А караван идет…

news

В субботу гонкой Милан — Сан-Ремо сильнейшие велосипедисты-шоссейники фактически открывают очередной мировой сезон. Разобраться в хитросплетениях предстоящего сезона и некоторых цифрах официальных протоколов поможет, надеемся, этот материал.

С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ "ПРОФИКИ"

Долгое время велоспорт существовал как бы в двух измерениях. Соревнования профессионалов и любителей проходили раздельно. Для первых существовали "Джиро", "Вуэльта", "Тур де Франс". Вторые (в их числе все наши велосипедисты) разыгрывали олимпийские медали, звание чемпиона мира, "Велогонку мира" и мечтали… посостязаться с профессионалами. Однако Международный союз велосипедистов занимал на этот счет весьма категоричную позицию: гонщик, имеющий статус любителя, не имеет права соревноваться с профи.

Железный занавес рухнул в конце 80-х годов. Сначала в СССР появилась собственная профессиональная команда, потом профи были допущены на Олимпиаду и, наконец, сам статус любителя трансформировался в несколько обидное прозвище — непрофессионал. Этим именем называют нынче всех, кто не имеет профессионального контракта. Даже чемпионаты мира проходят теперь по трем категориям - юниоры, молодежь и элита. Под вывеской "молодежь" (до 23 лет) скрываются как раз непрофессионалы.

Подписание контракта означает для спортсмена невозможность выступать среди "молодежи". Впрочем, исключения здесь были, и принадлежат они как раз нашим соотечественникам. В 2000 году москвич Олег Жуков подписал свой первый контракт. Пока в UCI оформлялись бумаги, Жуков готовился к чемпионату мира. Лицензия пришла в тот самый момент, когда наш велосипедист уже выступил в молодежной разделке. Желание стартовать в групповой гонке уже среди элиты было вполне естественным. Однако главный судья соревнований, у которого с памятью было все в порядке, резонно заметил, что такое недопустимо. Тут-то ему и продемонстрировали лицензию. Крыть подобный документ было нечем, и уникальный в своем роде случай попал в анналы истории велоспорта.

"ИТЕРА" ПОКА ВО ВТОРОМ ДИВИЗИОНЕ

Профессиональные команды, или (согласно официальной терминологии) "спортивные группы", в настоящее время разделены на три категории: 1-я — 30 команд, 2-я — 31 команда и 3-я - 41 команда.

Для тех читателей, которые только начинают знакомиться с большим велоспортом, поясним: категория в чем-то сродни понятию "дивизион" в футболе. Чем выше дивизион, тем серьезнее конкуренция, выше уровень велогонок, на которые приглашают команду, больше сумма контракта у каждого из велогонщиков, в конце концов.

В России попытки создания собственных профессиональных групп предпринимались не единожды. Самой успешной попыткой на сегодняшний день можно считать нашу первую команду — "Альфа-Люм". Созданная в 1989 году из сильнейших на тот момент представителей советской школы велоспорта, "Альфа-Люм" успела отметиться уже в своем первом сезоне, когда Дмитрий Конышев занял на чемпионате мира второе место в групповой гонке.

Успехи остальных российских команд выглядят скромнее. Более того, финансовый крах "Рослотто" привел к тому, что UCI ввело для профессиональных команд специальные требования, касающиеся их финансовой состоятельности. Так, наша "ИТЕРА", выступающая в этом году во второй категории, помимо заявочного взноса на сезон (около 200 тысяч долларов) предоставила Международному союзу велосипедистов банковскую гарантию выплаты всем своим спортсменам и техническому персоналу зарплаты за три месяца. Стоит ли говорить, что у команд первой категории требования и суммы расходов на несколько порядков выше. Тем более впечатляющей выглядит цель российской команды — в 2005 году принять участие в "Тур де Франс".

МЫ НЕ ЖДЕМ МИЛОСТИ ОТ ПРИРОДЫ

Те из читателей, кто обратит внимание на расписание главных гонок сезона, наверняка выделит из общего перечня три многодневки, стоящие особняком. "Джиро д'Италия", "Тур де Франс" и "Вуэльта" не случайно имеют категорию "Гранд тур". Каждая из них имеет более чем столетнюю историю, богатейшие традиции. К участию в них допускаются избранные команды — не все велоконюшни первой категории удостаиваются приглашения организаторов. При этом "Тур де Франс" даже среди этих гонок стоит на особом месте. Приглашение команды на "Тур" означает международное признание, причастность к той самой когорте великих, к которой в конечном итоге стремятся все, кто создает профессиональные группы.

Возможно ли команде достичь поставленной цели, тем более что для этого осталось чуть больше трех лет? В прошлом году "ИТЕРА" выступала далеко не на самых рейтинговых турах и задачи занять какое-то высокое итоговое место перед собой не ставила. Этот сезон россияне начинают уже с другим настроем. Закончивший выступления в качестве гонщика двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов работает в "ИТЕРА" спортивным директором. Благодаря собственным связям и авторитету он добился для команды приглашения на весьма престижные гонки. Однако предостережем читателей от обольщений по этому поводу. Во-первых, этих гонок нет в приведенном нами перечне центральных событий года, а во-вторых, даже в них конкуренция за рейтинговые очки будет весьма и весьма острой. Конкретная задача на сезон будет сформулирована 5 апреля.

Что же до российских болельщиков, то в ожидании, пока наша команда пробьется в элиту, мы советуем им обратить внимание на следующих российских гонщиков, выступающих за зарубежные велоконюшни.


Российские велосипедисты-шоссейники уже успели отметиться на первых ответственных гонках сезона:

"Тур Даун Ундер" (Австралия). Кат.2.3 (15.01-20.01). По сумме этапов. 1. Рогерс Микаэль (Австралия, Институт спорта). 2. Бочаров.

"Трофей Луис Пуч" 180,3 км (Испания). Кат.1.2 (24.02): 1. Иванов.

"Вуэльта Валенсии" (Испания). Кат.2.3 (26.02-02.03)

1-й этап (126 км). 1. Алессандро Петаччи (Италия, "Фасса Бортоло"). 2. Конышев.


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ПЕРВЫЕ ГОНКИ - ПЕРВЫЕ ДОПИНГОВЫЕ СКАНДАЛЫ

Известная профессиональная велокоманда "Саеко" отстранила от участия в гонках с последующим приостановлением выдачи заработной платы итальянца Фабио Сакки после того, как у него дома были обнаружены запрещенные препараты.

Во время обыска местной полицией дома велосипедиста в городе Торричелла-Сикура был найден гонадотропин, вещество, которое спортсмены используют для повышения уровня тестостерона в крови. Обыск происходил во время участия Сакки в многодневной гонке "Тиррено-Адриатико".

По сообщению представителей "Саеко", наказание может быть и не временным: "Согласно нашим контрактам с гонщиками, руководство команды будет добиваться расторжения соглашения".

Новости. Архив