Александр Москаленко: Арнольд Шварценеггер ангажировал меня в шоу

news

В "Раздевалке" побывал олимпийский чемпион по прыжкам на батуте Александр Москаленко из Краснодара. Мы встретились в парижском аэропорту Шарль де Голль. Бригада "Советского спорта" возвращалась с Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, а Саша с женой Инной — из американского города Коламбуса, штат Огайо. Москаленко вместе со знаменитым гимнастом Алексеем Немовым участвовал в шоу, куда россиян пригласил Арнольд Шварценеггер.

ОЧЕРЕДЬ ЗА АВТОГРАФОМ

— Шварценеггер смотрел соревнования по прыжкам на батуте на Олимпиаде 2000 года в Сиднее, и ему захотелось увидеть представителя этого вида спорта у себя в шоу, — рассказывает Александр. — Арнольд большая умница! Создал уникальное представление в рамках фитнес-недели — соревнований по бодибилдингу, рестлингу, гимнастике, культуризму и так далее с солидным призовым фондом. За первые места платили по 100 тысяч долларов и вручали автомобиль "Хамер" стоимостью в 55 тысяч. И вот для того, чтобы разбавить и украсить эти соревнования, Шварценеггер зовет сюда титулованных спортсменов. В этом году такого приглашения удостоились только Леша Немов и я. Мне было очень приятно, что Шварценеггеру понравилось мое выступление. Он сказал: "Я получил огромное наслаждение. Вы с Немовым сделали великолепный спектакль".

— Шварценеггер в жизни такой же простоватый "рубаха-парень", как и его герои?

— Он очень интеллигентный человек и серьезный бизнесмен. И еще очень обаятельная и доброжелательная личность. Я поражаюсь его терпению. Для того чтобы сфотографироваться с ним, люди, которые купили билеты в VIP - зону, выстроились в длинную очередь. То есть это был конвейер в прямом значении этого слова. Арнольд стоял, улыбался, со всеми фотографировался. Было видно, что ему безумно тяжело. Но ничего не поделаешь, он ужас как популярен в Америке, человек-легенда, тем более сейчас, когда он снимается в третьей части "Терминатора".

БЫВШИЙ КОРОЛЬ БЕНЗИНА

— Выступления в США принесли вам определенную пользу с прицелом на будущее?

— Будущее я себе уже обозначил. Я собираюсь выступить на Олимпиаде 2004 года в Афинах. Единственное, о чем Господа прошу, чтобы он мне дал немножечко здоровья для того, чтобы я выдержал этот "марафон". В принципе результаты прошлого года вселяют в меня оптимизм. Я выиграл все основные старты: чемпионат мира, Игры доброй воли, Всемирные игры военнослужащих.

Мне смешно слушать, как кто-то говорит: "Нам нужен сбор в Сплите или в Корее". Да, я не исключаю, что кому-то нужен. Но мы на это не претендуем.

Дали бы возможность нормально готовиться, повнимательнее относились бы к нашему виду спорта. Прыжки на батуте требуют минимальных затрат. Тем не менее команда, вернувшаяся из Сиднея с двумя золотыми олимпийскими медалями, не имеет экипировки, стипендий. А на что ребятам, я извиняюсь, купить носки, трусы?

Я в декабре упал, травмировал плечо. Доктор сделал все, чтобы найти мне томографию, но в Краснодаре просто нет этой процедуры, а то я подлечился бы на месте. Нашли в Москве — за деньги. Обратились во властные структуры с просьбой оплатить лечение, однако получили отказ. Смысл сказанного сводился к следующему: "Мы не можем столько заплатить. Вы, друзья, к Афинам готовьтесь сами, а мы потом будем считать медали".

Россия получила первую пощечину в Сиднее. Такую легкую-легкую, пальцами еле коснулись. Вторая, уже более ощутимая, была в Солт-Лейк-Сити. И я очень боюсь, что если все так будет продолжаться, к нам будут так же предвзято относиться и нашим противникам все это будет сходить с рук, то в Афинах России устроят показательную порку. Я даже не знаю, как там нужно выступать для того, чтобы выигрывать. То, что в Австралии и Ире Караваевой, и мне удалось завоевать золотые медали, — фантастика. Две высших награды отдали одной стране! Так получилось, вероятно, из-за того, что прыжки на батуте дебютировали в олимпийской программе и им уделялось повышенное внимание. Просто не посмели "хамить" в тот момент, но я убежден, что Афины что-то изменят. И уже сегодня надо думать о том, чтобы быть на голову выше соперников. Но для этого надо создавать комфортабельные условия для тренировок не на словах, а на деле.

— Александр, вы ведь можете купить себе и носки, и все остальное. Вы же известный в Краснодаре бизнесмен. Так?

