Маргарита Дробязко, Повилас Ванагас: Нас продали!

news

В один из заключительных дней чемпионата мира разразился скандал. Федерация фигурного катания Литвы подала протест в ИСУ по поводу несогласия с распределением мест в спортивных танцах на льду.

Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, ученики Елены Чайковской, занимавшие третью позицию после обязательных и оригинального танцев и безупречно откатавшиеся в произвольном, проиграли бронзовые медали Гале Чат и Сергею Сахновскому из Израиля с разницей в один судейский голос. Под петицией в поддержку литовцев, также поступившей в Международный союз конькобежцев, поставили подписи более двадцати спортсменов, тренеров, хореографов, судей. С российской стороны в защиту знаменитых фигуристов, в частности, выступили танцоры Татьяна Навка и Роман Костомаров, их наставник Александр Жулин, чемпион мира 2000 года в парном катании Алексей Тихонов.

На Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити Дробязко и Ванагас тоже апеллировали в ИСУ, посчитав, что их засудили, поставив на пятое место. Напомним, третье и четвертое места заняли соответственно Барбара Фузар-Поли с Маурицио Маргальо из Италии и Шей-Линн Бурн с Виктором Кратцем из Канады, допустившие падения в произвольном танце. Но тогда литовский дуэт протестовал формально, чтобы просто привлечь внимание к проблемам судейства в танцах. Протест был отклонен ИСУ, и эта ситуация не вызвала общественного резонанса.

Скандал в Нагано как назло разгорелся вскоре после пресс-конференции президента ИСУ Оттавио Чинкванты, который провозгласил, что судейство, на его взгляд, стало более объективным. И сразу же происходит очередной инцидент.

Дробязко с Ванагасом заявили, что после этой истории им больше ничего не остается, как немедленно покинуть большой спорт.

В эксклюзивном интервью корреспонденту "Советского спорта" Рита и Повилас добавили:

— Мы собирались уйти и так. Теперь это только усилило наше желание, потому что оставаться в мире, где столько грязи, нет никаких сил.

— На Олимпийских играх вы отметили, что ваш протест был формальным. Может, стоило быть более настойчивыми, тогда бы здесь подобное безобразие не повторилось.

— Мы не верили, что наш протест мог быть удовлетворен в Солт-Лейк-Сити. Думаем, что и на этот раз результат будет нулевым. Практика доказывает, что апеллировать к ИСУ равнозначно тому, что биться лбом о стенку. Канадской паре Сале — Пеллетье, получившей вторую золотую медаль, несказанно повезло, что Олимпиада проходила в Америке, где пресса имеет большой вес. Если бы соревнования проводились в другой стране, их протест не был бы замечен.

— Получается, не был замечен и ваш протест?

— Он как раз был взят на заметку ИСУ, и, вероятно, наше четвертое место на чемпионате мира — очень хорошая месть.

— Возможно, все дело в том, что вы представляете маленькое государство, не имеющее мощной федерации фигурного катания?

— Нет! Вот в США огромная федерация, но она не мощная. Не лезет так нагло в судейство, как многие другие. И судьи у них более демократичные.

— Вообще проблемы в руководстве ИСУ или в системе судейства?

— В испорченности людей. К сожалению, есть специалисты из бывшего СССР, которые быстро перестроились. Мы удивляемся, с какой скоростью они продаются и покупаются, как часто могут совершенно спокойно отказаться от всех человеческих принципов и действовать в соответствии с какими-то договоренностями.

— Несколько лет назад в целях объективизации вашего вида ИСУ ввел правило, исходя из которого обязательные, оригинальные и произвольный танцы судят разные бригады. Было бы лучше, если бы бригада была одна и та же?

— Не знаем, как объяснить то, что наш судья (Евгения Гасцоровска. — Прим. автора) практически никогда не попадает в жюри, в то время как другие арбитры — постоянно в бригаде. Может быть, им так везет при жеребьевке. Поэтому для нас и прошлая, и нынешняя системы судейства одинаковы.

— Ваш арбитр судил Олимпийские игры.

— Было сделано все, чтобы он не судил! На жеребьевке наш судья "выпал", видимо, случайно как более безопасный, потому что гораздо хуже было бы для всех, если бы судили американский или канадский арбитры. Но чуть позже, когда в финале "Гран-при" мы стали третьими и нас уже воспринимали как конкурентов, нашего судью начали уничтожать: просили предоставить документы о том, сколько дней в году он проводит в Литве, проверяли штампы в паспорте. Это продолжалось до самых Олимпийских игр. У нас волосы дыбом вставали, потому что если бы мы выступали без судьи, то вообще были бы десятыми.

— В минувшую пятницу перед произвольным танцем, когда вы занимали твердую третью позицию, что-нибудь предвещало бурю?

— Судейская бригада! Когда мы ее увидели, то поняли, что возможны любые сюрпризы. Конечно, пытались настроиться на безошибочный прокат, чтобы красиво завершить сезон и свою любительскую карьеру. Места за столиками заняли люди, мягко говоря, управляемые. И смело можно сказать, что хуже "явления", чем папа Гали Чат (крутой бизнесмен Борис Чат, проживающий в США, уроженец города Бельцы, Молдавия. — Прим. авт.), сейчас в фигурном катании нет. Он и так имеет неограниченные возможности оказывать давление на арбитров, а когда к тому же их судья попадает в бригаду, то для спортсменов это настоящая трагедия. Причем, уверены, Чат — Сахновский еще и недовольны третьим местом. Хотят все больше и больше! Если останутся Бурн — Кратц и Лобачева — Авербух, в следующем сезоне они пожелают и их обыграть. Это бесконечный процесс.

Официального ответа на протест литовцев со стороны ИСУ не последовало, но как стало известно корреспонденту "Советского спорта" из собственных источников, он был отклонен.

Новости. Архив