит о напряженнейшем характере игры, о том, что судьи не имели права на ошибку. Тем приятнее было услышать после встречи добрые слова относительно судейства не только от капитанов и тренеров, но и от руководителей спорткомитета. Кстати, хорошие отношения у меня сложились со всеми тренерами, в том числе и с не умеющим проигрывать Виктором Тихоновым, который в случае поражения нередко видел в неудачах только судейские ошибки.

НА ПЕРЕПОДГОТОВКУ В КУШКУ

— Сохранить добрые отношения с тренерами ЦСКА удавалось далеко не всем арбитрам. Помните, как при Тарасове Андрей Захаров был призван в армию и несколько месяцев служил в Кушке, где, сами понимаете, льда никогда не было.

— Да, такой случай действительно был. В том году бессменные чемпионы армейцы неожиданно забуксовали, и генералы стали выяснять причины неудач. Так вот на очередном собрании Евгений Мишаков, нападающий ЦСКА, все свалил на арбитров, назвав, в частности, виновником поражений ЦСКА Андрея Захарова, после чего один из ведущих судей был отправлен на переподготовку в Кушку. Как известно, самую южную точку бывшего СССР.

— А как начиналась ваша судейская карьера?

— В молодости я, как и все мои московские сверстники, играл в футбол и в хоккей, выступал в городском первенстве в клубных командах "Динамо", а потом в череповецком "Строителе". А после окончания в 1958 году института физкультуры по приглашению Юрия Золотова оказался в клубе "Торпедо", где тренировал и хоккеистов, и футболистов. В 30 лет решил попробовать судить городское первенство, а через три года был рекомендован обслуживать игры чемпионата СССР. Закончил активное судейство в 50 лет.

ЛУЧШИМ БЫЛ ДОМБРОВСКИЙ

— Валентин Петрович, в 70-х годах вы считались одним из лучших арбитров СССР, тем не менее на чемпионатах мира не работали. Почему?

— Вижу два объяснения. Прежде всего в 70-е годы, покинув "Торпедо", я работал в федерации хоккея в Спорткомитете СССР и не имел морального права быть рекомендованным обслуживать игры чемпионатов мира. Во-вторых, в те годы арбитром №1 у нас был Виктор Домбровский из Челябинска, и, считаю, он по праву представлял наш хоккей на мировых форумах. Зато я судил эпохальные матчи между сборными СССР и Канады, причем и в Москве, и за океаном, а также поединки Кубка Канады, двух молодежных чемпионатов мира. Неоднократно летал в Канаду на предсезонные сборы арбитров НХЛ, так что не могу сказать, что меня кто-то притеснял.

— Один бывший тренер сборной СССР в свое время назвал вас серым кардиналом, намекнув на то, что вы во многом способствовали победам наших хоккеистов на многих чемпионатах мира. Разделяете такое мнение?

— Громко сказано. Как может скромный работник Федерации хоккея СССР способствовать регулярным успехам сборной СССР? Тем не менее действительно на судейство в мировых чемпионатах, в Кубке Канады, на "Призе "Известий" у наших игроков и тренеров не возникало претензий. А в этом была и моя небольшая заслуга.

— В чем именно?

— За судейство в Международной федерации хоккея отвечал Андрей Старовойтов, однако всю работу с зарубежными арбитрами вели мы с Виктором Домбровским. Наши обязанности заключались в том, чтобы оказывать иностранным коллегам, скажем так, внимание. На "Призе "Известий", например, приходилось развлекать их до 3 — 4 часов ночи, а в 9 часов я заходил в кабинет к тогдашнему своему непосредственному начальнику Валентину Сычу и докладывал о проделанной работе, результаты которой проявлялись через несколько месяцев на чемпионатах мира.

— Были зарубежные арбитры, которые в декабре пили, гуляли в Москве за чужой счет, а во время чемпионатов мира забывали о ваших "услугах"?

— Нет, мне не попадались судьи, которые не шли бы на контакт. К тому же они понимали, что через год состоится новый чемпионат мира, и их судьба во многом будет зависеть от Андрея Старовойтова.

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ

— Ваше мнение о современном судействе?

— Считаю, судить стало легче, поскольку разрешено больше силовой борьбы. Однако, к сожалению, далеко не все арбитры умеют проводить четкую грань между жесткими, в рамках правил, единоборствами и грязными, запрещенными приемами. Отсюда и частые ошибки, приводящие к выяснению отношений между хоккеистами с помощью кулаков. В последнее время изменилась система подготовки рефери. Похвально, конечно, что начался переход на профессиональное судейство. Беда в том, что не все арбитры отказываются от основной работы, хотя очевидно, что она мешает готовиться к играм, проводить их — некоторые порой не успевают переехать из одного города в другой. Словом, современным профи зачастую не хватает профессионального отношения к судейским обязанностям. Отсюда и нередкие претензии к ним и к арбитражу в целом.

Новости. Архив