— Сейчас я пытаюсь войти в ресторанный бизнес.

— В свое время вы считались "королем бензина". Но ушли из прибыльной сферы деятельности. Вы вынуждены были это сделать?

— Я ушел незадолго до Олимпиады в Сиднее, потому что решил вернуться в большой спорт после двухлетнего перерыва, и мне необходимо было полностью сосредоточиться на подготовке к Играм. Я же потерял спортивную форму, поправился на двадцать килограммов, утратил некоторые элементы. Поверьте мне, заниматься нефтью опасно, но с финансовой точки зрения я чувствовал себя достаточно уверенно. Далее. Чем, к примеру, отличается банкрот от бедного человека? Первый потерял большие деньги, а второй и понятия не имеет, как их заработать. Я знаю, поэтому всегда заработаю.

— Новый бизнес не будет мешать вашим тренировкам?

— Частично, конечно, будет. Но мне не оставляют выбора, поскольку, повторю, я остро ощущаю недостаток финансирования со стороны государства. Я понимаю, к чему стремлюсь, и буду к этому идти, вне зависимости от того, помогут нам или нет. Пусть потом машут моей медалью. Мне, видимо, будет не особо приятно или, наоборот, очень приятно — я пока не знаю. Кроме того, в этом году мне исполнится 33 года, я для спорта уже престарелый тип, поэтому должен думать о том, чем буду заниматься впоследствии.

Разумеется, мне обидно. Например, я приезжаю во Францию и ощущаю себя героем. В Антибе, что в пятнадцати километрах от Ниццы и в десяти от Канн — это Лазурный берег, здесь расположен дом Онасисса, — с меня принципиально не берут денег. Здесь находится одна из сильнейших школ батута в мире, и меня чтут как известного спортсмена. Я в курсе, как живет, скажем, голландец Алан де Лафуэрте, который еле-еле попал на Олимпиаду и упал на первом же упражнении. Человек, который ничего не добился в спорте, ни разу не стоял на пьедестале, имеет особняк, автомобиль с олимпийскими кольцами, чтобы полиция не останавливала. Он чувствует себя спокойно. Я, в общем, тоже не жалуюсь на судьбу, но у меня, помимо собственной семьи, есть сестра, отец тяжело болеет. Мне надо родственникам помогать, от этого я никуда не денусь. У нас Северный, но Кавказ, и уважение к старшим было, есть и будет. Его не вытравит даже фашистский режим, наверное.

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

— Александр, как ваша жена отнеслась к тому, что вы покинули нефтяной бизнес?

— С одобрением. Инна, с которой мы познакомились давным-давно, когда учились в Краснодарском инфизкульте на одной кафедре, сейчас работает инструктором по художественной гимнастике. Она очень хорошо понимает меня и принимает все мои поступки, хотя характер у меня не подарок. Я очень жесткий человек, требовательно отношусь как к себе, так и к остальным. Иногда даже чувствую, что перегибаю палку.

— Требуете от Инны идеальной чистоты и порядка?

— Я не заставляю жену заниматься уборкой, потому что так должно быть! На Северном Кавказе женская тема "тонкая", почти как на Востоке. Вопрос чистоты, порядка не стоит. Инне даже не надо об этом напоминать, да она и сама чистюля, поэтому у нас все блестит.

— У вас особняк или квартира?

— Квартира. Мне ее вполне хватает. Я не ставлю своей целью перещеголять кого-то роскошью. Мы в одночасье стали какими-то непонятными новыми русскими. По-моему, количество приобретенных денег у многих стало затмевать разум. Кто-то стремится купить "весь мир". Я не настолько больной. Единственное, удовлетворил свою страсть к дорогим автомобилям, подарив себе "Мерседес".

— Вас никогда не заносило от посыпавшихся денег?

— Бывали разовые всплески, когда я покупал дорогущие понравившиеся мне вещи. Видимо, таким образом я пытался реализовать комплекс человека, выросшего в очень небогатой семье. Я родился в станице Переяславская Краснодарского края в семье учителей. Родители не могли купить мне джинсы, которые стоили 100 рублей, потому что денег катастрофически не хватало. Сейчас, когда я начал зарабатывать и достиг определенного уровня, то понимаю, что надо выглядеть хорошо, держать "марку". Но я же не Рокфеллер, чтобы менять Гуччи на Армани. Это, мне кажется, попахивает полубредом.

В основном я придерживаюсь разумного расходования средств. Но на жене никогда не экономлю. Она красавица, любимая женщина. Мне нравится ее наряжать. Это чисто мужское достоинство. Мужчина же не только, прошу прощения, самец, он, наверное, немножко больше. И не тот, кто может пойти и дать обидчику по морде. Мужчина — это тот, кто может содержать семью, принять друзей и который отвечает за свои слова.

— Интересно, какие у вас обязанности по дому?

— Быть дома. Я очень благодарен Инне за то, что она сохраняет теплоту очага, не дает ему угаснуть. Наш сын Никита, в мае ему исполнится восемь, всегда под присмотром.

— Платите за его образование?

— Нет. Это тоже бред — все эти новоиспеченные лицеи, колледжи. У меня мама — заслуженный учитель России, профессионал, который многое повидал на своем веку и заслужил это звание. Она уверена, что сменить вывеску можно, но учителя какими были, такими и остались. Все это такая ерунда!

На днях я летел в самолете со знакомыми французами и они говорили, что, мол, ваша бывшая система образования — шикарная, мы общаемся с русскими и понимаем, что они не узконаправленные, у них такие глобальные, широкие знания, какой области ни коснись. Не хотел бы делать для сына эксклюзивные вещи, чтобы он чувствовал себя отпрыском шейха Брунея. Мечтаю, чтобы он рос нормальным человеком и воспитывался так, как воспитывался я.

ВСЕ ПОД БОГОМ ХОДИМ

— Материально я помогаю своей родной станице, — говорит Москаленко. — Создал фонд поддержки спортсменам-инвалидам, причем не номинальный, а реальный. Я встретился с руководством сети магазинов на территории края, города. Речь идет о том, чтобы поставить на кассах "копилки". Человек, покупающий плазменный телевизор за 10 тысяч долларов, я надеюсь, 100 рублей бросит туда. Я умышленно стал президентом фонда, потому что сам под Богом хожу, у нас опасный вид спорта. И не позволю оттуда ни копейки украсть.

— Многие на Кубани приобретают телевизоры за 10 тысяч долларов?

— Наш край — богатый. Здесь вся пшеница, курорты, порты, три нефтезавода. Так что с материальным достатком у большей части населения все в порядке.

— Были случаи, когда кто-нибудь из батутистов сильно травмировался?

— Последним пострадавшим стал Сережа Егикян. Он парализован сейчас. На тренировке приземлился на шею. Вторую операцию перенес в Санкт-Петербурге, в Академии нейрохирургии. Он входил в состав сборной команды, был чемпионом России. Двадцать один год парню.

Или Сергей Погиба — чемпион мира, обладатель Кубка мира, чемпион Европы, спортсмен, который в свое время был эталоном на акробатической дорожке. На чемпионате страны маты разъехались, он провалился, встал на голову. В итоге — перелом позвоночника. Сергей уже сколько лет неподвижен. И про него забыли.


ОЛИМПИАДА ДЕНЕГ

— Игры в Солт-Лейк-Сити я бы назвал Олимпиадой нонсенсов, которые в моей голове не укладываются, — продолжает Москаленко. — Ну как можно было отдать вторую золотую медаль канадским фигуристам, к примеру!

— Полагаете, подобные инциденты продолжатся в Афинах в 2004 году?

— Это умножится на четыре, и главной девочкой для битья станет Россия. Мы показали свою слабость. Не добились ничего. Ни один наш протест не прошел. А против нас все протесты прошли на "ура".

— Вы не допускаете, что в ближайшее время МОК примет правила, которые положат конец беспределу?

— Думаю, если Международный олимпийский комитет возглавляют люди со здравым смыслом, они должны упорядочить свои законы, иначе наступит полный бардак. Можно будет вообще не ездить на Олимпийские игры, а просто заранее расписать места. Это будут Олимпиады денег — я завез полмиллиона долларов, оставил кому-то, сказав: "Слышь, давай я буду чемпионом". И все спортивные принципы рушатся.

— Впрочем, как показывает практика, нас всегда плохо принимают именно в Северной Америке, а в других странах — намного лучше.

— Североамериканский континент по-любому влияет и на политическую, и на спортивную атмосферу в Европе. Европейские страны дышат в ту же сторону. Смотрят, кто сильнее, туда и клонятся — это как ртуть перекатывается. Они, может быть, не вкатываются полностью, а где-то рядышком находятся. Но все равно спинками прислоняются, поэтому в Афинах нам придется сложно. Правда, нам может помочь то, что в Греции не очень чествуют Америку и НАТО в целом, к нам у греков более доброжелательное отношение, возможно, потому, что там много наших соотечественников живет.

ОБЫСК В АЭРОПОРТУ

— Вы нарисовали такую нерадостную, бесперспективную картину, что возникает вполне закономерный вопрос. Зачем вам, обладателю четырнадцати золотых медалей чемпионатов мира и одной олимпийской, выступать в Афинах?

— Я могу уйти с головой в бизнес или уехать за границу, у меня масса приглашений. Но мне кажется, я еще могу побороться за российский флаг. Может быть, я говорю пафосные вещи, но если вернуться к сиднейской Олимпиаде, то давайте вспомним, кто завоевал медали. Далеко за этим списком ходить не надо. На подмосковной спортбазе в Новогорске есть такая Валентина Ивановна, которая оформила стенды с фотографиями чемпионов, серебряных и бронзовых призеров. В арьергарде была старая гвардия: Немов, Сватковский, Привалова, Саутин. Грубо говоря, "деды". Мы выиграли за счет старой идеологии. Я еще рожден в те годы, когда за честь страны бились, как львы, не думая о премиальных. Помню, в 1992 году, когда мы поехали в Новую Зеландию на чемпионат мира, нас предупредили: "Никаких призов не будет. Но Россия в первый раз выступает отдельной командой. Надо побеждать!" Я ответил: "Надо так надо, нет вопросов".

С Димой Сватковским мы жили в Сиднее в одной комнате. Каждое утро он бегал кроссы, говорил: "Сил нет, умираю, нога болит". Но на последнем дыхании "выбежал" так, что на трехкилометровой дистанции отыграл 40 секунд. Ну это просто супер! Он после этого поехал отдыхать и все-таки порвал "ахилл".

Мне кажется, нынешняя молодежь на такие подвиги не способна. На подходе те, которые родились в те времена, когда за все приходится платить. Пошел человек в детский сад, поступил в институт, говорят: "Плати". Он начал подавать надежды — прыгать, фехтовать и спрашивает: "Подождите, а кто мне будет платить? Я плачу на каждом шагу".

— Американцы сильны своей идеологией?

— Я половину Олимпиады в Солт-Лейк-Сити провел в США, телевизор практически не выключал. Велась исключительно односторонняя игра. Американцы твердили: "Мы все такие хорошие, канадцы обязаны быть первыми. А вы — все остальные". А допинговые скандалы они освещали таким образом: "Ах, Россия? Понятно. Америка? Да быть такого не может". Идеологическая машина работает полным ходом. Наверное, так и нужно.

Мы говорим о том, что в брежневские времена, когда у нас была идеология, мы были закрытой страной. Америка — открытая страна. Но посмотрите, у них один в один такая же идеология: герб, флаг, стоять, сидеть, лежать.

Когда принялись мою жену в аэропорту трясти, мне стало противно. Таможенник достает визитницу, считает деньги, записывает номера кредитных карточек и так далее. Это даже не досмотр. Наверное, в гестапо так не обыскивали. Леша Немов с супругой проходят, у них в пакете — апельсин, яблоко и кулек с семечками. Он объясняет: "Это семечки, покушать с собой взяли". Ему разрешают: "Проходите". Вдруг стражник подлетает, молча выхватывает этот кулек и уходит. Это хамство, свинство, показатель того, что вы, мол, все ниже нас.

БАСКЕТБОЛ ВМЕСТО РАЗБОЯ

— Недавно в пригороде Краснодара — Пашковке открыли новую спортшколу. И знаете, она стала такой популярной, что теперь в авиабилетах пишут не Москва — Краснодар, как раньше, а Москва — Пашковка, — говорит Москаленко. — Я горжусь тем, что мне звонят знакомые и просят устроить их детей по блату в секции. Моя гражданская позиция: пусть ребенок не станет олимпийским чемпионом, но он не сделается и наркоманом. Родит нормальное потомство. Это уже будет политика десятилетий, политика страны. И почему бы идеологией России не сделать спорт? Ничего плохого в этом не вижу. Американцы же делают из спорта культ. Платят Шакилу О'Нилу 120 миллионов долларов — просто нереальные деньги. Зачем? А затем, чтобы те мальчишки из Гарлема, которые с ножами бегают, посмотрели бы баскетбольные матчи, покумекали между собой и пришли к выводу, что можно зарабатывать не разбоем, а собственным трудом.

Я всячески приветствую кампанию "Советского спорта" — "Телестадион — в каждый дом!". Считаю, что национальный спортивный канал необходим нам как воздух.


НАША СПРАВКА

Александр Москаленко

Родился 4 ноября 1969 г. в станице Переяславская Краснодарского края. Рост — 172 см, вес — 80 кг. Олимпийский чемпион в индивидуальном зачете, четырнадцатикратный чемпион мира. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса за уникальную комбинацию. В сборной команде страны с 1983 г. Первый тренер — А. Русин. Тренер — В.Дубко. Хобби — музыка. Живет в Краснодаре. Женат, имеет сына.

Новости. Архив